Кружок Приктикум по обществознанию(Подготовка к ЕГЭ)
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Селезнева Светлана Михайловна

Подготовка к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к ОГЭ186.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Практикум по обществознанию (подготовка к ОГЭ)»

Программа разработана на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

- Программ по обществознанию. 6-  9 кл .(автор Л.Н.Боголюбов),

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ОГЭ 2019 года по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2019 году ОГЭ по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году ОГЭ по обществознанию.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

     Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ;

    Задачи курса:

-повторение курса обществознания;

- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;

 - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;

- формирование позитивного отношения к процедуре ОГЭ по обществознанию.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать

Понимать

Уметь

Использовать для

Сущность программы курса «Обществознания»

Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор.

Применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений

Продолжения образования в профильных классах

Содержание курса

Вводное занятие 1ч.

Раздел 1. Общество 12ч.

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Раздел 2. Человек 8ч.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Раздел 3. Экономическая сфера 10ч.

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. 

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. 

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами

Раздел 4. Социальная сфера 10ч.

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

Раздел 5. Политика 10ч.

Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

Раздел 6. Право 10ч.

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы

Раздел 7. Духовная сфера 4ч.

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы 

Итоговый контроль 3ч.

Список  литературы  для  педагога

     1.Мартьянова Н.А.,Зарубин В.Г. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов- на Дону. Легион 2012

2. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009

3. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право.-М.,Вита,2012

4.Чернышева О.А. Обществознание. Тематическая тренировочная тетрадь. Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2012

5. Чернышева О.А., Пазин Р.В.,Ушаков П.А. Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ОГЭ -9.Ростов- на Дону. Легион 2012

6.Основы правовых знаний 8-9 классы. Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999

7. Методическое пособие по курсу: Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9классов.Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999.

 Список  литературы  для обучающихся :

1. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение

2. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение

3.Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000

4. ОГЭ 2015(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2014.

5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2015: Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2014.

6. Конституция РФ.- М.,2014

7. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум реальные тесты.М.: «Экзамен», 2014

8. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум  В.С. М.: «Экзамен», 2014

9. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА (ОГЭ 9 класс). – М., АСТ:Астрель, 2013

   

Интернет-материалы по подготовке к ОГЭ

1. Федеральный институт педагогических измерений  http://fipi.ru/
2. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/

 3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/

4. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/

5. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru 

 6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru

7. http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»

    8.  http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия       курса    «Введение в обществознание», 8-9 классы.

Календарно-тематическое планирование спецкурса

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

Дата

1

Введение.   Познакомить   учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. 

1

Сентябрь

1-ая неделя

Тема 1.   Человек и  общество.

20

2

Общество как динамичная саморазвивающаяся система.

Лекция с элементами беседы

Сентябрь

2-ая неделя

3

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.  

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Сентябрь

3-ая неделя

Сентябрь

4-ая неделя

4

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Октябрь

1-ая неделя

Октябрь

2-ая неделя

Октябрь

3-ая неделя

Тема 2.  Духовная сфера.

4

5

Личность и мораль.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Ноябрь

2-ая неделя

6

Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Ноябрь

3-ая неделя

7

Наука  в жизни современного общества.     Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Ноябрь

4-ая неделя

Тема 3.  Социальная сфера

10

8

Социальная структура общества. Социальная мобильность.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Декабрь

1-ая неделя

Декабрь

2-ая неделя

9

Социальные группы. Социальные статусы и роли.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Декабрь

3-ая неделя

Декабрь

4-ая неделя

10

Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Январь

2-ая неделя

Январь

3-ая неделя

Тема 4.   Экономическая сфера.

10

11

Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Январь

3-ая неделя

Февраль

1-ая неделя

12

Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Февраль

2-ая неделя

Февраль

3-ая неделя

13

Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Март

1-а неделя

Март

2-а неделя

Тема 5. Политическая сфера общества.

10

14

Власть. Роль политики в жизни общества.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Март

3-ая неделя

15

Понятие и   признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Апрель

1-ая неделя

Апрель

2-ая неделя

16

Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство

Апрель

3-ая неделя

Апрель

4-ая неделя

Тема 6. Право

10

17

Право в системе социальных ном.

Лекция с элементами беседы

Май

1-ая неделя

18

Отрасли права

Лекция с элементами беседы, практическая работа

Май

2-ая неделя

19

Итоговый контроль

Май

3-ая неделя

20

Всего

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обществознание Подготовка к ЕГЭ Задания "С"

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию...

Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.

Пояснительная записка.  Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировани...

Элективный курс по обществознанию "Актуальныевопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Реализация данной программы в рамка...

Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"

Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...

Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.

Тема занятия  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...