Статья «Развитие российской гражданской идентичности в деятельности ДОО « МОСТ»
статья по обществознанию на тему
В статье актуализируется проблема развития детских общественных объединений, как инновационных субъектов воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_itogam_konf_ot_30.01.18_kochetova.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Кочетова Софья Ивановна
учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» города Нижнего Новгорода, учитель высшей категории, кандидат политических наук.
Статья «Развитие российской гражданской идентичности в деятельности ДОО « МОСТ»
Аннотация
В статье актуализируется проблема развития системы детских общественных объединений, как инновационных субъектов воспитания, анализируется развитие российской гражданской идентичности в работе детского общественного объединения.
Ключевые слова
Гуманистическая система воспитания, гражданская идентичность, воспитательное пространство, личностный рост, полисубъектная стратегия, самоактуализация, самореализация, личностно-центрированный подход, самостоятельное гражданское действие.
С конца XX века в практике и теории воспитания и социализации детей произошли резкие изменения. С начала 90-х годов XX века к главной функции школы отнесли образовательную функцию. Очень скоро была признана ошибочность данного шага, но отрицательным следствием этого, явилось появление такого понятия, как «потерянное поколение».
Большие изменения на рубеже XX -XXI веков произошли и в институтах социализации детей и молодежи. На лидирующее место выдвигаются СМК и Интернет, появляется термин «цифровое поколение», «экранные дети».
В основе идей научной школы Л.И. Новиковой лежат следующие идеи:
- теории систем и синергетики, в которых социальная система рассматривается как неравновесная и самоорганизующаяся;
- положения гуманистической психологии, в основе которых лежит понимание гуманизации личности как становления человеческого в человеке и гуманизации образования как гармонизации отношений всех участников образовательного процесса;
Научная школа Л.И. Новиковой сложилась вокруг следующих теоретических положений:
- воспитание - это управление процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий;
- развитие личности ребенка опосредовано детским коллективом, представляющим собой сложную социально-психологическую систему, для которой характерно единство организации и психологической общности. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других - развивать индивидуальность ребенка, его творческий потенциал. Детский коллектив, с одной стороны, результат педагогических усилий взрослых, с другой - спонтанно развивающееся явление;
- школьный коллектив - дифференцированное единство разных по своим функциям объединений детей и взрослых: учащихся, педагогов, родителей и т.д. Школьный коллектив является ядром воспитательной системы школы;
- воспитательная система - это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система может быть создана на базе различных образовательных учреждений (школа, вуз, учреждение дополнительного образования и др.);
- структура воспитательной системы включает в себя: цели, выраженные в исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающую реализацию концепции;
субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношения, интегрирующие субъектов в общность; среду, освоенную субъектами; управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность;
- наряду с воспитательной системой эффективным механизмом личностного развития детей и взрослых является воспитательное пространство. Воспитательное пространство - это среда, механизмом организации которой является педагогическое со-бытие детей и взрослых. Воспитательное пространство может быть представлено как предельно открытая воспитательная система, в которой иерархия и целостность уступают первенство связности и разнообразию;
- воспитательная деятельность является профессиональной деятельностью педагога по созданию благоприятных условий для развития личности ребенка и требует от субъекта личностно-профессиональной позиции воспитателя.
Векторы современного воспитания связаны:
- с обоснованием полисубъектной стратегии воспитания как условия конструирования современной социально-педагогической реальности; выявлением специфического потенциала традиционных и новых субъектов воспитания в системе образования и открытом социуме;
- характеристикой возможных ограничений и рисков во взаимодействии различных субъектов воспитания; разработкой концепции воспитательного пространства как результата взаимодействия субъектов воспитания в открытом социуме.
- разработкой концепции развития детско-взрослой общности в современной системе образования, включающей характеристику основных детско-взрослых общностей, определение их воспитательного потенциала, условий его актуализации, теоретическую модель деятельности педагога по формированию и развитию детской общности.
Одной из разновидностей детско- взрослой общности является детское общественное объединение.
В Концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется обеспечению взаимодействия государства и общества по созданию условий для повышения статуса воспитания детей и молодёжи в российском обществе, созданию организационных, нормативных, кадровых условий для реализации всестороннего воспитания учащихся. В качестве одного из условий определены поддержка детского общественного движения, создание в каждом образовательном учреждении детской общественной организации, возможность вовлечения детей в процессы коллективной жизнедеятельности, реализация стремления к лидерству, самовыражению.
Детское общественное движение становится средой воспитания личности при условиях : становление коллектива, определение ценностных ориентации, наличие бескорыстной социально значимой деятельности, педагогический потенциал и методическая грамотность педагога, создание законов, заповедей, символов и ритуалов, использование возможностей
В условиях демократизации общества появилась необходимость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления содержания их работы — это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, группах, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.
Анализируя практическую деятельность детской общественной организации, остановимся на деятельности ДОО «Евроклуб» и «МОСТ».
ДОО «МОСТ» возник в 2016 году на базе ДОО «Евроклуб», который работал с 1996 по 2015 год и является преемником данной организации.
Цели ДОО «МОСТ»:
- Разностороннее изучение истории России как одной из ветвей европейской цивилизации и изучение интеграции России в европейское и мировое сообщество;
- политическое правовое, нравственное образование и воспитание, реализуемое на основе свободного выбора участниками их деятельности.
Задачи
- формирование демократических ценностей молодого человека на основе изучения истории и культуры нижегородского края, на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России и народов Европы.
- формирование у молодежи чувства ответственности, гражданственности, патриотизма, толерантности.
- становление гражданской компетентности, понимаемой, как совокупность готовности и способности молодых людей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе применить свои знания и умения на практике;
- гармонизация межнациональных, межконфессиональных и этнокультурных отношений путем обеспечения соответствия и баланса между национальными и интернациональными составляющими культуры общества.
Основные направления деятельности:
- игровая;
- проектная;
- научная;
- учебная;
- досуговая;
- олимпиадная.
Основные направления деятельности связаны с формированием самостоятельной, активной, инициативной и ответственной личности. В формировании учебных компетенций особое внимание уделяется развитию исследовательских, рефлексивных и самооценочных умений и навыков, развитию познавательного интереса к истории, обществознанию, мировой и отечественной культуре. Принципы работы основываются на связи обучения с жизнью. Основными мотивами деятельности детей в ДОО «МОСТ» является самоактуализация и самореализация личности ребенка.
Остановимся на проектной деятельности детской организации, клуба «МОСТ» в 2016 -2017 учебном году.
В 2016- 2017 учебном году деятельность старшеклассников клуба была направлена на актуализацию профориентационной деятельности. В этой связи было запланированы участие в работе со студентами ВУЗов. Старшеклассники выбрали ВШЭ, так как многие хотят туда посткпить. Вместе с выпускницей лицея Алтушкиной Марией и студентами ВШЭ было подготовлено и проведено игровое моделирование по теме: «Спрос и потребление» в форме игры- квеста. Общение старшеклассников и студентов в игровой форме позволило повторить тему «Спрос и потребление» для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, узнать подробнее от студентов об особенностях учебы в ВУЗе, в непринужденной обстановке поговорить о выборе профессии.
Огромное значение в проектной деятельности старших школьников имеет участие в городских проектах. Так 16 декабря 2016 года на базе НЛГУ имени Н. А. Добролюбова был реализован городской ежегодный проект «Модель ООН». Тема игры была очень актуальной – «Изменение климата как всеобщая угроза жизни на земле». Старшеклассники имитировали заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Подготовка к игре требовала большой самостоятельной научной работы. Работа в команде формировала ответственность за порученное дело.
Таким образом, работа в ДОО «МОСТ» благоприятно воздействует на развитие личности старшеклассника, удовлетворяет потребности в общении со сверстниками, предоставляет разнообразие сочетаний, отвечающих интересам современных молодых людей, форм занятий социально-значимого содержания, способствует воспитанию социальной активности, повышению уровня коммуникативно-организаторской деятельности, мотивирует детей и молодёжь на включенность в объединение для реализации позитивно направленной деятельности.
Список литературы
- Алиева Л.В. Детское движение- субъект воспитания: теория, история, практика. Монография, - М: Макс- пресс,2002
- Алиева Л.В. Детское движение. Словарь-справочник. , Сост Т.В. ТрухачеваА.Г. Кирпичник, М., 2004
- Разумовская Т.В. Воспитательные возможности детского сообщества, Владимир,2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"
Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...
Нравственно -патриотическое воспитание и развитие гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Статья по нравственно -патриотическому воспитанию...
Статья "Формирование гражданской идентичности на уроках истории"
Более сотни народов проживает на территории Великой державы – России. Как сохранить свою культуру? Как сохранить те крупицы, которые не позволят раствориться во времени и пространстве пото...
Использование краеведческого материала в развитии гражданской идентичности обучающихся на примере деятельности детской общественной организации
В статье актуализируется использование краеведческого материала в рамках работы детского общественного объединения....
Статья "Воспитание гражданской идентичности посредством информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал"
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, цель которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается ин...
статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.
Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что способствуе...
Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"
В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...