Урок обществознания в 10 классе по теме "Политика и власть"
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему

Первый урок по теме с презентацией с элементами проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvozn.politika_i_vlast_10_kl.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Учитель обществознания

                                                                                                   Карпова Н.А. ГБОУ СОШ

                                                                                                   № 466 Курортного района

                                                                                                     Г.Санкт-  Петербурга

                                                                                                   Урок развивающего контроля

                                                                                                                                                                             

                                                                                             

                               Урок обществознания в 10-ом классе

                                          « Политика и власть»

Цель урока: дать всесторонний анализ понятию «политика».

Задачи урока:

                      Образовательные: расширение знаний о политике , политической деятельности, политических институтах,  о взаимодействии основных элементов политики.

                     Развивающие: формирование умения ориентироваться в полученных знаниях, применять их на практике.

                    Воспитывающие: формирование личности с активной жизненной позицией.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Образовательная технология: развитие критического мышления

УМК к уроку: учебник по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова, ИКТ, учебно-справочные материалы по обществознанию под редакцией П.А. Баранова.

                                                Карта урока:      

       Этапы урока

    Время реализации

   1. Мотивационно - целевой (мотивация, постановка учебной цели)

  2 мин.

   2. Операционно - деятельностный этап

  34 мин.

  3. Рефлексия

  7 мин.

  4.Домашнее задание

  2 мин.

Ребята, посмотрите на экран. Перед вами афоризмы известных людей. (слайд 1.)

«Я не занимаюсь политикой. А знаете: всё равно сказать, не занимаюсь жизнью.» (Ренар)

«У политики нет сердца, а есть только голова.» (Н.Бонапарт) «Политика подобна сфинксу из сказки: она поглощает всех, кто не сможет разгадать её загадок.» (А.Ривароль).

Как вы думаете, о каком виде деятельности говорится в данных афоризмах? (политической).  А с чем тесно связана политика?  С властью).  К чему стремятся все политические деятели? (К власти). А сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Политика и власть.» ( слайд 2) Цель нашего урока: слайд 3. План урока: слайд 4. Тема рассчитана на 2 урока. Сегодня на уроке мы рассмотрим 1 и 2 вопросы плана. ( 1.Политика и политическая деятельность. 2. Политическая сфера и политические институты.)

 Как вы думаете, когда зародилась политика? Какая страна является родиной политики? Что означает слово «политика» в переводе с греческого? Политика-« полис, вершение дел полиса.». А что означает слово «полис»? (город-государство)

 Исходя из значения слова «политика» , попробуйте сформулировать определение политики. Далее – слайд 5.

Мы с вами выяснили, что родиной политики является Древняя Греция. Как же греки (правители, учёные) определяли, что такое политика.

Как определяет политику Перикл? (политика – это деятельность). (слайд 6). Как определяет политику Платон? (политика – сфера общества). (слайд 7) Что считает главным в политике Аристотель? (общение всех со всеми). (слайд 8)

 Вот в этих трёх измерениях мы будем рассматривать политику. Зачем нужна политика? О ней говорят. А что такое политика? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим политику как 1)  вид деятельности, 2)  сферу общественной жизни, 3)  тип общественных отношений. (слайд 5).

          Для изучения политики как деятельности мы должны вспомнить структуру деятельности. Что в себя включает деятельность? (субъекты, объект, цель, средства, действия, результат). Кто такие субъекты деятельности? Приведите примеры субъектов деятельности. ( слайды 11, 12). Итак,  субъектами политической деятельности являются социальные группы, политические партии, политические элиты, личности. Какие социальные группы вам известны? Что такое «социальные интересы»? Как они различаются по своей направленности?  Какова роль политических организаций в политической деятельности? Итак, одни организации предназначены непосредственно для участия в политической жизни (партии, государство), другие же созданы для иных целей, но также могут стать субъектами политической деятельности, если попытаются решать свои задачи, используя политическую власть. Кто относится к политической элите? (стр. 220, учебник, первый абзац – дополнить). На слайде мы видели, что немецкий учёный М.Вебер рассматривает 3 степени вовлечённости индивидов в политическую деятельность. Кто относится к политикам « по случаю»? Кого из современных российских политиков вы знаете? Кого из них можно отнести к профессиональным политикам, а кого к политикам «по совместительству»? Что является объектом политики? (общество в целом.) Объектом экономической политики является экономика, социальной – социальная сфера, внешней – мировое сообщество ит.д.  Что является целью политической деятельности? Какие средства используют политики для достижения своих целей? Какие действия они осуществляют? (после ответов обучающихся – слайды 11-12.)

  Далее, работа с документом:  работа Макиавелли «Цели и средства политической деятельности» Допускает ли Н.Макиавелли использование безнравственных средств в политике? О каких средствах идёт речь? Каково его личное отношение к этим средствам: сам Макиавелли считает их добрыми или злыми? Считает ли он их постоянным методом политической деятельности? При каких условиях, с его точки зрения, применимы неблаговидные действия? Какие средства, с точки зрения Макиавелли, предпочтительны в политике? Таким образом, Макиавелли считал допустимым использование недобрых средств не всегда и везде, а только в политической деятельности, ради благой цели, при необходимости. А как думаете вы?  Политику часто приходится выбирать: или для предотвращения опасности проводить жёсткие меры, или своим бездействием допустить ущерб для общества. Поэтому соответствующим современным условиям политики принимается то, что называют «моральный компромисс», т.е. возможность действовать по принципу « наименьшего зла», недопустимость нарушения определённых гуманистических пределов. За этими пределами находятся политический террор, оружие массового уничтожения и другие средства, запрещённые нормами международного права.

 

  А теперь поговорим о политике как сфере общества. Какие сферы общества вы знаете?

В чём проявляется взаимосвязь сфер общества? Свой ответ аргументируйте.

  Работа с учебником: составление схемы «Политические институты» ( стр. 222)

  Какие политические институты относятся к политической сфере? (государство, партия)

  Зачем нужны политические институты? Какие потребности людей они удовлетворяют?

  Кроме названных в учебнике, какие ещё политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке? (общественно-политические движения, СМИ, церковь). После ответов обучающихся – слайды 14-15.

Один из важнейших политических институтов – это политическая партия. Найдите в учебнике на стр. 222 определение политической партии и выпишите его в тетрадь. Сравним это определение с тем, которое есть в Законе «О политических партиях.»  Что общего в этих определениях? (Участие граждан в политической жизни общества). Исходя из этого формируются функции политической партии: 1.Борьба за власть и участие в осуществлении власти. 2.Формирование общественного мнения. 3.Выражение интересов социальных групп. 4.Политическое воспитание. 5.Подготовка кадров политиков.

Итак, сегодня на уроке мы начали изучать тему «Политика и власти.», рассмотрели два пункта плана: 1.Политика и политическая деятельность. 2. Политическая сфера и политические институты. Для закрепления знаний по новой теме мы составим синквейн со словом «политика» .Давайте вспомним,  как составляется синквейн: на первой строке – существительное, т.е. тема синквейна, на второй – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна, на третьей – три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна, на четвёртой предложение из четырёх слов, в котором вы высказываете своё отношение к теме, на пятой- слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяющее выразить своё отношение к теме.

  Домашнее задание: параграф 20, написать эссе по афоризму Гюстава Лебона, французского историка и социолога к.19 –н.20 вв. «В политике настоящие великие люди – те, которые предвидят зарождающиеся потребности, события, подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться.»

Макиавелли Н. 
Цели и средства политической деятельности

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.

Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя.

Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.

Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".

Предмет обществознаниеКласс  9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...