Рабочий лист. Что такое культура?
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему
Рабочий лист к уроку обществознания по теме "Понятие культура. Материальная и духовная культура их взаимодействие" в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list_chto_takoe_kultura.docx | 41.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«______________ - это мера человечности в человеке». Карл Маркс.
«______________ — это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Фазиль Искандер. «Стоянка человека»
«__________________ можно назвать «памятью мира и общества». Абраам Антуан Моль
Тема урока: _____________________________________________________________________________________
План урока:
1. Понятие «_______________»
2. Функции___________________
3. Виды ___________________
4. Формы и разновидности _______________
1. Прочитайте текст. И ответьте на предложенные вопросы.
Современное значение термина «……………….» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
лат. cultura – ___________
______________________
(Д.А. Лалетин)
1). Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».
2). Дайте определение понятию.
_______________________________________ | |
Узкий смысл: _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ | Широкий смысл: _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ |
2. Заполните таблицу «Основные функции __________________»
Наименование функции | Ее содержание | Пример |
1. | Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе. | На уроке истории ребята познакомились с новой страной: её расположением, нравами, обычаями, религией. |
2. | Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций. | Сравнение постройки кораблей у славян и византийцев. |
3. | Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) | |
4. Информативная | Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. | |
5. Коммуникативная | Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение. | |
6. | Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к совершенствованию. | Изучение теоремы Пифагора на уроке геометрии |
3. Заполните пропуски в схеме «Виды ______________________»
Примеры:
Примеры: материальные ценности, орудия труда и т.д.
4. Заполните таблицу «Формы ____________________»
1) Приведите примеры произведений, которые характеризуют различные формы культуры.
2) Какие характерные черты определяют каждую из форм культуры.
Виды искусства | |||
Характерные черты |
- Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
- Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
- Главной целью является получение коммерческой выгоды.
- Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
- В ней отражается менталитет народа.
- Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
- Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
- Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
- По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
- Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.
Домашнее задание: 1). §10, 2). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Культура как явление общественной жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах |
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие листы для учащихся к классному часу
На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....
Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"
Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем нового материала....
Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.
Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....
Рабочий лист к уроку русского языка
Рабочий лист к уроку "Обращение"...
Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...
Рабочие листы разговоры о важном 27 ноября 2023 тема что такое Родина?
Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 27 ноября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия: что такое Родина. Официальный сайт ...
Рабочий лист к уроку литературы: басни "Листы и корни", "Свинья под дубом"
Данный рабочий лист предназначен для использования на уроках литературы и направлен на изучение двух басен Ивана Андреевича Крылова: "Листья и корни" и "Свинья под дубом". Осно...