Осуществление работы над проектами с детьми ОВЗ. Котова Л. А.
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему
Публикация "Осуществление работы над проектами с детьми ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotova_l._a._osushchestvlenie_raboty_nad_proektami_s_detmi_ovz._2.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Лидия Андреевна Котова,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 310 «Слово»
Осуществление работы над проектами с детьми ОВЗ
на занятиях внеурочной деятельности «ОДНКНР»
Аннотация: статья предназначена для учителей ОДНКНР и является анализом проведенной работы по формированию духовно-нравственных качеств в рамках внеурочной деятельности на примере проектной работы.
Ключевые слова: ОДНКНР, ОВЗ, ФГОС, духовное развитие, духовно-нравственное воспитание, народы России, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) введена как образовательная программа с 1 сентября 2015 года. Изучение рассматриваемой программы должно обеспечить благоприятные условия для формирования знаний о нормах морали, культуры народов России и представлений о роли религий и общества в становлении российского государства.
Одна из главных задач школы – сформировать у школьников осознание российской гражданской идентичности. Эта задача прекрасно реализуется путем систематического и преемственного освоения культуры многонационального и многоконфессионального народа России. Кроме того, понятие «гражданская идентичность» важно для современной России, которая ведет диалог с культурами других народов, что ведет к неконтролируемой ассимиляции традиций.
Как заинтересовать школьника, тем более школьника с ОВЗ, внеурочной деятельностью? Этот вопрос достаточно душещипателен. Нужно приложить немало усилий, чтобы учащиеся хотели расширять собственные знания о культуре народов России и добровольно посещали занятия. Для этого пятиклассников можно познакомить с циклом мультфильмов о разных регионах России - «Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России»)[1]. Это короткометражные пластилиновые мультфильмы, которые адресованы жителям страны (в равной степени и подрастающему поколению, и взрослым) для знакомства с географическими, экономическими, национальными, культурными и религиозными особенностями регионов Российской Федерации.
Ознакомив школьников с короткометражками, можно предложить им создать свой «Альбом национальностей», в котором будут представлены народы России по количеству учащихся в классе или более. «Альбом национальностей» – конечный продукт проекта «Мы – многонациональный народ России», который включает в себя два исследования: национального состава школы и национального состава России. Национальный состав школы и интерес учащихся к народам России устанавливаются анонимным анкетированием[2]. Исследование народов России происходит по установленному учителем образцу. Как показала практика, распределить национальности среди детей несложно. Учащиеся обычно сами с легкостью выбирают интересующие их национальности.
Всю исследовательскую работу координирует учитель, направляя ребенка в нужное русло[3]. Немаловажную роль могут сыграть родители, проявив интерес к деятельности ребенка и оказав ему помощь. Индивидуальное исследование можно дополнить творческой работой учащегося, а именно рисунком в свободной технике. Рисунок может проиллюстрировать запомнившийся момент, народный костюм, верование или бытовые условия народов.
Мало осуществить проект, его нужно презентовать. В данном случае исследование было представлено на суд публике в День открытых дверей. Слушателями выступали родители, а экспертами – педагоги школы.
Очень важна рефлексия, благодаря которой можно понять отношение ребенка к работе. Урок-рефлексия должен быть тщательно продуман. Например, можно провести внутри группы исследователей собственное анкетирование, которое будет содержать актуальные исследованию темы. Школьникам можно предложить составить совместный коллаж, отражающий их впечатления о проектной деятельности. Дети с удовольствием по истечении времени рассматривают свое творчество, читают свои пожелания, и что важно, сами напоминают о прошедшем проекте. Это свидетельствует о том, что проектная деятельность, в рассматриваемом случае коллективная, интересна подрастающему поколению.
Таким образом, можно сказать, что посредством проектной деятельности, и в частности, представленным проектом «Мы – многонациональный народ России» повышается интерес учащихся к преподаваемому материалу. Для детей с ОВЗ важно, чтобы познавательная деятельность активировалась самостоятельно без «натаскивания» со стороны учителя. Именно в этом случае процесс формирования духовно-нравственных ценностей учащихся проходит эффективнее и сопровождается конкретными результатами, отвечающими ожиданиям государства.
Перечень используемой литературы и источников
Нормативные документы:
- Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования./Министерство образования и науки Российской Федерации/. – М. 17 декабря 2010. Режим доступа: http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf (дата обращения 10.10.2017)
Список литературы:
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.: илл.
- Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика. Иркутск, 2007.
Приложение
Анкета «Мы – многонациональный народ России»
Уважаемый ученик/педагог!
Вы участвуете в социологическом опросе о национальном составе нашей школы. Вы должны дать ответ своими словами. Результаты опроса предназначены для проекта «Мы – многонациональный народ России». Опрос анонимный, Ваше имя нигде указывать не надо.
1) Ваша национальность ____________________________________________
2) Ваше вероисповедание___________________________________________
3) Как реагируют окружающие, узнав о вашей национальности (подчеркните нужное)?
- Положительно
- Отрицательно
- Нейтрально
- Я не знаю
4) Ваш пол (подчеркните нужное)??
- М
- Ж
Спасибо за сотрудничество!
Памятка по сбору информации о национальности
Для того, чтобы приступить к сбору информации о национальности, ты должен найти в сети Интернет сайты, приведенные ниже
- Русский портал/список народов России: http://www.opoccuu.com/narody.htm
- Википедия/ национальный состав России: https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России
- География /народы России: https://geographyofrussia.com/narody-rossii.html
Найди на сайтах нужную национальность и перейди к ее изучению. Чтобы облегчить работу, пользуйся планом отбора информации:
1. Название.
2. Географическое положение: в какой части нашей страны проживает эта национальность?
3. Численность.
4. Язык: как называется язык, на котором говорит народ? Как на их языке будут звучать слова «Здравствуйте», «До свидания»?
5. Религия: какое вероисповедание у выбранного тобой народа?
6. Костюм: найди, как выглядит традиционный костюм мужчины и женщины. Ты можешь его нарисовать или распечатать на цветном принтере.
7. Выбери один традиционный праздник и опиши его.
8. Кухня: расскажи о традиционной кухне народа, какое из блюд этой кухни наиболее известно?
9. Жилище: как выглядит жилище народа? Опиши и нарисуй его.
10. Занятия: основная хозяйственная деятельность.
11. Известный представитель этого народа.
12. Символический продукт: что можно привезти от людей этой национальности в качестве сувенира?
Принцип отбора информации: краткость, ясность, яркость, содержательность, наглядность.
Удачи!
[1] Страна производства — Россия, начало производства — 2006 г.
[2] Приложение «Анкета для школьников и педагогического состава «Мы – многонациональный народ России»».
[3] Приложение «Памятка по сбору информации о национальности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...
Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»
Данный проект-программа является системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
Проект "Система работы учителя с одаренными детьми 5-6 класс"
Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных ...
Доклад "Изучение нормативных актов, понятий,необходимых для осуществления работы по профилактике экстремизма в рамках занятий с младшими школьниками"
Данный доклад об изучении понятий по профилактике экстремизма в рамках школы...
Проект «Система работы учителя с одаренными детьми (7–8 классы)»
Проект был выполнен в рамках курсов повышения квалификации...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...