Рабочий лист. Что такое культура?
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему

Сахарова Елена Николаевна

Рабочий лист к уроку обществознания по теме "Понятие культура. Материальная и духовная культура их взаимодействие" в 10 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_chto_takoe_kultura.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             «______________ - это мера человечности в человеке». Карл Маркс.

«______________ — это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Фазиль Искандер. «Стоянка человека»

«__________________ можно назвать «памятью мира и общества». Абраам Антуан Моль

Тема урока: _____________________________________________________________________________________

План урока:

1. Понятие «_______________»

2. Функции___________________

3. Виды ___________________

4. Формы и разновидности _______________

1. Прочитайте текст. И ответьте на предложенные вопросы.

Современное значение термина «……………….» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

лат. cultura – ___________

______________________

(Д.А. Лалетин)

1). Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

2). Дайте определение понятию.                                                                                                                

_______________________________________

Узкий смысл:

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Широкий смысл:

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

2. Заполните таблицу  «Основные функции __________________»

Наименование    функции

Ее содержание

Пример

1.

Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

На уроке истории ребята познакомились с новой страной: её расположением, нравами, обычаями, религией.

2.    

Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.

Сравнение постройки кораблей у славян и византийцев.

3.    

Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

4. Информативная

Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

5. Коммуникативная

Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

6.

Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к

совершенствованию.

Изучение теоремы Пифагора на уроке геометрии

3. Заполните пропуски в схеме «Виды ______________________» 

Примеры:

Примеры: материальные ценности, орудия труда и     т.д.

4.  Заполните таблицу «Формы ____________________»

1) Приведите примеры произведений, которые характеризуют различные формы культуры.

2) Какие характерные черты определяют каждую из форм культуры.

Виды искусства

Характерные черты

  1. Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
  2. Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
  3. Главной целью является получение коммерческой выгоды.
  4. Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
  5. В ней отражается менталитет народа.
  6. Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
  7. Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
  8. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
  9. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
  10. Обладает низкой культурной ценностью, но способна  удовлетворять сиюминутные запросы людей.

Домашнее задание:

1). §10,

2). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Культура как явление общественной жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы для учащихся к классному часу

На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....

Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"

Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем  нового материала....

Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.

Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....

Рабочий лист к уроку русского языка

Рабочий лист к уроку "Обращение"...

Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...

Рабочие листы разговоры о важном 27 ноября 2023 тема что такое Родина?

Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 27 ноября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия: что такое Родина. Официальный сайт ...

Рабочий лист к уроку литературы: басни "Листы и корни", "Свинья под дубом"

Данный рабочий лист предназначен для использования на уроках литературы и направлен на изучение двух басен Ивана Андреевича Крылова: "Листья и корни" и "Свинья под дубом". Осно...