Рабочая программа по обществознанию для 5 - 9 классов
календарно-тематическое планирование по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию для 5 - 9 классов на основе курса "Обществознание" Л. Н. Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obshchestvoznaniyu_fgos_5-9.docx | 108.82 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 5 - 9 классов является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ЦО№6
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе программы курса «Обществознание Л. Н. Боголюбова, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5—9 классы.
Цели
- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений;
овладение учащимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные, освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Задачи обучения:
- приобретение основ обществоведческих знаний и умений;
- содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;
- помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической ).
Данная программа ориентирована на использование учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе» (М.: Просвещение, 2013); «Обществознание: 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений под ред Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; «Обществознание: 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений под ред Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, «Обществознание: 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений под ред Л.Н. Боголюбова «Обществознание: 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений под ред Л.Н. Боголюбова
УМК: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5—9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 2 изд., дораб. М.: Просвещение, 2013.
Иванова Л. Ф. Обществознание. 6 класс: поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват организаций М., Просвещение 2014
Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой УМК Боголюбова, составитель Сорокина Е. Н., М., «ВАКО» 2014
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение обществознания в 5—9 классах отводится 1 ч в учебную неделю, то есть 34 ч за учебный год в 5 классе, по 35 ч в 7-8 классах, 34 ч в 9 классе, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и резервные часы.
2.Учебно – тематический план 5 класс.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Вводный урок | 2 |
2 | Глава I. Человек | 4 |
3 | Глава II. Семья | 6 |
4 | Глава III. Школа | 5 |
5 | Глава ГУ. Труд | 5 |
6 | Глава V. Родина | 8 |
7 | Итоговый модуль | 4 |
Общее количество часов | 34 |
Учебно – тематический план 6 класс.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Человек в социальном измерении | 12 |
2 | Человек среди людей | 9 |
3 | Нравственные основы жизни | 7 |
4 | Повторение и контроль | 6 |
5 | резерв | 1 |
6 | итого | 35 |
Учебно – тематический план 7 класс.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Глава I. Регулирование поведения людей в обществе. | 15 |
2 | Глава II. Человек в экономических отношениях. | 15 |
3 | Глава III. Человек и природа. | 3 |
4 | Итоговое повторение. | 1 |
5 | Резерв. | 1 |
6 | Итого | 35 |
Учебно – тематический план 8 класс.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1. | Вводный урок. | 1 |
2 | Глава I. Личность и общество (4 ч) | 4 |
3 | Глава II. Сфера духовной культуры | 8 |
4 | Глава III. Экономика | 13 |
5 | Глава lV. Социальная сфера | 5 |
6 | Повторение, обобщение | 3 |
7 | Резерв | 1 |
Итого | 35 |
Учебно – тематический план 9 класс
№ П/П | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Политика | 10 |
2 | Право | 21 |
3 | Повторение | 3 |
4 | итого | 34 |
3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
5 класс
В результате освоения курса обществознания 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни,;
- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, семейных традиций; Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В области познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономики, юриспруденции,
В области ценностно-мотивационной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность патриотизму и гражданственности;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.
Знать и понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
- различные подходы к исследованию человека и общества;
- основные социальные институты и процессы;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности; эффективного выполнения социальных ролей,
- нравственной оценки социального поведения людей;
6 класс
В результате освоения курса обществознания 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работать по плану;
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать факты и явления;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В области познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: экономики, юриспруденции,
В области ценностно-мотивационной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность патриотизму и гражданственности;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
трудовой:
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.
Знать и понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- различные подходы к исследованию человека и общества;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности; эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
7 класс
В результате освоения курса обществознания 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества,;
- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану , сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В области познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: экономики, юриспруденции, психологии и культурологии.
В области ценностно-мотивационной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.
Знать и понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- различные подходы к исследованию человека и общества;
- основные социальные институты и процессы;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности; эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
8 класс
В результате освоения курса обществознания 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметными результатами содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям;
ценностно-мотивационной понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний
и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности, толерантности; повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры подростков в процессе социализации,
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
9 класс
В результате освоения курса обществознания 9 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану , сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметными результатами содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии;
умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний
и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для
осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности, толерантности; повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры подростков в процессе социализации, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- Содержание учебного предмета
в 5 классе
Организационный модуль (2 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Человек (4 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Формы организации учебных занятий: Урок«открытия» нового знания, урок-проект. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий,способов действий): мини-дискуссия о роли взрослости и самостоятельности в жизни подростка, работа в группах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом «Легко ли быть подростком?»
Семья (6 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семьи. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Формы организации учебных занятий: Урок«открытия» нового знания, урок-проект. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний(понятий, способов действий): мини-дискуссия о роли с пользой проведенного времени, работа в парах с последующей проверкой выполнения задания, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания
Школа (5 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учеба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Писатели - туляки Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Формы организации учебных занятий: Урок«открытия» нового знания, урок-проект Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий,способов действий): мини-дискуссия о роли учения в современной школе, работа в группах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом «Для чего нужна школа сегодня?»
Труд (5 ч). Труд — основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Меценаты Тулы.Творческий труд. Творчество в искусстве. Формы организации учебных занятий: Урок«открытия» нового знания, урок-проект. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний(понятий, способов действий): групповая работа с проектом «Тульские мастера.» с последующей проверкой выполнения задания и самопрезентацией проекта.
Родина (8 ч). Наша Родина — Россия. Российская Федерация. Субъекты Федерации. Тульский край Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Символы Тулы. Москва — столица России. Гражданин Отечества — достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения Формы организации учебных занятий: Урок«открытия» нового знания, урок-проект. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий,способов действий): составление плана для выполнения творческого задания, фронтальная беседа, работа над основными этапами разработки творческого проекта «Письмо сверстнику о своей малой родине», проектирование выполнения домашнего задания.
Итоговый модуль (4 ч). Личностный опыт — социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. Формы организации учебных занятий: урок развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний(понятий, способов действий): фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания
Содержание учебного предмета
в 6 классе
Вводный урок.
Глава I. Человек в социальном измерении.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Человек - личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять. Формы организации учебных занятий: Урок«открытия» нового знания. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий,способов действий): мини-дискуссия о роли взрослости и самостоятельности в жизни подростка, работа в группах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания
Глава II. Человек среди людей.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду. Формы организации учебных занятий: Урок«открытия» нового знания, урок-проект Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий,способов действий): мини-дискуссия о роли учения в современной школе, работа в группах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом
Глава III. Нравственные основы жизни.
Человек славен добрыми делами. Доброе - значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.Смелость. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.Человечность. Гуманизм - уважение к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро. Формы организации учебных занятий: Урок«открытия» нового знания, урок-проект, урок систематизации, обобщения знаний. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): составление плана для выполнения творческого задания, фронтальная беседа, работа над основными этапами разработки творческого проекта, исследовательская деятельность.
Итоговое повторение и контроль. Формы организации учебных занятий: урок развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний(понятий, способов действий): фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания
Содержание учебного предмета
в 7 классе.
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (15 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Формы организации учебных занятий: Урок «открытия» нового знания, урок повторения.
Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): дискуссия, работа в группах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, анализ документов, составление таблицы проектирование выполнения домашнего задания.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (15 часов).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. Формы организации учебных занятий: Урок «открытия» нового знания урок практикум, урок повторения.
Виды деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, исследовательская и проектная деятельность; фронтальная беседа, анализ документов; составление таблицы, комплексное повторение.
Тема 3. Человек и природа (43часа).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Формы организации учебных занятий: «открытия» нового знания урок практикум, урок развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний(понятий, способов действий): фронтальная беседа, комплексное повторение, коллективная работа с текстом, проектирование выполнения домашнего задания
Содержание учебного предмета
в 8 классе
Введение (1 час)
Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы
Формы организации учебных занятий: Урок «открытия» нового знания.
Виды деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, исследовательская и проектная деятельность; исследовательская деятельность, фронтальная беседа, комплексное повторение.
Тема 1. Личность и общество (4 часа)
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Формы организации учебных занятий: Урок «открытия» нового знания.
Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): дискуссия о роли взрослости и самостоятельности в жизни подростка, работа в группах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть? Формы организации учебных занятий: урок «открытия» нового знания, урок-проект.
Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий): мини-дискуссия о роли учения в современной школе, работа в группах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом.
Тема 3. Экономика (13 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.
Формы организации учебных занятий: урок «открытия» нового знания, урок-проект, урок систематизации, обобщения знаний.
Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): составление плана для выполнения творческого задания, фронтальная беседа, работа над основными этапами разработки творческого проекта, исследовательская деятельность.
Тема 4. Социальная сфера (5 часов)
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Формы организации учебных занятий: Урок «открытия» нового знания
Виды деятельности: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями, анализ документов; составление таблицы, схем, дискуссия.
Содержание учебного предмета
в 9 классе
Тема 1. Политика (10 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.
Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Местное самоуправление в Туле. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Политические партии и движения в РФ, Тульской области. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Формы организации учебных занятий: Урок «открытия» нового знания, урок развивающего контроля
Виды деятельности: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями, анализ документов; составление таблицы.
Тема 2. Право (21 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы Тульской области . Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ.
Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Тульская область как субъект Федерации.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.
Права ребенка и их защита. Закон о правах ребёнка в Тульской области. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Центр занятости в Тульской области.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Повторение 3ч
Формы организации учебных занятий: Урок «открытия» нового знания, урок развивающего контроля, диагностика
Виды деятельности: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями, анализ документов; составление таблицы.
Календарно -тематическое планирование обществознания в 5 классе.
№ уро ка | Содержание (тема раздела, количество часов, тема урока) | Домашнее задание | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание |
1 | Вводный урок. Что изучает курс обществознания. | введение | |||
2 | Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. | ||||
Глава I. Человек (4 ч) | |||||
3 | Загадка человека | Пар 1 | |||
4 | Человек и наследственность | Пар 1 | |||
5 | Отрочество — особая пора жизни | Пар 2 | |||
6 | Самостоятельность — показатель взрослости. Стартовая диагностическая работа. | Пар 2 | |||
Глава II. Семья (6 ч) | |||||
7 | Семья и семейные отношения | Пар 3 | |||
8 | Семья и семейные ценности | Пар 3 | презентация | ||
9 | Семейное хозяйство | Пар 4 | |||
10 | Как хозяйствовать по правилам? | Пар 4 | |||
11 | Свободное время | Пар 5 | презентация | ||
12 | Практикум по теме «Семья» | Инд зад | |||
Глава III. Школа (5ч) | |||||
13 | Образование в жизни человека | Пар 6 | |||
14 | Чему учит сегодня школа? | Пар 6 | презентация | ||
15 | Образование и самообразование | Пар 7 | |||
16 | Испокон веков книга растит человека. Писатели - туляки | Пар 7 | |||
17 | Одноклассники, сверстники, друзья | Пар 8 | |||
Глава IV. Труд (5 ч) | |||||
18 | Труд — основа жизни | Пар 9 | |||
19 | Богатство и бедность. Меценаты Тулы. | Пар 9 | |||
20 | Труд и творчество | Пар 10 | презентация | ||
21 | Тульские мастера. | Пар 10 | |||
22 | Проект «Творчество в науке и искусстве» | Инд зад | |||
Глава V. Родина (8 ч) | |||||
23 | Наша Родина — Россия | Пар 11 | |||
24 | Моя Родина — Россия. Тульский край. | Пар 11 | |||
25 | Государственные символы России. Символы Тулы. | Пар 12 | |||
26 | Гражданин России. | Пар 13 | |||
27 | Я - гражданин России. | Пар 13 | |||
28 | Мы — многонациональный народ | Пар 14 | |||
29 | Многонациональная культура России. | Пар 14 | |||
30 | Практикум по теме «Родина. Тульская область» | Инд зад | |||
Итоговый модуль (4 ч) | |||||
31 | Урок повторения по теме «Человек. Семья.» | Инд зад | |||
32 | Урок повторения по теме «Школа. Труд..» | Инд зад | |||
33 | Урок повторения по теме «Родина» Итоговая диагностическая работа. | ||||
34 | Урок обобщения по курсу обществознания. |
Календарно -тематическое планирование обществознания в 6 классе.
№ уро ка | Содержание (тема раздела, количество часов, тема урока) | Домашнее задание | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание |
Человек в социальном измерении ( 12ч) | |||||
1 | Что такое личность. | Пар 1 | |||
2 | Индивидуальность – плохо или хорошо? | Пар 1 инд зад | |||
3 | Сильная личность – какая она? | Пар 1 | |||
4 | Познание мира и себя. | Пар 2 | |||
5 | Что такое самосознание. | Пар 2 | |||
6 | Человек и его деятельность. Стартовая диагностическая работа. | Пар 3 | презентация | ||
7 | Основные формы деятельности. | Пар 3 | схема | ||
8 | Потребности человека. | Пар 4 | схема | ||
9 | Мир мыслей, чувств. | Пар 4 | |||
10 | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду. | Пар 5 | |||
11 | Выбор жизненного пути. Тульские профессии. | Пар 5 | |||
12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении» | ||||
Человек среди людей (9 ч) | |||||
13 | Межличностные отношения. | Пар 6 | презентация | ||
14 | Виды межличностных отношений. | Пар 6 | схема | ||
15 | Какие бывают группы. Кто может быть лидером. | Пар 7 | схема | ||
16 | О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. | Пар 7 | |||
17 | Общение. Цели общения. | Пар 8 | |||
18 | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Пар 8 | |||
19 | Причины возникновения межличностных конфликтов. | Пар 9 | схема | ||
20 | Как не проиграть в конфликте. | Пар 9 | |||
21 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей» | ||||
Нравственные основы жизни (7 ч) | |||||
22 | Что такое добро. Кого называют добрым. | Пар 10 | презентация | ||
23 | Человек славен добрыми делами. Добрые дела туляков. | Пар 10 | |||
24 | Что такое страх. | Пар 11 | |||
25 | Будь смелым. | Пар 11 | презентация | ||
26 | Что такое гуманизм. | Пар 12 | презентация | ||
27 | Человек и человечность. Прояви внимание к старикам. | Пар 12 | |||
28 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Нравственные основы жизни» | ||||
Повторение и контроль (6 ч) | |||||
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении». Практикум. | Инд зад | |||
30 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении». Проекты. | Инд зад | |||
31 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей» Практикум. | Инд зад | |||
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей» Итоговая диагностическая работа. | Инд зад | |||
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Нравственные основы жизни» Проекты. | Инд зад | |||
34 | Урок- конференция «Человек и общество» | ||||
35 | резерв |
Календарно - тематическое планирование обществознания в 7 классе.
№ уро ка | Содержание (тема раздела, количество часов, тема урока) | Домашнее задание | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание |
Регулирование поведения людей в обществе (15ч) | |||||
1 | Что значит жить по правилам. | Пар 1 | |||
2 | Что значит жить по правилам. Этикет Сетикет | Пар 1 | |||
3 | Права и обязанности граждан. | Пар 2 | |||
4 | Права и обязанности граждан. Учимся пользоваться своими правами. | Пар 2 | |||
5 | Почему важно соблюдать законы. | Пар 3 | |||
6 | Почему важно соблюдать законы. Учимся читать и уважать закон. Стартовая диагностическая работа. | Пар 3 | |||
7 | Защита Отечества. Туляки – герои давно минувших дней. | Пар 4 | |||
8 | Защита Отечества.Учимся быть мужественными | Пар 4 | |||
9 | Для чего нужна дисциплина | Пар 5 | |||
10 | Дисциплина, воля, самовоспитание. Учимся быть дисциплинированными. | Пар 5 | |||
11 | Законопослушный человек. Противозаконное поведение. | Пар 6 | |||
12 | Виновен – отвечай. Учимся уважать закон. | Пар 6 | |||
13 | Кто стоит на страже закона. | Пар 7 | |||
14 | Кто стоит на страже закона. Учимся защищать свои права. Практикум. | Пар 7 | |||
15 | Обобщающий урок по главе: «Регулирование поведения людей в обществе». | ||||
Человек в экономических отношениях. (15 ч) | |||||
16 | Экономика. Натуральное и товарное хозяйство. | Пар 8 | |||
17 | Экономика и её основные участники. Учимся принимать рациональные решения. | Пар 8 | |||
18 | Мастерство работника. Тула – город мастеров. | Пар 9 | |||
19 | Заработная плата. Производительность труда. | Пар 9 | |||
20 | Производство: затраты, выручка , прибыль. Учимся прогнозировать успешность своего дела. | Пар 10 | |||
21 | Производство: затраты, выручка , прибыль. Градообразующие предприятия города Тулы. | Пар 10 | |||
22 | Бизнес. Виды бизнеса. | Пар 11 | |||
23 | Формы бизнеса. Учимся создавать свой бизнес. | Пар 11 | |||
24 | Обмен, торговля. | Пар 12 | |||
25 | Реклама. Учимся быть думающим покупателем. | Пар 12 | |||
26 | Деньги. Как изменялись деньги. | Пар 13 | |||
27 | Деньги, их функции. | Пар 13 | |||
28 | Экономика семьи. | Пар 14 | |||
29 | Экономика семьи. Практикум. | Пар 14 | |||
30 | Обобщающий урок по главе: «Человек в экономических отношениях». | ||||
Человек и природа. (3ч) | |||||
31 | Воздействие человека на природу. | Пар 15 | |||
32 | Охранять природу – значит охранять жизнь. | Пар 16 | |||
33 | Закон на страже природы. Учимся беречь природу. Экология Тулы, Косой Горы. Практикум. | Пар 17 | |||
34 | Итоговое повторение. Итоговая диагностическая работа. | ||||
35 | Резерв |
Календарно - тематическое планирование обществознания в 8 классе.
№ п/п | Содержание (тема раздела, количество часов, тема урока) | Домашнее задание | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание | |
Введение (1 ч.) | ||||||
1 | Вводный урок | Введение, вопросы, задания рубрики «В классе и дома» | Схемы, документы, презентация | |||
Глава I. Личность и общество (4 ч.) | ||||||
2 | Быть личностью | §1, вопросы, задания рубрики «В классе и дома» | Схемы, документы, презентация | |||
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | §2, задания рубрики «В классе и дома» | Схемы, документы, презентация | |||
4 | Развитие общества | §3, Выводы и вопросы для повторения стр 28 | Схемы, документы, презентация | |||
5 | Повторительно-обобщающий урок Стартовая диагностическая работа. | Повт. §1-3 | Схемы, документы, презентация | |||
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.) | ||||||
6 | Сфера духовной жизни | §4 | Схемы, документы, презентация | |||
7 | Мораль | §5, вопросы, задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые» | Схемы, документы, презентация | |||
8 | Долг и совесть | §6, вопросы, задания «Проверь себя», определить своё отношение к высказываниям рубрики» Говорят мудрые» | Схемы, документы, презентация | |||
9 | Моральный выбор – это ответственность | §7, вопросы, задания рубрики «Проверь себя», определить своё отношение к высказываниям рубрики» Говорят мудрые» | Схемы, документы, презентация | |||
10 | Образование | §8, вопросы, задания рубрики «Проверь себя» | Схемы, документы, презентация | |||
11 | Наука в современном обществе | §9, вопросы, задания | Схемы, документы, презентация | |||
12 | Религия как одна из форм культуры | §10, вопросы, задания рубрики «Проверь себя», повт §4-10 подг к итог тестировании. | Схемы, документы, презентация | |||
13 | Повторительно-обобщающий урок | повт §4-10 | Схемы, документы, презентация | |||
Глава III. Экономика (13 ч.) | ||||||
14 | Экономика и её роль в жизни общества | §11, вопросы, задания, дополнить графы таблицы примерами | Схемы, документы, презентация | |||
15 | Главные вопросы экономики | §12, вопросы, задания рубрики «Проверь себя» | Схемы, документы, презентация | |||
16 | Собственность | §13 | Схемы, документы, презентация | |||
17 | Рыночная экономика | §14 | Схемы, документы, презентация | |||
18 | Производство – основа экономики | §15 | Схемы, документы, презентация | |||
19 | Предпринимательская деятельность | §16 | Схемы, документы, презентация | |||
20 | Роль государства в экономике | §17 | Схемы, документы, презентация | |||
21 | Распределение доходов | §18, задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые» | Схемы, документы, презентация | |||
22 | Потребление | §19 | Схемы, документы, презентация | |||
23 | Инфляция и семейная экономика | §20 | Схемы, документы, презентация | |||
24 | Безработица, её причины и последствия | §21подготовить информационный проект «Профессии, которые нас привлекают» (презентация) | Схемы, документы, презентация | |||
25 | Мировое хозяйство и международная торговля | §22 Выводы и вопросы для повторения стр 178-179 подг. к итоговому уроку Повт §11-20 | Схемы, документы, презентация | |||
26 | Повторительно-обобщающий урок по теме» Экономика» | Повт §11-20 | Схемы, документы, презентация | |||
Глава IV. Социальная сфера (5 ч.) | ||||||
27 | Социальная структура общества | §23, задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые | Схемы, документы, презентация | |||
28 | Социальные статусы и роли | §24, задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые | Схемы, документы, презентация | |||
29 | Нации и межнациональные отношения | §25 | Схемы, документы, презентация | |||
30 | Отклоняющееся поведение | §26 Выводы и вопросы для повторения стр. 214-216 | Схемы, документы, презентация | |||
31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» | Повт §23-26 | Схемы, документы, презентация | |||
32 | Итоговая диагностическая работа. |
| ||||
33 34 35 | Повторение по курсу Обобщение по курсу резерв | Схемы, документы, презентация |
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию 9 класс
№ урока | Содержание | Домашнее задание | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Политика (10ч). Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. | § 1 | |||
2 | Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. | § 2 | |||
3 | Формы государства. Гражданство. | § 2 | |||
4 | Политический режим. Демократия, её развитие в современном мире. | § 3 | |||
5 | Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. | § 4 | |||
6 | Гражданское общество. Местное самоуправление. Местное самоуправление в Туле. Пути формирования гражданского общества в РФ. Стартовая диагностическая работа. | § 5 | |||
7 | Участие граждан в политической жизни. Выборы. Референдум. Опасность политического экстремизма. | § 6 | |||
8 | Политические партии и движение, их роль в общественной жизни. | § 7 | |||
9 | Политические партии и движения в РФ, Тульской области. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. | § 7 | |||
10 | Урок повторения по теме: »Политика и социальное управление.» | Выводы к главе | |||
11 | Право (21 ч). Право, его роль в жизни общества и государства. | § 8 | |||
12 | Норма права. Нормативно – правовой акт. Система законодательства. | § 8 | |||
13 | Понятие правоотношения. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | § 9 | |||
14 | Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | § 10 | |||
15 | Ролевая игра «Юридическая консультация граждан по вопросам правонарушений и ответственности за них. | § 10 | |||
16 | Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. | § 11 | |||
17 | Правоохранительные органы Тульской области. Игра «Судебное заседание» | § 11 | |||
18 | Конституция – основной закон РФ. | § 12 | |||
19 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | § 12 | |||
20 | Федеративное устройство России. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Тульская область как субъект Федерации. | § 13 | |||
21 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. | § 14 | |||
22 | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | §14 | |||
23 | Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Закон о правах ребёнка в Тульской области. | § 15 | |||
24 | Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско – правовых договоров. Права потребителей. | § 16 | |||
25 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Центр занятости в Тульской области. | § 17 | |||
26 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. | § 18 | |||
27 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | § 19 | |||
28 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. | § 20 | |||
29 | Социальные права. Жилищные правоотношения. | § 21 | |||
30 | Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов. | § 22 | |||
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | § 23 | |||
32 | Повторение по теме «Право» | ||||
33 | Обобщение знаний по курсу «Обществознание». Итоговая диагностическая работа. | ||||
34 | Обобщение знаний по курсу «Обществознание». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....