Психологический портрет личности: эмоции и чувства.
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Конспект урока "Психологический портрет личности: эмоции и чувства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_portret_lichnosti.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание (7 класс)
Тема урока: Психологический портрет личности: эмоции и чувства
Цель урока: дать представление об основных понятиях урока; дать характеристики положительных и отрицательных эмоций человека; объяснить, что такое стресс и как с ним справляться; способствовать становлению и развитию личности учащегося.
Оборудование: презентация, учебник, 3 ватмана, маркеры, раздаточный материал.
Класс разделён на 3 группы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Переход к изучению новой темы.
Учитель: Наш урок сегодня я хочу начать с игры. Я буду произносить слова, показывать определённые движения, а вы эти движения будете повторять.
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
Здравствуй, мой товарищ справа,
Здравствуй, мой товарищ слева.
Улыбнись тому, кто справа.
Улыбнись тому, кто слева.
А теперь своё плечо поцелуйте горячо.
Пожалей соседа справа.
Пожалей соседа слева.
Обними соседа справа.
Обними соседа слева.
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
Учитель: Ребята, что вы испытывали во время этой игры? (учитель записывает ответы на доску)
РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, ВОСТОРГ, ВООДУШИВЛЕНИЕ, АЗАРТ…..
Учитель: Как можно одним словом выразить то, что мы сейчас испытывали?
(чувства, эмоции)
Учитель: Молодцы! Вы сами назвали тему нашего урока сегодня. Речь сегодня пойдёт об эмоциях и чувствах, которые составляют психологический портрет личности.
Слайд №2: Тема урока.
III. Изучение новой темы
План
- Положительные и отрицательные чувства и эмоции.
- Какие бывают чувства.
- Изобрази эмоцию.
- Решение ситуативных задач.
- Высказывания.
- Контроль своих чувств.
1. Учитель: Каждый день мы испытываем различные чувства: положительные и отрицательные.
Задание: вспомните их названия и запишите в два столбика (маркерами на ватмане)
Положительные: веселье, спокойствие, любовь, дружба, забота, нежность, привязанность.
Отрицательные: злоба, скука, обида, уныние, зависть, ревность, гнев, боль, агрессия.
Учитель: Теперь подчеркните название самого приятного чувства в первом столбике и самого неприятного во втором (обсудите совместно).
Учитель: В каких ситуациях возникают эти чувства?
Группы комментируют результаты своей работы.
Учитель: Каких чувств прозвучало больше?
Учитель: Какие чувства сложнее было вспомнить?
2. Слайд №3. Схема.
Учитель: Все чувства делятся на:…..(комментирует схему на слайде)
Задание: комментированное чтение учебника (стр.43-44), а также значение понятий аффект, настроение.
3. Учитель: Со значением понятий мы уже познакомились, а теперь давайте попробуем без слов изобразить эмоции, настроение или чувства.
Каждая группа получает карточку с заданием.
Задание: Изобразить эмоцию без слов.
1 группа: ярость, встреча, радость за гол любимой футбольной команды.
2 группа: боль, расставание, счастье.
3 группа: страх, гордость, грусть.
Учитель: Спасибо! Вы сейчас всячески пытались выразить, показать свои чувства, эмоции. Скажите, а в жизни мы всегда их проявляем?
4. Учитель: В результате следующего упражнения вам необходимо ответить на ряд вопросов:
Слайд №4.
- Выражение своих чувств и эмоций способствует взаимодействию с людьми или препятствует ему?
- Можно ли и нужно ли открыто выражать свои чувства?
- Когда эмоции необходимо сдерживать?
Учитель:
Задание: Каждой группе будет дана жизненная ситуация с двумя противоположными реакциями т.е. когда вы скрываете или не скрываете свои чувства. Проанализируйте ситуации и ответьте на поставленные вопросы.
Слайд №5 (группа №1)
Мальчику очень нравится девочка. Он, когда видит её, радостно улыбается, возбуждённо что-то говорит, стараясь привлечь внимание. Может быть и наоборот: делает вид, что не замечает девочку, ведёт себя сдержанно, даже подчёркнуто не реагирует на неё.
Какова будет реакция девочки в том и другом случае?
Слайд №6 (группа №2)
Девочка очень ревновала свою подругу к однокласснице. Она злилась, досадовала на неё, но демонстрировала воодушевление, слушая рассказы подруги о встречах с одноклассницей. Или не пыталась скрыть своей печали и искренне признавалась подруге в своём чувстве.
Какой может быть реакция подруги и в том, и другом случае?
Слайд №7 (группа №3)
Ребята из класса, не поладив друг с другом, затеяли драку во дворе школы. Вы увидели это и , возмутившись, попытались растащить дерущихся, что навлекло на вас их гнев. Второй вариант: почувствовав презрение к ним, а может быть, опасаясь за себя, пошли своей дорогой.
Какова будет ваша внутренняя реакция на собственный поступок в том и другом случае?
Отвечаем на вопросы, поставленные ранее (см. слайд №8).
Дополнительные комментарии учителя:
Вопрос №2. Когда человек прячет или искажает свои чувства, другой человек не сможет его правильно понять, а следовательно и правильно отреагировать. Итог получается прямо противоположным. Как же быть? Каждый человек имеет право на выражение своих чувств и эмоций. Их надо выражать и принимать без искажений, в этом и состоит естественность и искренность общения и отношений между людьми.
Вопрос №3. Но всё ли так просто! Конечно, не всякое выражение чувств и эмоций может быть уместно. Но во всякой ситуации можно найти подходящий способ передачи своих переживаний.
5. Учитель: А сейчас самостоятельно прочитайте высказывания (слайд №9), а затем скажите: какое из них вам понравилось больше и почему?
- Чувства – самая яркая часть нашей жизни.
- Легко скрывать ненависть, труднее – любовь, а всего труднее – равнодушие.
- Счастье – как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.
- Гнев есть оружие бессилия.
- Равнодушие – это паралич души.
- Скорбь безгранична, радость имеет пределы.
- Самый лучший человек тот, кто живёт своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека – который живёт чужими мыслями, и своими чувствами.
6. Учитель: Мы сегодня обсуждали и сами испытывали множество чувств и эмоций. Но контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами можем не всегда.
Как научиться управлять своими эмоциями и чувствами?
(ответы детей)
Учитель: Существуют простые, но очень эффективные правила.
Слайд № 10.
Учитель: Принимайте и любите себя таким, какой вы есть!
Слайд №11.
- заведите как можно больше друзей и знакомых;
активно и много общайтесь;
- выражайте, а не сдерживайте свои эмоции, но в рамках приличия;
- признавайтесь в своих чувствах, не отказывайтесь от них;
- разделяйте свои чувства с тем, кому вы доверяете.
IV. Домашнее задание.
Слайд №12.
- Параграф 6, вопросы.
- Памятка «Как управлять эмоциями и чувствами».
V. Рефлексия.
Учитель: В заключении нашего урока я хочу услышать ваше мнение. Я даю вам в руки микрофон, а вы говорите, что вам понравилось на уроке, что не понравилось, какие чувства вы испытывали сегодня. Можете сказать какое у вас сейчас настроение.
……………………
Учитель: А теперь я попрошу вас всех встать в круг. Протяните в центр круга свою правую руку, кладём свои ладони друг на друга, затем также левую руку. Немного помолчим. А теперь хором повторяем за мной пожелания: Удачи! Здоровья! Счастья! Любви! Успехов! До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический портрет личности.
Презентация к урокам ОЗОЖ. Рассматриваются свойства личности: темперамент, характер, способности, интеллект, чувства и эмоции....
Разработка урока обществознание "Психологический портрет личности" 7 класс
Данную разработку и презентацию можно использовать на уроке обществознание в 7 классе , при изучении главы: Личность подростка....
Психологический портрет личности.
Психологический портрет личности...
Психологический портрет личности
Урок обществознания 7 класс к учебнику Кравченко.Цель: Изучение психологического портрета личности....
Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе
Комбинированный урок с консультативным выступлением психолога школы....
Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»
Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...
Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"
Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...