Тесты по обществознанию 9 класс
тест по обществознанию (9 класс) на тему
Тесты предназначены для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.docx | 886.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант № 1
1. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности...
1) научно-познавательной 2) социально-преобразовательной
3) художественно-эстетической 4) материально-производственной
2. Обмен информацией, мыслями, чувствами с помощью различных средств учёные обозначают понятием
1) учение 2) познание 3) общение 4) творчество
3. Василий приготовил торт на день рождения маме, какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что его деятельность носила творческий характер?
1) Он использовал рецепт из новой кулинарной книги.
2) Он заранее проконсультировался с бабушкой.
3) Он придумал, как украсить торт при помощи глазури.
4) Он взвешивал порции всех ингредиентов на кухонных весах.
4. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Влияние науки на общественное развитие в современном мире понизилось.
Б. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Что отличает науку от других форм (областей) культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира
6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.
Б. В произведениях искусства используются художественные образы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. В рыночной экономике, в отличие от командной
1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) устанавливается твердый курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) складываются хозяйственные пропорции
8. Виолетта приобрела в магазине новое платье за 6000 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство обмена 2) средство учёта 3) мировые деньги 4) средство накопления
9. В стране Б. ведущим типом хозяйственной деятельности является натуральное хозяйство, распределение ресурсов осуществляется в соответствии с обычаями. Какой тип экономической системы существует в стране Б.?
1) смешанная 2) рыночная 3) централизованная 4) традиционная
10. Верны ли следующие суждения о потребительском спросе?
А. Потребительский спрос ограничен размерами индивидуального дохода.
Б. Потребительский спрос ограничен ценами на товары-заменители.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
1) военнослужащие 2) молодёжь 3) консерваторы 4) москвичи
12. Типичным представителем среднего слоя советского общества был горожанин в первом или во втором поколении. Этот факт характеризует
1) социально-территориальный состав 2) половозрастную структуру
3) профессиональную структуру 4) социально-классовый состав
13. Верны ли следующие суждения об этносах?
А. Племена, народности, нации — это виды этносов.
Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Одна из задач политической партии в демократическом обществе —
1) участие в политической борьбе
2) контроль над частной жизнью избирателей
3) определение цен на товары и услуги
4) владение недвижимостью и акциями предприятий
15. Организация Z провела свой учредительный съезд и приняла программу действий. Какая информация позволяет судить о том, что данная организация является политической партией?
1) В состав организации вошли владельцы легковых автомобилей.
2) Организация заявила о том, что её цель – получить места в парламенте и правительстве.
3) Лидером организации стал известный журналист.
4) Члены организации разработали свои эмблему и гимн.
16. Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Одна из функций политической власти — управление общественными процессами.
Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию?
1) уголовного права 2) административного права 3) гражданского права 4) трудового права
18. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является
1) Правительство РФ 2) Федеральное Собрание РФ
3) Общественная палата 4) Конституционный Суд
19. Пётр заключил договор с фирмой о поставке книжного шкафа, однако в указанный срок фирма не доставила шкаф. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?
1) административного 2) гражданского 3) трудового 4) уголовного
20. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?
А. Права человека присущи всем людям от рождения.
Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) принимаются государством;
2) регулируют жизнь общества;
3) опираются на представления о добре и зле;
4) устанавливают правила поведения.
Черты сходства | Черты различия | ||
22. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАК |
| ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ |
А) выдвижение и проверка гипотез Б) создание художественных образов В) формирование чувства прекрасного Г) эстетическое наслаждение |
| 1) наука 2) искусство |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) Состоявшийся недавно конгресс представителей науки не оправдал ожиданий. (Б) Многие известные ученые не приняли в нем участие. (В) Отдельные доклады были поверхностными и бездоказательными.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A | Б | В |
24. В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Число тех, кто не считает школьное образование существенным фактором для жизненного успеха, остается неизменным.
2) Большинство из тех, кто получил хорошее школьное образование, сделали успешную карьеру.
3) Количество тех, кто считает, что образование, полученное в школе, имеет некоторое значение, за последние три года сократилось.
4) Многие из тех, кто отрицает значение школьного образования, имели низкую успеваемость.
5) За десятилетие число тех, кто считает, что образование не имеет никакого значения для дальнейшей карьеры, устойчиво сокращалось.
25. В стране А было проведено социологическое исследование среди молодёжи о мотивах получения высшего образования. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Желание родителей дать детям высшее образование остаётся одним из основных мотивов молодёжи при поступлении в вуз.
2) Современная молодёжь понимает, что в условиях информационного общества профессиональные знания позволяют иметь высокий доход в будущем.
3) Молодёжь стремится к получению высшего образования, только чтобы не работать в будущем.
4) Молодые люди осознанно стремятся получить высшее образование, менее всего ориентируясь на желание своих родителей.
5) В обществе сложилось негативное отношение к молодёжи, стремящейся иметь высшее образование.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
27. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))?
28. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)?
29. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
30. Авторы упоминают выборы, проводимые на «честной основе». Укажите любые три требования, которым должны соответствовать демократические выборы.
31. Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.
Вариант № 1
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
1) способы воздействия граждан на государственную политику;
2) власть большинства как общепризнанный показатель демократии;
3) власть большинства и защита прав меньшинств;
4) гражданское общество и новый тип граждан.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))?
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны два показателя:
1) периодические выборы;
2) участие в объединениях по интересам, общественных движениях, профессиональных союзах и др.
Способы могут быть сформулированы иначе.
28. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)?
Пояснение.
Могут быть названы следующие два способа влияния:
1)во время выборов граждане могут отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями;
2)В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д.
29. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: независимое от государства объединение людей, образованное по инициативе самих граждан для совместного решения тех или иных вопросов, вызванных общими нуждами
(смысл понятия может быть сформулирован иначе);
2) два примера, допустим:
а) жители микрорайона создали общественную организацию, которая добилась отмены принятого решения о строительстве нового торгового центра на месте парка;
б) общество защиты прав потребителей представляет в суде интересы потребителей, пострадавших от недобросовестных производителей товаров и услуг.
Могут быть приведены другие примеры деятельности организаций гражданского общества.
30. Авторы упоминают выборы, проводимые на «честной основе». Укажите любые три требования, которым должны соответствовать демократические выборы.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие требования к демократическим выборам:
1) возможность выбора из нескольких кандидатов (партий), представляющих разные политические силы (выборы на альтернативной основе);
2) возможность получения правдивой и честной информации о кандидатах (политических партиях);
3) всеобщее, равное право каждого гражданина участвовать в выборах;
4) тайное голосование;
5) свободное и добровольное участие граждан.
Требования могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
31. Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.
Пояснение.
Могут быть даны такие объяснения:
1) участие в выборах приучает соотносить заявления и обещания кандидатов с интересами, например, жителей города;
2) обращаясь в органы власти, граждане часто отстаивают общие интересы какой-либо группы.
Могут быть даны другие объяснения указанной связи.
Вариант № 2
1. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?
1) Индийское общество многие века было разделено на касты.
2) Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.
3) Общество собаководов провело выставку собак бойцовых пород.
4) Общество любителей древностей издаёт ежемесячный журнал.
2. Игра, в отличие от иных видов деятельности, предполагает
1) преобразование природной среды 2) наличие воображаемой обстановки
3) передачу определённой информации 4) общение с другими людьми
3. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как
1) личность 2) администратора 3) интеллигентного человекА 4) профессионала
4. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек является частью природы.
Б. Человек развивается под влиянием и природы, и общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. К объектам материальной культуры относится (ятся)
1) паровая машина 2) правила поведения в кино 3) ритуал смены воинского караула
4) миф о подвигах Геракла
6. Верны ли суждения о религии?
А. В современном мире сохранились ранние формы религиозных верований
такие как: тотемизм, анимизм, фетишизм.
Б. Христианство, конфуцианство, буддизм, ислам относятся к мировым
религиям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Южные районы страны В сосредоточены на производстве и продаже чая, западные – на выращивании цитрусовых. Данный пример свидетельствует о таком экономическом явлении, как
1) географическая специализация 2) эффективность производства
3) разделение труда 4) производительность труда
8. Виолетта приобрела в магазине новое платье за 6000 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство обмена 2) средство учёта 3) мировые деньги 4) средство накопления
9. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей, а расходы — 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о
1) сохранении плановых начал в экономике 2) увеличении налоговых поступлений
3) дефиците государственного бюджета 4) падении курса рубля
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?
А. В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику.
Б. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Какой из перечисленных статусов является предписанным?
1) мужчина 2) профессор 3) мать 4) автовладелец
12. Проведенные в 70-е годы XX века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в десять раз меньше, чем у выходца из высших слоев общества. Этот факт отражает неравенство
1) индивидуальных возможностей 2) личных дарований
3) социального происхождения 4) социальных ролей
13. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Главная задача социальных норм – регулировать общественную жизнь, деятельность людей.
Б. Социальные нормы позволяют сделать жизнь общества более стабильной и предсказуемой.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Признаком любого государства является
1) многопартийность 2) разделение властей 3) суверенитет 4) парламентаризм
15. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были
1) неравными 2) ограниченными 3) непрямыми 4) многостепенными
16. Верны ли следующие суждения о формах правления?
А. Все современные демократические государства являются республиками.
Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Что относится к социальным правам человека?
1) право на труд 2) право на жизнь 3) избирательные права 4) право собственности
18. Конституция страны как Основной Закон государства отличается тем, что
1) она принимается президентом
2) ее положениям не должны противоречить все остальные нормативные акты
3) она принимается парламентом страны
4) ее положения не могут быть пересмотрены
19. Инициативная группа граждан выступила против строительства нового супермаркета на территории парка. В итоге организованных группой массовых выступлений жителей микрорайона решение о строительстве было отменено. Данная ситуация говорит о наличии
1) развитой политической системы 2) местного самоуправления
3) гражданского общества 4) демократического режима
20. Верны ли следующие суждения о судебной власти в РФ?
А. Судопроизводство в РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Б. Судебная власть независима и руководствуется только Конституцией РФ и федеральным законодательством.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) развитие промышленности; 2) наличие норм общественной жизни;
3) признание прав и свобод граждан; 4) создание культурных ценностей.
Черты сходства | Черты различия | ||
22. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
А) фиксируется в законах и под законных актах Б) регулируется общественные отношения В) охраняются силой государства Г) отражают общественное мнение Д) поведение оценивается с позиции добра и зла |
| 1) моральные 2) правовые 3) и моральные, и правовые |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) Нынешняя Конституция нашей страны была принята на общегосударственном референдуме. (Б) Принятие этого документа способствовало развитию демократии в нашей стране. (В) Одна из глав Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A | Б | В |
24. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Как вы думаете, зачем в наше время люди уезжают из своей страны за границу на длительный срок?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Считают, что люди уезжают за границу на длительный срок в поисках заработка, более четверти опрошенных граждан.
2) Считают, что граждане уезжают за границу учиться, больше опрошенных, чем создать семью.
3) Не видят в своей стране возможностей для самореализации очень небольшое число опрошенных.
4) Считает, что люди уезжают попутешествовать и посмотреть мир, каждый третий опрошенный.
5) Считают, что люди уезжают в поисках лучшей жизни и что они уезжают в поисках стабильности, одинаковое число опрошенных.
25. В стране X был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы живете?» Результаты опроса представлены в таблице.
Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди населения страны X нет единства мнений по вопросам экологической обстановки.
2) Правительству страны X можно посоветовать увеличить финансирование программ по экологическому просвещению граждан.
3) Экология является самой острой проблемой для экономики страны X.
4) Основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в благоприятной экологической обстановке.
5) При развитии производства должен быть усилен экологический контроль.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Совокупность всех факторов, влияющих на развитие общества, приводит к тому, что исторически складываются различные экономические системы: традиционная с элементами натурального хозяйства, командно-административная система с жёстким централизованным планированием и управлением, рыночная экономика и смешанная экономика. Различие между ними лежит в методах принятия решений по основным экономическим проблемам.
В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерны: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды.
Достаточно длительный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство свободно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов,
а потому современная государственная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоёв населения, а чётко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.
27. Какие типы экономических систем перечислены автором текста? Укажите любые две из них и характерный признак каждой.
28. Какие признаки, по мнению автора, характерны для смешанной экономики? Используя текст, укажите любые три признака.
29. Какие экономические функции выполняет государство в смешанной экономике, по мнению автора? Используя текст и обществоведческие знания, укажите четыре экономических функции государства.
30. Автор пишет о значительной роли государства в реализации возможностей рыночного хозяйства обеспечить научно-техническое и экономическое развитие страны. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три примера, характеризующие роль государства в создании условий для эффективного функционирования рыночной экономики.
31. Автор отмечает положительные результаты регулирования государством рыночного хозяйства. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику.
Вариант 2
26. 1. Типы экономических систем и их особенности.
2. Основные черты смешанной экономики.
3. Экономические функции государства.
4. Положительные результаты функционирования моделей смешанной экономики.
27. Какие типы экономических систем перечислены автором текста? Укажите любые две из них и характерный признак каждой.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) типы экономических систем:
− традиционная;
− командно-административная;
− рыночная;
− смешанная;
2) признак:
− традиционная – натуральное хозяйство;
− кoманднo-административная − жёсткое централизованное
планирование и управление хозяйством;
− рыночная – экономическая свобода.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
28. Какие признаки, по мнению автора, характерны для смешанной экономики? Используя текст, укажите любые три признака.
1) развитый рынок;
2) экономическая свобода;
3) разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения;
4) активная регулирующая роль государства.
29. 1) две функции государства, названные в тексте:
− ориентация страны на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов;
− применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды;
2) дополнительно:
− производство общественных благ;
− обеспечение занятости;
− регулирование денежного обращения.
Могут быть приведены другие примеры.
30. Автор пишет о значительной роли государства в реализации возможностей рыночного хозяйства обеспечить научно-техническое и экономическое развитие страны. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три примера, характеризующие роль государства в создании условий для эффективного функционирования рыночной экономики.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) Антимонопольное законодательство позволяет предотвратить разрушительные для конкуренции последствия монополизма. Во всех развитых странах действует антимонопольное законодательство, например: "Закон о конкуренции" в Канаде, Антимонопольный закон в Японии.
2) В РФ с 2012 года принята государственная программа "Развитие науки и технологий", благодаря которой оказывается финансовая поддержка научных исследований.
3) Создание бизнес-инкубаторов, объектов инфраструктуры, занимающихся поддержкой малого и среднего предпринимательства, минимизирует риски и повышает устойчивость малых предприятий;
4) Конституцией РФ ст. 8 и 35 признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная и иные формы собственности.
31. Автор отмечает положительные результаты регулирования государством рыночного хозяйства. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику.
1) рынок порождает неравенство доходов и богатств, большие различия в благосостоянии граждан, вызывая рост социальной напряжённости в обществе, роль государства – смягчить неравенство доходов и богатств, например, изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны;
2) внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества могут иметь большое значение, но рынком не учитываются, пример отрицательного внешнего эффекта – загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности, государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка;
3) трудности создания общественных благ, равно доступных всем, на коммерческой основе, поэтому государство призвано обеспечить всем гражданам равные исходные возможности получения образования, медицинской помощи, правовой защиты.
Вариант № 3
1. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?
1) производителей и потребителей 2) партий и государства 3) родителей и детей
4) писателей и читателей
2. Что относится к видам искусства?
1) живопись 2) литературоведение 3) история 4) искусствознание
3. К основным категориям нравственности относятся понятия
1) причина и следствие 2) истина и познание 3) чувства и разум 4) честь и достоинство
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется в процессе социализации.
Б. Одной из составляющих личности являются жизненные ценности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
1) мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль
6. Верны ли следующие суждения о сущности тенденций развития образования?
А. Гуманизация образования — это повышение роли социально-гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, права и др.) в образовательном процессе.
Б. Гуманитаризация образования — это повышение внимания к личности обучающегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. К расходной части государственного бюджета относится
1) обслуживание государственного долга 2) государственная пошлина
3) акцизный сбор 4) подоходный налог
8. Доход в денежной форме, получаемый наёмным работником за предоставление определённой трудовой услуги, называют
1) прибылью 2) зарплатой 3) дивидендом 4) стимулом
9. В каком из перечисленных случаев идёт речь о производстве государством общественных благ?
1) содержание вооружённых сил 2) повышение выплат многодетным семьям
3) введение новых технических стандартов 4) осуществление денежной эмиссии
10. Верны ли суждения о рынке?
А. Рынок порождает тенденцию к монополизации производства.
Б. Рынок решает все региональные проблемы с распределением ресурсов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры 2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти 4) многообразие отношений собственности
12. Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина?
1) Ирина Валерьевна проработала в школе 25 лет.
2) Легкоатлеты завоевали медаль на Олимпийских играх.
3) Юрий Анатольевич голосовал на выборах.
4) Александр Николаевич купил телевизор отечественного производства.
13. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений.
Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Что характеризует политическую партию, в отличие от других объединений граждан?
1) объединение единомышленников 2) стремление к получению власти
3) удовлетворение потребностей людей 4) общие интересы участников
15. В государстве Z всенародно избранный президент является одновременно главой государства и главой правительства. Какова форма правления в государстве Z?
1) парламентская республика 2) президентская республика
3) абсолютная монархия 4) парламентская монархия
16. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государстве ни при каких условиях не могут вводиться ограничения прав и свобод людей.
Б. В демократическом государстве гарантируется существование политической оппозиции.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. К специфическим правам ребенка относится(ятся)
1) право на жизнь 2) право жить в семье 3) право собственности 4) избирательные права
18. Президент Российской Федерации
1) избирается всенародным голосованием 2) назначается сроком на 5 лет
3) избирается Государственной Думой 4) утверждается Федеральным Собранием
19. На время летних каникул девятиклассник устроился на временную работу официантом в кафе. Какое условие обязательно для его режима работы?
1) Девятиклассник не имеет права подписывать трудовой договор с работодателем.
2) Девятиклассник имеет право на получение дополнительного месячного оклада.
3) Девятиклассник не может претендовать на отпуск в летнее время.
4) Девятиклассник должен иметь сокращённую продолжительность рабочего дня.
20. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
А. Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека.
Б. Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. В приведенном списке указаны черты сходства понятий «искусство» и «наука» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) отражает представления человека о мире и своем месте в нем;
2) не зависит от мнения конкретного человека;
3) выражает точку зрения конкретного человека;
4) является частью духовной жизни человека.
Черты сходства | Черты различия | ||
22. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ТИПЫ РЕЖИМОВ |
А) гарантии прав и свобод личности Б) власть единой массовой партии В) официальная обязательная идеология Г) политический плюрализм |
| 1) демократический 2) тоталитарный |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Мария изучает астрономию в университете. (Б) Учёба занимает много сил и времени, Мария часто посещает библиотеку и дополнительные занятия. (В) Только такой усердный подход к изучению астрономии позволяет Марии, по нашему убеждению, быть отличницей в своих любимых дисциплинах.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
|
|
|
24. В 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: Откуда, из каких источников вы чаще всего узнаете о том, что происходит в стране и мире (участники могли выбирать не более двух позиций)? Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основным источником информации для молодежи выступает Интернет.
2) Печатная пресса, как источник информации, для пожилых важнее, чем для молодых.
3) Главный потребитель радиоинформации — люди старше 60 лет.
4) Сведения из рассказов близких черпают более всего люди старше 25 лет.
5) Значение телевидения как источника информации наименее значимо для молодежи.
25. В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Большинство ситуаций таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных. Лучшую, естественно, для того, кто выбирает...
Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.
По принципу «всё или ничего» может быть принято совсем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развёрнутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссный выбор — частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.
Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решения, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больной астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока. В результате принятые правительством допустимые нормы являются компромиссными с учётом противоположных интересов данных групп людей.
(Российская экономика. − М., 1997)
27. Укажите, как определяет автор компромиссный выбор? Приведите два собственных примера компромиссного выбора.
28. Автор пишет, что в большинстве ситуаций нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных. О какой ключевой проблеме экономики здесь идёт речь? Назовите три основных фактора производства. Об ограниченности какого фактора говорит автор приведённого текста?
29. Автор приводит пример компромиссного выбора, который делает правительство. Как называется смета доходов и расходов государства, которая даёт возможность правительству делать подобный выбор? Какую часть этой сметы, доходную или расходную, представляет данный пример? Приведите по одному собственному примеру доходной и расходной части сметы государства, указав, к какой части сметы относится ваш пример.
30. Дискуссии о роли государства в экономике ведутся не одно столетие. Какие аргументы приводят защитники активного государственного вмешательства в рыночную экономику? Приведите три аргумента.
31. Автор говорит о том, что наиболее проблемными являются решения, связанные с экологией. Приведите два объяснения, почему в современном мире экологические проблемы являются наиболее насущными.
Вариант 3
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
1. Проблема выбора в экономике.
2. Что такое «компромиссный выбор».
3. Решения, связанные с экологией, как наиболее проблемные с точки зрения компромиссного выбора.
27. Укажите, как определяет автор компромиссный выбор? Приведите два собственных примера компромиссного выбора.
1) Дано авторское определение компромиссного выбора: частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.
2) Приведены два собственных примера компромиссного выбора:
А) Семья решает сэкономить средства для покупки нового автомобиля, отказавшись от поездки на горнолыжный курорт.
Б) Директор фирмы отказывается от найма новых сотрудников и расширения производства, сэкономив средства на покупку нового оборудования.
.28. Автор пишет, что в большинстве ситуаций нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных. О какой ключевой проблеме экономики здесь идёт речь? Назовите три основных фактора производства. Об ограниченности какого фактора говорит автор приведённого текста?
1. Названа ключевая проблема: ограниченность ресурсов при возрастающих потребностях общества.
2. Названы три фактора производства: земля, труд, капитал.
3. Назван фактор, ограниченности которого посвящён данный текст: капитал.
29. Автор приводит пример компромиссного выбора, который делает правительство. Как называется смета доходов и расходов государства, которая даёт возможность правительству делать подобный выбор? Какую часть этой сметы, доходную или расходную, представляет данный пример? Приведите по одному собственному примеру доходной и расходной части сметы государства, указав, к какой части сметы относится ваш пример.
1. Правильно названа смета доходов и расходов государства: государственный бюджет.
2. Правильно указана часть сметы: расходная.
3. Приведены примеры:
– доходная часть — поступления от налоговых сборов;
– расходная часть — социальные выплаты.
30. Дискуссии о роли государства в экономике ведутся не одно столетие. Какие аргументы приводят защитники активного государственного вмешательства в рыночную экономику? Приведите три аргумента.
1. Одна из обязанностей государства — сглаживать экономическое неравенство между людьми.
2. Государство обязано обеспечить правовую базу экономики.
3. Государство обязано защищать интересы потребителей.
Могут быть приведены иные аргументы.
31. Автор говорит о том, что наиболее проблемными являются решения, связанные с экологией. Приведите два объяснения, почему в современном мире экологические проблемы являются наиболее насущными.
1. Экологические проблемы являются мировыми глобальными проблемами, без решения которых существование человечества находится под угрозой.
2. В условиях постоянно расширяющегося промышленного производства проблемы, связанные с минимизацией ущерба от промышленного роста, стоят особенно остро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по обществознанию 11 класс. Социальная сфера
Тестовые задания к разделу Социальная сфера......
Тесты по обществознанию. 10 класс
Предлагаются тематические тесты по курсу "Обществознание" (базовый уровень, 10 класс. Представлены тесты по темам: "Общество", "Познание", "Научное знание","Культура" и др....
Тесты по обществознанию 10 класс
ТЕСТЫ к темам Человек,Общество,Деятельность,Познание и др.....
Тест по обществознанию для учащихся 8 класса "Спрос и предложение"
Тест по обществознанию для учащихся 8 класса "Спрос и предложение"разработан по программе А.И.Кравченко. он содержит задания блока А и В + ответы....
Пробные тесты по обществознанию 9 класс
пробные тесты на основе базовых (без ключей)...
Тесты по обществознанию 10 класс
Тесты предназначены для текущего и итогового контроля...
Тесты по обществознанию для 10 класса
Тесты по обществознанию для 10 класса...