В стране правовых знаний.
классный час по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "В стране праовых знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_pravovyh_znaniy.9-11kl.docx | 215.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие: «Путешествие в страну правовых знаний»
« Нет более вредного животного,
чем человек, не следующий законам»
Д. Савонарола.
« Ничто так плохо мы не знаем, как то,
что каждый должен знать закон»
О. Бальзак.
Цель проведения:
- систематизировать знания учащихся по теме «Право в системе социальных норм», проверить качество усвоения пройденного материала;
- способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам; развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;
- способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы;
- формирование гражданской и правовой компетентности учащихся
Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация
План:
1.Вводное слово преподавателя;
представление жюри;
актуализация знаний
2.Представление туров игры, конкурсов и их выполнение. Подведение итогов по конкурсным заданиям:
1 Тур «Права человека»
2 Тур «Блиц – опрос»
3 Тур «Шутка: «Заявил вдруг бабке дед…»
4 Тур «Чёрный ящик»
5 Тур «Игра – «Ромашка»
6 Тур «Заключительный»
3.Сообщение итогов игры
4.Заключительное слово преподавателя.
Ход мероприятия
Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач мероприятия
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас внеклассное мероприятие: «Путешествие в страну правовых знаний», которое мы проведём в виде игры.
В игре участвуют две команды: 9-11классы.
Прошу команды занять место за игровыми столами.
Представить название команды, Капитана.
Представление жюри
Актуализация знаний
А для начала вернёмся к истокам возникновения права! Оно существовало во все времена, в разных формах. Вспомним, к примеру древнегреческую мифологию…
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.
Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям.
Горе тем, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. Это богиня Фемида -
в древнегреческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса.
Слайд 2
Фемиду всегда изображали с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды - символ воздаяния или невоздаяния представшему перед её судом.
Фемида - общепризнанный символ правосудия; закон; слуги (жрецы) Фемиды - слуги закона, судьи.
Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку своей богини правосудия - Юстиции меч.
Однако, можно сказать , что не всегда человек мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Известно изречение английского короля Ричарда III: « Кулак нам совесть, и закон нам - меч!». Или пословица: « С сильным - не борись, с богатым не судись». Справедливость не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу.
Жизнь общества регулируется нормами, законами.
Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция. Она гарантирует нам наши основные права и свободы.
Представление туров игры, конкурсов и их выполнение. Подведение итогов по конкурсным заданиям
I.Тур «Права человека»
1 конкурс - Разминка.
1.У каждой команды по 3 вопроса (примеры из сказок)
О каких правах идёт речь? Какие права сказочных героев были нарушены в данных сказках?
(можно использовать гл. 2 Конституции, схему)
Вопросы первой команде:
1.Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)
2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на… (личную неприкосновенность)
3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на… (неприкосновенность жилища)
Вопросы второй команде:
1. Балда, из «Сказки о попе и о работнике его Балде», А.Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на… (труд)
2. Царевич Иван из сказки «Иван царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …(Владение имуществом)
3. В сказке «Иван царевич и серый волк» братья убили Ивана , нарушив его право на… (жизнь и личную неприкосновенность)
Вопросы на скорость (оценивается быстрота и правильность ответа)
Вопрос 1.
В русской народной сказке «Лиса, заяц и петух» говорится…
«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет…»
( ст. 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц)
Вопрос 2.
В русской народной сказке «Крошечка - Хаврошечка» говорится…
«…Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.К таким-то и попала Крошечка -Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка -Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала - и слова доброго никогда не слыхала.
(Нарушено право свободного труда, принудительный труд запрещён)
Вопрос 3.
В русской народной сказке «Теремок» говорится…
«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
-Иди ко мне жить!...»
О каком праве идёт речь?
(Право на жильё, каждый человек сам выбирает себе место жительства)
2.«Знакомые песни о главном»
Каждой команде необходимо прослушать по три песни. В текстах песен утверждается ценность некоторых прав человека. Ваша задача - назвать их. Если одна команда затрудняется ответить, другая, может заработать дополнительные очки. На обдумывание ответа- 0,5 мин. Жюри оценивает ответы по бальной системе.
Песни для первой команды:
(щелчок)1. «Ничего на свете лучше нету…» (музыка Г.Гладкова, сл.-Ю.Энтина)- песня из мультфильма «Бременские музыканты» (право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)
2.(щелчок) «До чего дошел прогресс» (муз.- Е.Крылатова, сл.- Ю.Энтина)- песня из кинофильма «Приключения Электроника»
(право на пользование благами научно-технического прогресса)
3. «Как львёнок и черепаха пели песню» («…Я на солнышке лежу…»)
(право на отдых и досуг)
Песни для второй команды:
1. «Чему учат в школе» (муз.- В.Шаинского, сл.- М.Пляцковского) (право на образование)
2.«На крутом бережку» (муз.В.Шаинского, сл.-А.Хайта) - песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых)
3.«Пусть всегда будет солнце» (право на жизнь и свободу)
Преподаватель:
А почему человек должен знать свои права? (ответы )
Преподаватель:
Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.
ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».
- Поставили ноги на ширине плеч…Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Мысленно представляем и повторяем за мной:
«Мы – могучие, крепкие деревья, у нас сильные корни, и никакие ветры нам не страшны».
Итак, вы стоите в позе уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.
II. Тур «Блиц – опрос»
Вопросы первой команде:
1.Правовые акты, принимаемые высшими органами государственной власти, являющиеся главными, ведущими (Законы)
2.Законодательный орган РФ, Парламент страны (Федеральное Собрание)
3.Заявление в суд (Иск)
4. Гарант Конституции (Президент)
Вопросы второй команде:
1.Глава государства (Президент)
2.Власть на местах (Местное самоуправление)
3. Всенародное голосование (Референдум)
4. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу (Констиуция).
III. Тур «Шутка: «Заявил вдруг бабке дед…»
Речь пойдёт об «Основах Конституционного строя»
Каждая команда читает текст - диалог: 1я команда – слова деда, 2-я команда – слова бабки. (даётся время, затем озвучивают)
Задание: найти и назвать принципы Конституции, обозначенные в тексте. Ответы дают поочерёдно (1я команда– принципы из слов бабки, 2я команда принципы из слов деда, оценивается правильность толкования основ Конституционного строя)
Преподаватель: Заявил вдруг бабке дед:
1.Дед:
Прав хочу приоритет!
И не по инструкции,
А по Конституции!
А еще сувернитет!
Да народ здесь я аль нет?
Буду власть осуществлять-
Бабку переизбирать!
Коли надо – всем двором
И собакой, и скотом
Референдум проведем!
2.Бабка:
Я все не могу решить
Как мне власть-то разделить?
Ой, не бабьего ума!
Ветви три, а я одна!
3.Дед:
Ой, права ты, ой те ей!
Дуй в правительство скорей!
Исполнительною будешь
Веткой власти ты моей!
4.Бабка:
А в судебную тогда
Ты уж выдвини кота!
У него стальные когти
Да и видом хоть куда!
А законы-то творить
Жучку что ли «подсобить»?
В Федеральное Собрание
Вот ей будет то внимание!
5.Дед:
Отложи-ка, Бабка скалку
Как у нас там с социалкой?
Ты ж, «таперьча», аль не знаешь,
Мне здоровье охраняешь!
6.Бабка:
Чтоб пособье да больничный
Регулярно за наличный?
Да и пенсией, чтобы в срок
Ты воспользоваться бы смог!
IV. Тур «Чёрный ящик»
В этом ящике находятся предметы, которые имеют прямое отношение к праву.
1.У халифов он был желтый, у албанцев без клюва и когтей, у их российского собрата они есть. Что в этом ящике? (Двуглавый орел на гербе)
2. В ящике находится то, что в переводе с латинского называется
«установление», «устройство» (Конституция)
3. В ящике находится книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс)
4. В ящике находится полотнище определённых цветов (Государственный флаг).
V. Тур «Игра – «Ромашка»
Слова преподавателя: Право состоит из норм, которые объединены в отрасли права.
Какие отрасли права вы знаете? (Ответы поочерёдно даёт каждая команда. Названия отраслей права написаны на лепестках ромашки).
- Уголовное право
- Семейное право
- Трудовое право
- Гражданское право
- Конституционное право
- Административное право
Задание каждой команде на лепестках (по три лепестка каждой команде)
Вопросы:
- Гражданское право
Найдите понятия, относящиеся к гражданскому праву: гражданство, наследование, собственность, дарение, сделки, деньги, вымогательство имущества.
- Государственное или Конституционное право
Государственную власть в России осуществляют:
2.Президент 3.Центральный банк |
5.Демократическая партия России 6.Правительство России |
8.Аппарат Президента 9.Суды РФ |
- Уголовное право
Главной целью наказания является: месть преступнику; перевоспитание преступника; восстановление социальной справедливости
- Семейное право
Воспитание детей – это право родителей; обязанность родителей; право и обязанность родителей
- Административное право
Административное право регулирует отношения, возникающие: между работником и администрацией; в сфере государственного управления; в сфере правонарушений
- Трудовое право
Назовите основные принципы правового регулирования трудовых отношений: право свободный труд; право на вознаграждение; право на отдых; содействие развитию личности работника.
VI. Тур «Заключительный»
- Конкурс капитанов
- Выполнение задания командой
Конкурс капитанов:
Знаменитый китайский философ Конфуций знал очень важное условие успешного управления государством. Попытайтесь соединить фразы, раскрывающие эти условия.
«Цель государства – благо народа. Управление государством зависит от подбора мудрых людей».
Выполнение задания командой
На столе расставить в правильной последовательности главы Конституции
(названия глав на карточках)
Глава 1. Основы конституционного строя
Глава 2.Права и свободы человека и гражданина
Глава 3.Федеративное устройство
Глава 4. Президент РФ
Глава 5. Федеральное Собрание
Глава 6. Правительство РФ
Глава 7.Судебная власть
Глава 8. Местное самоуправление
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Подведение итогов.
Слово жюри: количество баллов командам.
Заключительное слово преподавателя со словами благодарности участникам.
Ромашка:
Конкурс капитанов:2шт.
« Цель государства –
благо народа .
Управление государством
зависит от подбора
мудрых людей . »
Главы Конституции( разрезать)
Глава 1 | Основы конституционного строя |
Глава 2 | Права и свободы человека и гражданина |
Глава 3 | Федеративное устройство |
Глава 4 | Президент РФ |
Глава 5 | Федеральное Собрание |
Глава 6 | Правительство РФ |
Глава 7 | Судебная власть |
Глава 8 | Местное самоуправление |
Глава 9 | Конституционные поправки и пересмотр Конституции |
1.Дед:
Прав хочу приоритет!
И не по инструкции,
А по Конституции!
А еще сувернитет!
Да народ здесь я аль нет?
Буду власть осуществлять-
Бабку переизбирать!
Коли надо – всем двором
И собакой, и скотом
Референдум проведем!
2.Бабка:
Я все не могу решить
Как мне власть-то разделить?
Ой, не бабьего ума!
Ветви три, а я одна!
3.Дед:
Ой, права ты, ой те ей!
Дуй в правительство скорей!
Исполнительною будешь
Веткой власти ты моей!
4.Бабка:
А в судебную тогда
Ты уж выдвини кота!
У него стальные когти
Да и видом хоть куда!
А законы-то творить
Жучку что ли «подсобить»?
В Федеральное Собрание
Вот ей будет то внимание!
5.Дед:
Отложи-ка, Бабка скалку
Как у нас там с социалкой?
Ты ж, «таперьча», аль не знаешь,
Мне здоровье охраняешь!
6.Бабка:
Чтоб пособье да больничный
Регулярно за наличный?
Да и пенсией, чтобы в срок
Ты воспользоваться бы смог!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовой турнир "Страна правовых знаний"
Ориентирован на детей среднего школьного возраста....
презентация "Страна правовых знаний"
презентация для работы по правовому просвещению для уч-ся 7-8 классов...
Игра-путешествие в Страну Правовых Знаний
Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.Задачи: - Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское об...
Сценарий "Страна правовых знаний" для обучающихся 7-8 классов
Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов "Страна правовых знаний" в рамках проведения недели "Правовых знаний"...
Проект по правовому просвещению "Страна правовых знаний"
Проект рассчитан на учащихся 1-4 классов (6,5-11 лет). Целью проекта является формирование у обучающихся определенных знаний о правах, обязанностях, ответственности и умение применять полученные знани...
Классный час «Путешествие в страну правовых знаний» (деловая игра)
Разработка классного часа поможет классному руководителю воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки....
Страна правовых знаний
Сценарий внеклассного профилактического мероприятия разработан в рамках "Недели правовых знаний" и ассчитан на обучающихся 7-8 классов (ноябрь 2021г.)...