Пробные тесты по обществознанию 9 класс
тест по обществознанию (9 класс) по теме

пробные тесты на основе базовых (без ключей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc56 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon 3.doc56 КБ
Microsoft Office document icon 4.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

А1 Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества  

1)  социальной    2)  трудовой    3)  экономической     4)   технической

 

А2 Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в  

1)  дыхании     2)  питании      3)  самосохранении     4)  самореализации

 

А3 Володя  хорошо  учится,  проявляет  ответственность  и  самостоятельность  в  поступках.  Он  занимается  в  кружке  авиамоделирования  и  в  музыкальной  школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как

1)  индивида         2)  личность         3)  ученика         4)  товарища

 

А4 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А.  Климатические условия влияют на развитие общества.

Б.  Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1)  верно только А   2)  верно только Б  3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А5 Что отличает искусство от других форм культуры?

1)  стремление получить истинное знание        2)  использование художественных образов

3)  опора на представления о добре и зле          4)  отражение окружающего мира  

А6 Верны ли следующие суждения о религии?

А.  Религия  опирается  на  представления  людей  о  влиянии  сверхъестественных сил на их жизнь.

Б.  Религия устанавливает определенные правила поведения.

 

1)  верно только А 2)  верно только Б   3)  верны оба суждения   4)  оба суждения неверны

 

А7 В  стране Z признаются  и  защищаются  равным  образом  различные  формы  собственности.  В  своей  деятельности  фирмы  ориентируются  на  потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести  экономику страны Z?

1)  плановому       2)  рыночному       3)  командному          4)  традиционному

 

А8 Вознаграждение,  которое  предприятие  обязано  выплачивать  работникам  за  их труд, называют

1)  прибылью      2)  налогом     3)  заработной платой    4)  прожиточным минимумом

 

А9 Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)  мера стоимости  2)  средство платежа    3)  средство обмена    4)  мировые деньги

 

А10 Верны  ли  следующие  суждения  о  роли  государства  в  условиях  рыночной  экономики?

А.  Государство  в  условиях  рынка  является  основным  собственником  факторов производства.

Б.  Государство  в  условиях  рынка  осуществляет  централизованное  распределение товаров и услуг.

1)  верно только А    2)  верно только Б    3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны    

А11 Структура общества представлена социальными общностями и группами в  многообразии  их  связей.  Какая  социальная  группа  выделена  по  профессиональному признаку?

1)  пассажиры            2)  демократы            3)  горожане               4)  инженеры

 

А12 Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:  родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества  говорят эти стихотворные строки?

1)  организация совместного досуга              2)  укрепление родственных связей

3)  совместное ведение домашнего хозяйства                4)  воспитание детей

 

А13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.

Б. Завершение конфликта  всегда связано с его полным разрешением.

1)  верно только А    2)  верно только Б  3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А14 Что является признаком любого государства?

1)  взимание налогов и сборов  2)  демократический режим   3)  разделение властей  

 4)  федеративное устройство

 

А15 В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная  власть  осуществляется  парламентом,  избираемым  гражданами,  исполнительная – правительством,  формируемым  по  результатам  парламентских  выборов.  Также  действуют  независимые  судебные  органы.  Какая форма правления сложилась в стране Z?

1)  президентская республика        2)  авторитарная республика   3)  унитарная монархия  

4)  конституционная монархия  

А16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А.  Политическая  партия  объединяет  сторонников  одной  политической  программы.

Б.  Политические  партии  предлагают  решения  социально-экономических  проблем общества.

1)  верно только А         2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А17 К гражданским (личным) правам человека относится право

1)  на жилище  2)  на судебную защиту чести и достоинства  

3)  на социальное обеспечение по возрасту  4)  на образование

 

А18 В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые  органами  власти  и  местного  самоуправления,  должны  соответствовать  Конституции  РФ.  Какой  признак  Конституции  проявляется  в  данной  ситуации?

1)  суверенная государственность     2)  высшая юридическая сила     3)  прямое действие  

   4)  особый порядок принятия

 

А19 Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с  банком регулируются нормами права

1)  трудового    2)  гражданского     3)  государственного       4)  коммерческого

 

А20 Верны  ли  следующие  суждения  о  трудоустройстве  несовершеннолетних      граждан?

А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б.  Несовершеннолетние  граждане  могут  трудиться  в  сфере  рекламы  и  искусства с раннего детства.

1)  верно только А     2)  верно только Б   3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны  Часть 2(8)

В1. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. основывается на вере в сверхъестественное
  2. является областью духовной культуры
  3. влияет на нормы поведения людей
  4. использует культы и ритуалы

Черты сходства

Черты отличия

В2. Найдите в приведенном ниже списке расходные статьи государственного бюджета и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) содержание армии

4) прибыль государственных предприятий

2) выплата пенсий

5) продажа государственных ценных бумаг

3) акцизы

Ответ: ___________

В3. Установите соответствие между формами демократии и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

А) всенародное избрание президента

1) прямая

Б) референдум

2) представительная

В) выборы депутатов парламента

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «административный проступок».

1) правонарушение,        2) действие,        3) нарушение общественного порядка,

4) арест,                5) судимость.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ:________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов.

Статья 41.

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в Период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42.

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

2. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Когда может быть заключен брачный договор?

С3. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

С4. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

С5. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона — что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

С6. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



Предварительный просмотр:

А1 Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества  

1)  социальной    2)  трудовой    3)  экономической     4)   технической

 

А2 Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в  

1)  дыхании     2)  питании      3)  самосохранении     4)  самореализации

 

А3 Володя  хорошо  учится,  проявляет  ответственность  и  самостоятельность  в  поступках.  Он  занимается  в  кружке  авиамоделирования  и  в  музыкальной  школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как

1)  индивида         2)  личность         3)  ученика         4)  товарища

 

А4 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А.  Климатические условия влияют на развитие общества.

Б.  Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1)  верно только А   2)  верно только Б  3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А5 Что отличает искусство от других форм культуры?

1)  стремление получить истинное знание        2)  использование художественных образов

3)  опора на представления о добре и зле          4)  отражение окружающего мира  

А6 Верны ли следующие суждения о религии?

А.  Религия  опирается  на  представления  людей  о  влиянии  сверхъестественных сил на их жизнь.

Б.  Религия устанавливает определенные правила поведения.

 

1)  верно только А 2)  верно только Б   3)  верны оба суждения   4)  оба суждения неверны

 

А7 В  стране Z признаются  и  защищаются  равным  образом  различные  формы  собственности.  В  своей  деятельности  фирмы  ориентируются  на  потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести  экономику страны Z?

1)  плановому       2)  рыночному       3)  командному          4)  традиционному

 

А8 Вознаграждение,  которое  предприятие  обязано  выплачивать  работникам  за  их труд, называют

1)  прибылью      2)  налогом     3)  заработной платой    4)  прожиточным минимумом

 

А9 Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)  мера стоимости  2)  средство платежа    3)  средство обмена    4)  мировые деньги

 

А10 Верны  ли  следующие  суждения  о  роли  государства  в  условиях  рыночной  экономики?

А.  Государство  в  условиях  рынка  является  основным  собственником  факторов производства.

Б.  Государство  в  условиях  рынка  осуществляет  централизованное  распределение товаров и услуг.

1)  верно только А    2)  верно только Б    3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны    

А11 Структура общества представлена социальными общностями и группами в  многообразии  их  связей.  Какая  социальная  группа  выделена  по  профессиональному признаку?

1)  пассажиры            2)  демократы            3)  горожане               4)  инженеры

 

А12 Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:  родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества  говорят эти стихотворные строки?

1)  организация совместного досуга              2)  укрепление родственных связей

3)  совместное ведение домашнего хозяйства                4)  воспитание детей

 

А13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.

Б. Завершение конфликта  всегда связано с его полным разрешением.

1)  верно только А    2)  верно только Б  3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А14 Что является признаком любого государства?

1)  взимание налогов и сборов  2)  демократический режим   3)  разделение властей  

 4)  федеративное устройство

 

А15 В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная  власть  осуществляется  парламентом,  избираемым  гражданами,  исполнительная – правительством,  формируемым  по  результатам  парламентских  выборов.  Также  действуют  независимые  судебные  органы.  Какая форма правления сложилась в стране Z?

1)  президентская республика        2)  авторитарная республика   3)  унитарная монархия  

4)  конституционная монархия  

А16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А.  Политическая  партия  объединяет  сторонников  одной  политической  программы.

Б.  Политические  партии  предлагают  решения  социально-экономических  проблем общества.

1)  верно только А         2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А17 К гражданским (личным) правам человека относится право

1)  на жилище  2)  на судебную защиту чести и достоинства  

3)  на социальное обеспечение по возрасту  4)  на образование

 

А18 В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые  органами  власти  и  местного  самоуправления,  должны  соответствовать  Конституции  РФ.  Какой  признак  Конституции  проявляется  в  данной  ситуации?

1)  суверенная государственность     2)  высшая юридическая сила     3)  прямое действие  

   4)  особый порядок принятия

 

А19 Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с  банком регулируются нормами права

1)  трудового    2)  гражданского     3)  государственного       4)  коммерческого

 

А20 Верны  ли  следующие  суждения  о  трудоустройстве  несовершеннолетних      граждан?

А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б.  Несовершеннолетние  граждане  могут  трудиться  в  сфере  рекламы  и  искусства с раннего детства.

1)  верно только А   2)  верно только Б     3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны  

Часть 2(10)

В1. В приведенном списке указаны черты сходства гражданского и трудового права и отличия гражданского права от трудового. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. регулирует имущественные отношения граждан
  2. является отраслью права
  3. выражает установленные государством нормы
  4. определяет правила взаимодействия работника и работодателя

Черты сходства

Черты отличия

В2. Найдите в приведенном ниже списке примеры негативного воздействия общества на природу и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. организация национального парка
  2. промышленное загрязнение русла реки
  3. вырубка парка под строительство жилья
  4. принятие программы сохранения амурских тигров
  5. принятие экологического законодательства

Ответ: _______________

В3. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) точность и достоверность знании

1) искусство

Б) использование художественных образов

2) наука

В) воспитание эстетического вкуса

Г) направленность на поиск объективной истины

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «государственное регулирование экономики»

1) таможенные пошлины, 2) закон стоимости, 3) подоходный налог, 4) общественные работы, 5) антитрестовское законодательство.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: _______________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С6.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х го дов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют* среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

С3. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

С5. Михаил H. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, е точки зрения автора приведенного текста* к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы е таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.



Предварительный просмотр:

А1 Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества  

1)  социальной    2)  трудовой    3)  экономической     4)   технической

 

А2 Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в  

1)  дыхании     2)  питании      3)  самосохранении     4)  самореализации

 

А3 Володя  хорошо  учится,  проявляет  ответственность  и  самостоятельность  в  поступках.  Он  занимается  в  кружке  авиамоделирования  и  в  музыкальной  школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как

1)  индивида         2)  личность         3)  ученика         4)  товарища

 

А4 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А.  Климатические условия влияют на развитие общества.

Б.  Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1)  верно только А   2)  верно только Б  3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А5 Что отличает искусство от других форм культуры?

1)  стремление получить истинное знание        2)  использование художественных образов

3)  опора на представления о добре и зле          4)  отражение окружающего мира  

А6 Верны ли следующие суждения о религии?

А.  Религия  опирается  на  представления  людей  о  влиянии  сверхъестественных сил на их жизнь.

Б.  Религия устанавливает определенные правила поведения.

 

1)  верно только А 2)  верно только Б   3)  верны оба суждения   4)  оба суждения неверны

 

А7 В  стране Z признаются  и  защищаются  равным  образом  различные  формы  собственности.  В  своей  деятельности  фирмы  ориентируются  на  потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести  экономику страны Z?

1)  плановому       2)  рыночному       3)  командному          4)  традиционному

 

А8 Вознаграждение,  которое  предприятие  обязано  выплачивать  работникам  за  их труд, называют

1)  прибылью      2)  налогом     3)  заработной платой    4)  прожиточным минимумом

 

А9 Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)  мера стоимости  2)  средство платежа    3)  средство обмена    4)  мировые деньги

 

А10 Верны  ли  следующие  суждения  о  роли  государства  в  условиях  рыночной  экономики?

А.  Государство  в  условиях  рынка  является  основным  собственником  факторов производства.

Б.  Государство  в  условиях  рынка  осуществляет  централизованное  распределение товаров и услуг.

1)  верно только А    2)  верно только Б    3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны    

А11 Структура общества представлена социальными общностями и группами в  многообразии  их  связей.  Какая  социальная  группа  выделена  по  профессиональному признаку?

1)  пассажиры            2)  демократы            3)  горожане               4)  инженеры

 

А12 Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:  родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества  говорят эти стихотворные строки?

1)  организация совместного досуга              2)  укрепление родственных связей

3)  совместное ведение домашнего хозяйства                4)  воспитание детей

 

А13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.

Б. Завершение конфликта  всегда связано с его полным разрешением.

1)  верно только А    2)  верно только Б  3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А14 Что является признаком любого государства?

1)  взимание налогов и сборов  2)  демократический режим   3)  разделение властей  

 4)  федеративное устройство

 

А15 В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная  власть  осуществляется  парламентом,  избираемым  гражданами,  исполнительная – правительством,  формируемым  по  результатам  парламентских  выборов.  Также  действуют  независимые  судебные  органы.  Какая форма правления сложилась в стране Z?

1)  президентская республика        2)  авторитарная республика   3)  унитарная монархия  

4)  конституционная монархия  

А16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А.  Политическая  партия  объединяет  сторонников  одной  политической  программы.

Б.  Политические  партии  предлагают  решения  социально-экономических  проблем общества.

1)  верно только А         2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А17 К гражданским (личным) правам человека относится право

1)  на жилище  2)  на судебную защиту чести и достоинства  

3)  на социальное обеспечение по возрасту  4)  на образование

 

А18 В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые  органами  власти  и  местного  самоуправления,  должны  соответствовать  Конституции  РФ.  Какой  признак  Конституции  проявляется  в  данной  ситуации?

1)  суверенная государственность     2)  высшая юридическая сила     3)  прямое действие  

   4)  особый порядок принятия

 

А19 Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с  банком регулируются нормами права

1)  трудового    2)  гражданского     3)  государственного       4)  коммерческого

 

А20 Верны  ли  следующие  суждения  о  трудоустройстве  несовершеннолетних      граждан?

А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б.  Несовершеннолетние  граждане  могут  трудиться  в  сфере  рекламы  и  искусства с раннего детства.

1)  верно только А       2)  верно только Б     3)  верны оба суждения       4)  оба суждения неверны  

Часть 2 (9)

В1. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. открывают человеку новые возможности
  2. влияют на деятельность человека
  3. выражаются в ощущении нехватки чего-либо
  4. меняются с возрастом

Черты сходства

Черты отличия

В2. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, регулируемые нормами трудового права, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. прием на работу
  2. выдача ипотечного кредита
  3. установление опеки и попечительства
  4. образование акционерного общества
  5. предоставление отпуска

Ответ: ______________

В3. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции государства

1) экономическая

Б) продажа товаров в магазине

2) политическая

В) принятие присяги главой государства

Г) предвыборная агитация избирателей

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».

1) творчество, 2) живопись, 3) архитектура, 4) наука, 5) театр.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ________________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...»

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)

С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.

С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.

С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции



Предварительный просмотр:

А1 Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества  

1)  социальной    2)  трудовой    3)  экономической     4)   технической

 

А2 Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в  

1)  дыхании     2)  питании      3)  самосохранении     4)  самореализации

 

А3 Володя  хорошо  учится,  проявляет  ответственность  и  самостоятельность  в  поступках.  Он  занимается  в  кружке  авиамоделирования  и  в  музыкальной  школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как

1)  индивида         2)  личность         3)  ученика         4)  товарища

 

А4 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А.  Климатические условия влияют на развитие общества.

Б.  Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1)  верно только А   2)  верно только Б  3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А5 Что отличает искусство от других форм культуры?

1)  стремление получить истинное знание        2)  использование художественных образов

3)  опора на представления о добре и зле          4)  отражение окружающего мира  

А6 Верны ли следующие суждения о религии?

А.  Религия  опирается  на  представления  людей  о  влиянии  сверхъестественных сил на их жизнь.

Б.  Религия устанавливает определенные правила поведения.

 

1)  верно только А 2)  верно только Б   3)  верны оба суждения   4)  оба суждения неверны

 

А7 В  стране Z признаются  и  защищаются  равным  образом  различные  формы  собственности.  В  своей  деятельности  фирмы  ориентируются  на  потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести  экономику страны Z?

1)  плановому       2)  рыночному       3)  командному          4)  традиционному

 

А8 Вознаграждение,  которое  предприятие  обязано  выплачивать  работникам  за  их труд, называют

1)  прибылью      2)  налогом     3)  заработной платой    4)  прожиточным минимумом

 

А9 Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)  мера стоимости  2)  средство платежа    3)  средство обмена    4)  мировые деньги

 

А10 Верны  ли  следующие  суждения  о  роли  государства  в  условиях  рыночной  экономики?

А.  Государство  в  условиях  рынка  является  основным  собственником  факторов производства.

Б.  Государство  в  условиях  рынка  осуществляет  централизованное  распределение товаров и услуг.

1)  верно только А    2)  верно только Б    3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны    

А11 Структура общества представлена социальными общностями и группами в  многообразии  их  связей.  Какая  социальная  группа  выделена  по  профессиональному признаку?

1)  пассажиры            2)  демократы            3)  горожане               4)  инженеры

 

А12 Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:  родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества  говорят эти стихотворные строки?

1)  организация совместного досуга              2)  укрепление родственных связей

3)  совместное ведение домашнего хозяйства                4)  воспитание детей

 

А13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.

Б. Завершение конфликта  всегда связано с его полным разрешением.

1)  верно только А    2)  верно только Б  3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А14 Что является признаком любого государства?

1)  взимание налогов и сборов  2)  демократический режим   3)  разделение властей  

 4)  федеративное устройство

 

А15 В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная  власть  осуществляется  парламентом,  избираемым  гражданами,  исполнительная – правительством,  формируемым  по  результатам  парламентских  выборов.  Также  действуют  независимые  судебные  органы.  Какая форма правления сложилась в стране Z?

1)  президентская республика        2)  авторитарная республика   3)  унитарная монархия  

4)  конституционная монархия  

А16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А.  Политическая  партия  объединяет  сторонников  одной  политической  программы.

Б.  Политические  партии  предлагают  решения  социально-экономических  проблем общества.

1)  верно только А         2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

 

А17 К гражданским (личным) правам человека относится право

1)  на жилище  2)  на судебную защиту чести и достоинства  

3)  на социальное обеспечение по возрасту  4)  на образование

 

А18 В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые  органами  власти  и  местного  самоуправления,  должны  соответствовать  Конституции  РФ.  Какой  признак  Конституции  проявляется  в  данной  ситуации?

1)  суверенная государственность     2)  высшая юридическая сила     3)  прямое действие  

   4)  особый порядок принятия

 

А19 Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с  банком регулируются нормами права

1)  трудового    2)  гражданского     3)  государственного       4)  коммерческого

 

А20 Верны  ли  следующие  суждения  о  трудоустройстве  несовершеннолетних      граждан?

А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б.  Несовершеннолетние  граждане  могут  трудиться  в  сфере  рекламы  и  искусства с раннего детства.

1)  верно только А       2)  верно только Б     3)  верны оба суждения       4)  оба суждения неверны  

Часть 2(7)

В1. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. занимает определенное место в системе производства
  2. складывается под влиянием объективных факторов
  3. относится к большим социальным группам
  4. принадлежность характеризует прирожденный статус личности

Черты сходства

Черты отличия

В2. Найдите в приведенном ниже списке виды искусства и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) живопись

2) скульптура

3) философия

4) архитектура

5) история

Ответ: _________________

В3. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите Соответствующую позицию из второго столбца.

НАКАЗАНИЕ

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ

А) судимость

1) преступление

Б) выговор

2) проступок

В) лишение свободы

Г) предупреждение

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «личность».

1) длительное формирование

3) проявляется в деятельности

2) социальные качества

4) высокий рост

5) образование и воспитание

Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

Ответ: ______________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Об интеллигентности

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека...

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические со* бытия, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

Д. С. Лихачев

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.

С3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.

С4. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека». С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения.

С5. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

С6. Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает... «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для пробного ЕГЭ в 11 классе. 5 вариантов

Тесты для пробного ЕГЭ в 11 классе. 5 вариантов...

Материал пробного ЕГЭ по обществознанию для проверки знаний учащихся.

Этот материал среднего уровня поможет ученику, т.е. выпускнику почувствовать себя как в настоящем ЕГЭ....

Пробные варианты ЕГЭ обществознание

ЕГЭ 11 класс обществознание...

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРОБНЫЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСИЙ ТЕСТ 10 - 11 КЛАСС

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРОБНЫЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСИЙ ТЕСТ...

Пробные тесты ГИА 9 класс

Тесты ОГЭ для 9 класса тренировочные 30 вариантов....

Работа в составе предметной комиссии по проверке пробного ЕГЭ по обществознанию

Об утверждении персонального состава организаторов, персонального состава предметной комиссии по проверке бланков ответов участников пробного ЕГЭ по обществознанию 14.12.2017...

Пробный экзамен по обществознанию (9 класс)

Материалы для проведения пробного экзамена по обществознанию в 9 классе...