Осуществление работы над проектами с детьми ОВЗ. Котова Л. А.
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему

Котова Лидия Андреевна

Публикация "Осуществление работы над проектами с детьми ОВЗ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лидия Андреевна  Котова,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 310 «Слово»

Осуществление работы над проектами с детьми ОВЗ

на занятиях внеурочной деятельности «ОДНКНР»

Аннотация: статья предназначена для учителей ОДНКНР и является анализом проведенной работы по формированию духовно-нравственных качеств   в рамках внеурочной деятельности на примере проектной работы.

Ключевые слова: ОДНКНР, ОВЗ, ФГОС, духовное развитие, духовно-нравственное воспитание, народы России, проектная деятельность, исследовательская деятельность.

         Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) введена как образовательная программа с                        1 сентября 2015 года. Изучение рассматриваемой программы должно  обеспечить благоприятные условия для формирования знаний о нормах морали,  культуры народов России и представлений о роли религий и общества в становлении российского государства.

Одна из главных задач школы – сформировать у школьников  осознание российской гражданской идентичности. Эта задача прекрасно реализуется путем систематического и преемственного освоения культуры многонационального и многоконфессионального народа России. Кроме того, понятие  «гражданская идентичность» важно для современной России, которая ведет диалог с культурами других народов, что ведет к неконтролируемой ассимиляции традиций.

        Как заинтересовать школьника, тем более школьника с ОВЗ, внеурочной деятельностью? Этот вопрос достаточно душещипателен. Нужно приложить немало  усилий, чтобы учащиеся хотели расширять собственные знания о культуре народов России и добровольно посещали занятия. Для этого пятиклассников можно познакомить с циклом мультфильмов о разных регионах России - «Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России»)[1].  Это короткометражные пластилиновые мультфильмы, которые адресованы  жителям страны (в равной степени и  подрастающему поколению, и  взрослым) для знакомства с географическими, экономическими, национальными, культурными и религиозными особенностями регионов Российской Федерации.

        Ознакомив школьников с короткометражками, можно предложить им создать свой «Альбом национальностей», в котором будут представлены народы России по количеству учащихся в классе или более. «Альбом национальностей» – конечный продукт проекта «Мы – многонациональный народ России», который включает в себя два исследования: национального состава школы и национального состава России. Национальный состав школы и интерес учащихся к народам России устанавливаются анонимным анкетированием[2]. Исследование народов России происходит по установленному учителем образцу. Как показала практика, распределить национальности среди детей несложно.   Учащиеся обычно сами с легкостью выбирают интересующие их национальности.

        Всю исследовательскую работу координирует учитель, направляя ребенка в нужное русло[3]. Немаловажную роль могут сыграть родители, проявив интерес к деятельности ребенка и оказав ему помощь.  Индивидуальное исследование можно дополнить творческой работой учащегося, а именно рисунком в свободной технике. Рисунок может проиллюстрировать запомнившийся момент, народный костюм, верование или бытовые условия народов.

Мало осуществить проект, его нужно презентовать. В данном случае исследование было представлено на суд публике в День открытых дверей. Слушателями выступали родители, а экспертами – педагоги школы.

Очень важна рефлексия, благодаря которой можно понять отношение ребенка к работе. Урок-рефлексия должен быть тщательно продуман. Например, можно провести внутри группы исследователей собственное анкетирование, которое будет содержать актуальные исследованию темы. Школьникам можно предложить составить совместный коллаж, отражающий их впечатления о проектной деятельности. Дети с удовольствием по  истечении времени рассматривают свое творчество, читают свои пожелания, и что важно, сами напоминают о прошедшем проекте. Это свидетельствует о том, что проектная деятельность, в рассматриваемом случае коллективная, интересна подрастающему поколению.

Таким образом, можно сказать, что посредством проектной деятельности,  и в частности, представленным проектом «Мы – многонациональный народ России» повышается интерес учащихся к  преподаваемому материалу. Для детей с ОВЗ важно, чтобы познавательная деятельность активировалась самостоятельно без «натаскивания» со стороны учителя. Именно в этом случае  процесс формирования духовно-нравственных ценностей учащихся проходит эффективнее и сопровождается конкретными результатами,  отвечающими ожиданиям государства.

Перечень используемой литературы и источников

Нормативные документы:

  1. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования./Министерство образования и науки Российской Федерации/. – М. 17 декабря 2010. Режим доступа: http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf (дата обращения 10.10.2017)

Список литературы:

  1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.: илл.
  2. Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика. Иркутск, 2007.

Приложение

Анкета «Мы – многонациональный народ России»

Уважаемый ученик/педагог!
Вы участвуете в социологическом опросе о национальном составе нашей школы. Вы должны дать ответ своими словами. Результаты опроса предназначены для проекта «Мы  многонациональный народ России». Опрос анонимный, Ваше имя нигде указывать не надо.

1) Ваша национальность ____________________________________________

2) Ваше  вероисповедание___________________________________________

3) Как реагируют  окружающие, узнав о вашей национальности (подчеркните нужное)?

  1. Положительно
  2. Отрицательно
  3. Нейтрально
  4. Я не знаю

4) Ваш пол (подчеркните нужное)??

  1. М
  2. Ж

Спасибо за сотрудничество!

Памятка по сбору информации о национальности

      Для того, чтобы приступить к сбору информации о национальности, ты должен найти в сети Интернет  сайты, приведенные ниже

     

      Найди на сайтах нужную национальность и перейди к ее изучению.  Чтобы облегчить работу, пользуйся планом отбора информации:

1. Название.

2. Географическое положение: в какой части нашей страны проживает эта национальность?

3. Численность.

4. Язык: как называется язык, на  котором говорит народ? Как на их языке будут звучать слова «Здравствуйте», «До свидания»?

5. Религия: какое вероисповедание у выбранного тобой народа?

6. Костюм: найди, как выглядит традиционный костюм мужчины и женщины.  Ты можешь его нарисовать или распечатать на цветном принтере.

7. Выбери один традиционный праздник и опиши его.

8. Кухня: расскажи о традиционной кухне народа, какое из блюд этой кухни наиболее  известно?

9. Жилище: как выглядит жилище народа? Опиши и нарисуй его.

10. Занятия: основная хозяйственная деятельность.  

11. Известный представитель этого народа.

12. Символический продукт: что можно привезти от людей этой национальности  в качестве сувенира?    

Принцип отбора информации: краткость, ясность, яркость, содержательность, наглядность.

Удачи!


[1] Страна производства  — Россия, начало производства — 2006 г.

[2] Приложение «Анкета для школьников и педагогического состава «Мы – многонациональный народ России»».

[3]  Приложение «Памятка по сбору информации о национальности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...

Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»

Данный проект-программа  является  системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Проект "Система работы учителя с одаренными детьми 5-6 класс"

Основной  задачей  работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных ...

Проект «Система работы учителя с одаренными детьми (7–8 классы)»

Проект был выполнен в рамках курсов повышения квалификации...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...