Рабочая программа по обществознанию для10-11 классов
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Рабочая программа по обществознанию для III ступени образования (10-11 классы). базовый уровень

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели программы

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по курсу «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Курс Обществознания включает  изучение следующих тем: Человек в обществе», «Общество как мир культуры», «Правовое регулирование общественных отношений» в 10 классе; «экономическая жизнь общества», «Социальная сфера», «Политическая жизнь общества» в 11 классе.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 138 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования (70 часов в X и 68 часов XI классах - из расчета 2 учебных часа в неделю).

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
  • формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; понимающего необходимость поддержания гражданского мира и согласия; относящегося  к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремящегося к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • выработка навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;       ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • умение выполнять познавательные и практические задания.  

Предметные результаты:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
  • сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
  • понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
  • понимание необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм,  механизмов правового регулирования;
  • сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
  • формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
  • сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
  • владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук;
  • понимание биосоциальной сущности человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • умение характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • умение  анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • умение объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • умение  раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • умение осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • умение оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Рабочая программа по  обществознанию для 10-11 классов составлена на основе 

  • Федерального государственного образовательного стандарта полного среднего образования;
  • Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Республики Башкортостан «Об образовании»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Авторской программы. Обществознание. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014 г.
  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации  от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2023 учебный год».
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённые Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189. Зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011г. № 19993.
  •  Приказ МБОУ Школа №118  «Об утверждении учебного плана МБОУ Школа №118 на 2018-2023 учебный год»
  •  Устава МБОУ Школа №118    

Основное содержание курса 10 класса

Глава 1.Человек в обществе (19ч.)

 Общество. Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная система. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Динамика общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса.

 Человек. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности.  Социальные  качества личности. Самосознание и самореализация. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание  мира: чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Многообразие  форм человеческого знания. Особенности научного познания.  Социальные и  гуманитарные знания. Познание коммуникативная деятельность. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в деятельности человека. Что такое свободное общество. Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Информационное общество. Глобальная угроза международного терроризма.

Глава 2. Общество как мир культуры (16 ч.)

 Духовная культура. Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы.  Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Институты культуры. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Духовный мир личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества. Мораль и моральный выбор. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Религия, её роль в жизни общества. Искусство, его формы, основные  направления. Массовая культура. Средства массовой информации  и массовая культура. 

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (30 ч.)

Право как особая  система  норм. Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Виды нормативных актов. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщика. Основы гражданского, семейного, трудового, экологического и  уголовного права. Процессуальное право. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Правовые основы антитеррористической политики российского государства.

Заключение. Человек в XXI веке.

Учебно-тематический план 10 класса

Тема

Кол-во часов

К/Р

1

Ведение

1

2

Человек в обществе

19

1

3

Общество как мир культуры

16

2

4

Правовое регулирование общественных отношений

30

2

5

Заключительный урок: Человек в 21 веке

2

1

Основное содержание курса 11 класса

Глава I . Экономическая жизнь общества (27 ч.)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Фирма в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес   в экономике.   

Организационно-правовые   формы   и   правовой   режим предпринимательской деятельности.

Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Экономика и государство. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Инструменты регулирования экономики. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Финансы в экономике. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Занятость и безработица.  Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Международное разделение труда. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономическая культура: сущность понятия и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности.

Рациональное поведение участников экономической деятельности. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Глава 2. Социальная сфера (16 ч.)

Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство.  Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Преступность.

Нации и межнациональные отношения. Национальная политика в современной России.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.

Гендер – социальный пол.

Молодёжь в современном обществе.

Демографическая ситуация в современной России.

Глава 3. Политическая жизнь общества (20 ч.)

Политика и власть.  Политика и  общество. Политические институты и политические отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое  государство, его  признаки. Местное самоуправление. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы.

Политические партии и партийные системы. Многопартийность Политическая идеология Участие граждан в политической жизни. Политический  процесс. Политическая культура

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Политический процесс и культура политического участия. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое

Учебно-тематический план 11 класса

Тема

Кол-во часов

К/Р

1

Глава 1. Экономическая жизнь общества

27

2

2

Глава 2. Социальная сфера

16

2

3

Глава3. Политическая жизнь общества

20

2

4

Заключительный урок. Повторение

5

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....