Кружок Приктикум по обществознанию(Подготовка к ЕГЭ)
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Практикум по обществознанию (подготовка к ОГЭ)»
Программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
- Программ по обществознанию. 6- 9 кл .(автор Л.Н.Боголюбов),
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ОГЭ 2019 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2019 году ОГЭ по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году ОГЭ по обществознанию.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ;
Задачи курса:
-повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
- формирование позитивного отношения к процедуре ОГЭ по обществознанию.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать | Понимать | Уметь | Использовать для |
Сущность программы курса «Обществознания» | Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор. | Применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений | Продолжения образования в профильных классах |
Содержание курса
Вводное занятие 1ч.
Раздел 1. Общество 12ч.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Раздел 2. Человек 8ч.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Раздел 3. Экономическая сфера 10ч.
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами
Раздел 4. Социальная сфера 10ч.
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Раздел 5. Политика 10ч.
Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,
политические режимы.
выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление
Раздел 6. Право 10ч.
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.
гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы
Раздел 7. Духовная сфера 4ч.
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы
Итоговый контроль 3ч.
Список литературы для педагога
1.Мартьянова Н.А.,Зарубин В.Г. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов- на Дону. Легион 2012
2. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009
3. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право.-М.,Вита,2012
4.Чернышева О.А. Обществознание. Тематическая тренировочная тетрадь. Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2012
5. Чернышева О.А., Пазин Р.В.,Ушаков П.А. Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ОГЭ -9.Ростов- на Дону. Легион 2012
6.Основы правовых знаний 8-9 классы. Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999
7. Методическое пособие по курсу: Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9классов.Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999.
Список литературы для обучающихся :
1. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение
2. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение
3.Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
4. ОГЭ 2015(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2014.
5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2015: Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2014.
6. Конституция РФ.- М.,2014
7. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум реальные тесты.М.: «Экзамен», 2014
8. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум В.С. М.: «Экзамен», 2014
9. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА (ОГЭ 9 класс). – М., АСТ:Астрель, 2013
Интернет-материалы по подготовке к ОГЭ
1. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
2. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
4. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
5. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru
6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
7. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
8. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание», 8-9 классы.
Календарно-тематическое планирование спецкурса
№ | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. | 1 | Сентябрь 1-ая неделя | |
Тема 1. Человек и общество. | 20 | |||
2 | Общество как динамичная саморазвивающаяся система. | Лекция с элементами беседы | Сентябрь 2-ая неделя | |
3 | Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Сентябрь 3-ая неделя Сентябрь 4-ая неделя | |
4 | Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Октябрь 1-ая неделя Октябрь 2-ая неделя Октябрь 3-ая неделя | |
Тема 2. Духовная сфера. | 4 | |||
5 | Личность и мораль. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Ноябрь 2-ая неделя | |
6 | Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Ноябрь 3-ая неделя | |
7 | Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Ноябрь 4-ая неделя | |
Тема 3. Социальная сфера | 10 | |||
8 | Социальная структура общества. Социальная мобильность. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Декабрь 1-ая неделя Декабрь 2-ая неделя | |
9 | Социальные группы. Социальные статусы и роли. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Декабрь 3-ая неделя Декабрь 4-ая неделя | |
10 | Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Январь 2-ая неделя Январь 3-ая неделя | |
Тема 4. Экономическая сфера. | 10 | |||
11 | Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Январь 3-ая неделя Февраль 1-ая неделя | |
12 | Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Февраль 2-ая неделя Февраль 3-ая неделя | |
13 | Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Март 1-а неделя Март 2-а неделя | |
Тема 5. Политическая сфера общества. | 10 | |||
14 | Власть. Роль политики в жизни общества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Март 3-ая неделя | |
15 | Понятие и признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Апрель 1-ая неделя Апрель 2-ая неделя | |
16 | Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство | Апрель 3-ая неделя Апрель 4-ая неделя | ||
Тема 6. Право | 10 | |||
17 | Право в системе социальных ном. | Лекция с элементами беседы | Май 1-ая неделя | |
18 | Отрасли права | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Май 2-ая неделя | |
19 | Итоговый контроль | Май 3-ая неделя | ||
20 | Всего | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обществознание Подготовка к ЕГЭ Задания "С"
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию...
Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.
Пояснительная записка. Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировани...
Элективный курс по обществознанию "Актуальныевопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Реализация данной программы в рамка...
Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"
Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию» предназначен для учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...
Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.
Тема занятия «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....
Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...