Сценарий "Страна правовых знаний" для обучающихся 7-8 классов
методическая разработка (7 класс)

Данилова Наталья Егоровна

Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов "Страна правовых знаний" в рамках проведения недели "Правовых знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7-8_kl._stsenariy_strana_pravovyh_znaniy_noyabr_2021g.docx235.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская школа-интернат среднего общего образования

СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

ПРАВОВОЙ ТУРНИР

«СТРАНА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»

https://vologda-portal.ru/upload/iblock/248/urist.jpg

Данилова Наталья Егоровна,

Социальный педагог

с. Овгорт

2021 год

Тема: Правовой турнир «Страна правовых знаний»

Цель: пропаганда конституционных ценностей, актуализация интереса к действующей Конституции РФ, популяризация правовых знаний в правовом демократическом государстве.

Задачи:

  • Формирование правового сознания, правой культуры детей, активной гражданской позиции подростков.
  • Способствование сплочению детей путем групповой работы в команде;
  • Совершенствование работы по правовому воспитанию;
  • Реализация творческого потенциала детей;
  • Формирование правовой грамотности подрастающего поколения;
  • Формирование правовой компетентности гражданина;
  • Социализация личности подростка.

Форма проведения: правовой турнир-эрудицион

Время проведения: 17 ноября 2021 года

Место проведения: актовый зал

Участники: 24 человека, 7-8 классы (по 6 человек в команде)

Оформление: надпись «Страна правовых знаний», плакат «Гимн РФ»,  флаг РФ

Музыкальное оформление: фонограмма «Гимн РФ».

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Путешествие в страну правовых знаний», презентация «Подросток и закон. Подросток и его права» (слайд 59-66); карточки с заданиями для групп-команд (конверты с заданиями).

Ожидаемые результаты: повышение информированности детей о правах человека, ребенка, совершенствование навыков коллективной работы при выполнении заданий; Формирование правовой грамотности и компетентности подростка; повышение правого сознания подростка и его гражданской активности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы собрались с вами на правовой турнир «Страна правовых знаний». Мы проверим насколько хорошо вы знакомы с данной темой, знаете ли свои права и обязанности. Но для начала я представлю членов нашего жюри.

1.

2.

3.

А теперь познакомимся с участниками сегодняшнего турнира (представление команд 7-8 классов)

Начнем мы наш турнир с презентации «Подросток и закон. Подросток и его права» (слайд 59-66)». (Презентация с текстом).

Ведущий: Вы познакомились с правами подростка. А теперь назовите основные документы, где изложены права граждан, их свободы? (в Конституции, Декларации, Конвенции)

Ведущий: Хорошо! Ну а теперь я озвучу задание первого этапа, который называется - Знатоки. Вам предстоит закончить предложения из статей, изложенных в Конституции РФ. Время выполнения задания 5 минут, максимум, что вы можете заработать 10 баллов.

1 ЭТАП - ЗНАТОКИ

Задание к этапу выполняется на листах:

1.   Статья 2. Человек, его права и свободы являются ... (высшей ценностью)

2.   Статья 19. Все равны перед законом и ....        (судом)

3.   Статья 21. Достоинство личности охраняется ....              (Государством)

4.   Статья 22. Каждый имеет право на свободу и ....    (личную неприкосновенность)

5.   Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту....             (своей чести и доброго имени)

6.   Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и ....    (слова)

7.   Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и ...    (медицинскую помощь)

8.   Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и ... (свобод)

9. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ....        (природным богатствам)

10. Статья 118. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только ...   (судом)

Ведущий: Время истекло, просим сдать листочки с ответами жюри.

Следующим этапом сегодняшнего турнира будет блиц-опрос. Задача заключается в быстром ответе участника с места. Ответы принимаются только с поднятой руки. За правильный, точный ответ начисляется 1 балл. А членов жюри попросим помочь в выборе первого, поднявшего руку и желающего дать ответ.

2 ЭТАП - БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РФ» (работа на листочках в малых группах)

Вопросы:

1. Что имеет высшую юридическую силу? (Конституция Российской Федерации)

2. Сколько разделов и глав в Конституции Российской Федерации?    (два раздела и девять глав)

3. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации?      (многонациональный народ).

4. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?   (Президент)

5. Что подлежит официальному опубликованию? (Законы)

6. Кто имеет привилегии перед законом и судом? (все равны перед законом и судом)

7. Против кого не обязан свидетельствовать гражданин РФ?  (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников)

8. С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет).

9. Что, по Конституции Российской Федерации, является высшей ценностью.

(человек, его права и свобода).

10. С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ? (основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения)

Ведущий: В нашем государстве существуют нормативные документы (Конституция РФ, закон, конвенция о правах ребёнка), в которых четко отражены  права для ребенка. Вы, конечно же, должны их знать! Давайте их перечислим, пока жюри подводит итоги (права на жизнь, честь, свободу, ФИО, на обучение, любовь, заботу, нежность и т.д.)

Ведущий: А теперь следующий этап нашей программы. Подросток и права! Вашему вниманию будут предложены ситуации из жизни детей по очереди для каждой команды (в конвертах). А ваша задача размыслить над ситуацией и дать свою оценку поведению героев. Оценивается полнота ответа с доказательствами (какие права нарушаются). За выполнение задания дается 5 баллов. Если будут дополнения у команд-соперниц, это может им принести 0,5 балла.

3 ЭТАП - ПОДРОСТОК И ПРАВА!

    Мама. Сынок, ты куда собрался?

      Сын. На каток!

      Мама. Да ты что, ты же еще за пианино не садился!

      Сын. Мам, мне так эта музыка надоела.

      Мама. Ничего не поделаешь! Марш за инструмент!

(право на отдых и досуг)

Ведущий: Кто, по-вашему, прав? Было ли нарушение прав ребенка? Ответ обоснуйте.

       Мама. Милая, тебе пора спать. Уже десять часов, а завтра понедельник, опять с трудом вставать будешь.

       Дочь. Я еще не дослушала кассету, мне ее завтра надо отдавать Мишке. Я очень хочу ее дослушать!

(право на свободу выбора или право свободно выражать свои взгляды)

Ведущий: Итак, вам слово! Кто не прав в данной ситуации?

Дочь. Мам, где такая синяя тетрадочка? (находит на столе на кухни) как она оказалась на кухне? Мама! Ты что брала эту тетрадь? Это же мой дневник!

Мама. Да, я его вымела из под дивана и полюбопытствовала (возмущенно). И тут прочла кое-что интересное. Как ты такое можешь писать?!

Дочь. Ну, какое тебе дело? Есть разница между школьным и личным дневником ты не имеешь права читать мой личный дневник!

(право на личную жизнь, тайну переписки)

Ведущий: Ваш ответ, чьи права нарушены?

       Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

       Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми.

(ребенок, конечно, не прав, у него есть и обязанности)

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием! Ответы были полными, аргументированными.

  И какой получился вывод,  что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются  права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А оказывается, мы это делаем не всегда.

 Пока жюри подводит итоги конкурса, вспомним какие виды юридической ответственности вы знаете (Уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая).

Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний» (слайд3)

4 ЭТАП – «Разбор ситуаций»

Ведущий: Вашему вниманию будут предложены ситуации для определения вида юридической ответственности, ваша задача размыслить над ситуацией и дать свою оценку поведению героев.

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Они разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний», слайд 4 - гражданско – правовое).

 №2. Женю задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание грозит ему? (Слайд 5; административная ответственность)

 №3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил Дима? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний», слайд 6 – Уголовное, уголовная ответственность наступает с 14 лет.)

№4. Рома и Петя ехали в трамвае смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание последует? (Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний», слайд 7 – Административная ответственность. Привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы).

Ведущий: А мы переходим к следующему этапу.

5 ЭТАП - Определите виды юридической ответственности.
Установите соответствие
.

  • А- административная
  • Г – гражданско – правовая.
  • У- уголовная.
  • Д – дисциплинарная (Слайд 13, «Путешествие в страну правовых знаний»)

         Г  -  Порвал учебник одноклассника – 7а

А - Появился на улице в нетрезвом виде

  • У - Избил одноклассника  -7б
  • У - Совершил кражу мобильного телефона

  • Д - Совершил прогул в школе  -8а
  • А - Переходил дорогу в неположенном месте
  • Г - Разбил мячом окно -8б
  • А - Нецензурно выражался в общественном месте (Слайд14)

Ведущий: Пришло время последнего заключительного этапа – блиц – опрос «Конвенция о правах ребёнка».

По очереди отвечаем на вопросы и получаем по 1 баллу за ответ. В случае отсутствия ответа право передается командам-соперницам, за который они могут получить 0,5 балла.

        

6 ЭТАП - БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

1.          На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека? Декларации и конвенции

2.          В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.

3.          В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.

4.          Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН

5.          Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.

6.          Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия

7.          С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения

8.        Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

Ведущий: Для подведения итога мероприятия, предоставляем слово жюри. (Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги конкурса, для команд звучат дополнительные вопросы по теме  - «Конвенцию о правах ребенка»).

  • На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией по правам ребенка? На всех детей без исключения
  • В каких случаях, согласно Конвенции ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции

Классный час «Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции» Внеклассные мероприятия я стараюсь проводить вне классного кабинета. В зависимости от тематики мероприятия это может быт...

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им проти...

Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.

Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....

Правовой турнир среди обучающихся 5 - 7 классов

Данное мероприятие можно проводить на неделе Правовых знаний...

Методическая разработка "Правовой турнир" для обучающихся 10-11 классов

Интерактивная викторина "Правовой турнир". Обучающиеся 10-11 классов отвечают на вопросы, по итогу игры суммируются правильные ответы и победитель получает грамоту....

Программа правового просвещения для обучающихся 9-11 классов

Программа деятельности социального педагога...

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...