Элективный курс "Вопросы обществознания"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
элективный курс для подготоки к ОГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_obshchestvoznaniyu.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Вопросы обществознания» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создаёт условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность. Также он предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
- системность;
- целостность;
- объективность;
- научность;
- доступность для учащихся основной школы.
Программа занятий состоит из трех разделов:
- Особенности ГИА по обществознанию.
- Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Срок реализации: 1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Содержание
Введение. Обществознание как знание и как наука. Различные виды источников. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы, выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление.
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
Теория | практика | Всего | ||
1 | Входной контроль | 2 | 1 | 3 |
2 | Раздел 1. Общество и человек | 3 | 3 | 6 |
3 | Раздел 2. Человек, личность | 1 | 3 | 4 |
4 | Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества | 2 | 3 | 5 |
5 | Раздел 4. Социальные отношения | 2 | 3 | 5 |
6 | Раздел 5. Политика | 1 | 3 | 4 |
7 | Раздел 6. Право | 1 | 1 | 2 |
8 | Раздел 7. Культура | 1 | 3 | 4 |
9 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
ИТОГО | 13 | 21 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Входной контроль | ||
2 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА | ||
3 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | ||
4 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | ||
5 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы, | ||
6 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) | ||
7 | Глобальные проблемы человечества | ||
8 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А» | ||
9 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В» | ||
10 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С» | ||
11 | Промежуточный контроль | ||
12 | Деятельность человека, ее основные виды | ||
13 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В» | ||
14 | Решение заданий по теме «Человек» часть «С» | ||
15 | Тестирование по теме «Человек» | ||
16 | Экономика, ее роль в жизни общества | ||
17 | Рыночная экономика | ||
18 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В» | ||
19 | Решение заданий части «С» по теме «Экономика» | ||
20 | Тестирование по теме «Экономика» | ||
21 | Социальная структура. Социальные отношения | ||
22 | Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака | ||
23 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В» | ||
24 | Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера» | ||
25 | Тестирование по теме «Социальная сфера» | ||
26 | Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления. | ||
27 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В» | ||
28 | Решение заданий части «С» по теме «Политика» | ||
29 | Тестирование по теме «Политика» | ||
30 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права | ||
31 | Тестирование по теме | ||
32 | Понятие «культура» Духовная жизнь общества . | ||
33 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С» | ||
34 | Итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов
p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...
Элективный курс "Обществознание для поступающих в ВУЗ"
Элективный курс включает материал школьного курса «0бществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура курса соответствует Стандарту среднего (полного)...
Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...
Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы
В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....
программа элективного курса обществознание
Имею право...
Элективный курс "Обществознание - теория и практика"
Элективный курс для учащихся 10-11 классов....