Статья «Развитие российской гражданской идентичности в деятельности ДОО « МОСТ»
статья по обществознанию на тему

 В статье актуализируется проблема развития детских общественных объединений, как инновационных субъектов воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_itogam_konf_ot_30.01.18_kochetova.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Кочетова Софья Ивановна

учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей  №87 имени Л.И. Новиковой» города Нижнего Новгорода, учитель высшей категории, кандидат политических наук.

Статья «Развитие российской  гражданской идентичности в деятельности ДОО « МОСТ»

                                                      Аннотация

              В статье актуализируется проблема развития системы детских общественных объединений, как  инновационных субъектов воспитания, анализируется развитие российской гражданской идентичности в работе детского общественного объединения.

Ключевые слова

Гуманистическая система воспитания, гражданская идентичность, воспитательное пространство, личностный рост, полисубъектная стратегия,  самоактуализация, самореализация, личностно-центрированный подход,  самостоятельное гражданское действие.

    С конца XX века в практике и теории воспитания и социализации детей произошли резкие изменения. С начала 90-х годов XX века к главной функции школы отнесли образовательную функцию. Очень скоро была признана ошибочность данного шага, но отрицательным следствием этого,  явилось появление такого понятия, как «потерянное поколение».

Большие изменения на рубеже XX -XXI веков произошли и в институтах социализации детей и молодежи. На лидирующее  место выдвигаются СМК и Интернет, появляется термин «цифровое поколение», «экранные дети».

В основе идей научной школы Л.И. Новиковой лежат следующие идеи:

-  теории систем и синергетики, в которых социальная система рассматривается как неравновесная и самоорганизующаяся;

- положения гуманистической психологии, в основе которых лежит понимание гуманизации личности как становления человеческого в человеке и гуманизации образования как гармонизации отношений всех участников образовательного процесса;

Научная школа Л.И. Новиковой сложилась вокруг следующих теоретических положений:

- воспитание - это управление процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий;

- развитие личности ребенка опосредовано детским коллективом, представляющим собой сложную социально-психологическую систему, для которой характерно единство организации и психологической общности. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других - развивать индивидуальность ребенка, его творческий потенциал. Детский коллектив, с одной стороны, результат педагогических усилий взрослых, с другой - спонтанно развивающееся явление;

- школьный коллектив - дифференцированное единство разных по своим функциям объединений детей и взрослых: учащихся, педагогов, родителей и т.д. Школьный коллектив является ядром воспитательной системы школы;

- воспитательная система - это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система может быть создана на базе различных образовательных учреждений (школа, вуз, учреждение дополнительного образования и др.);

- структура воспитательной системы включает в себя: цели, выраженные в исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающую реализацию концепции;

субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношения, интегрирующие субъектов в общность; среду, освоенную субъектами; управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность;

-  наряду с воспитательной системой эффективным механизмом личностного развития детей и взрослых является воспитательное пространство. Воспитательное пространство - это среда, механизмом организации которой является педагогическое со-бытие детей и взрослых. Воспитательное пространство может быть представлено как предельно открытая воспитательная система, в которой иерархия и целостность уступают первенство связности и разнообразию;

- воспитательная деятельность является профессиональной деятельностью педагога по созданию благоприятных условий для развития личности ребенка и требует от субъекта личностно-профессиональной позиции воспитателя.

Векторы современного воспитания связаны:

  • с  обоснованием полисубъектной стратегии воспитания как условия конструирования современной социально-педагогической реальности; выявлением специфического потенциала традиционных и новых субъектов воспитания в системе образования и открытом социуме;
  • характеристикой возможных ограничений и рисков во взаимодействии различных субъектов воспитания; разработкой концепции воспитательного пространства как результата взаимодействия субъектов воспитания в открытом социуме.
  • разработкой концепции развития детско-взрослой общности в современной системе образования, включающей характеристику основных детско-взрослых общностей, определение их воспитательного потенциала, условий его актуализации, теоретическую модель деятельности педагога по формированию и развитию детской общности.

Одной из разновидностей детско- взрослой общности является детское общественное объединение.

В Концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется обеспечению взаимодействия государства и общества по созданию условий для повышения статуса воспитания детей и молодёжи в российском обществе, созданию организационных, нормативных, кадровых условий для реализации всестороннего воспитания учащихся. В качестве одного из условий определены поддержка детского общественного движения, создание в каждом образовательном учреждении детской общественной организации, возможность вовлечения детей в процессы коллективной жизнедеятельности, реализация стремления к лидерству, самовыражению.

Детское общественное движение становится средой воспитания личности при условиях : становление коллектива, определение ценностных ориентации, наличие бескорыстной социально значимой деятельности, педагогический потенциал и методическая грамотность педагога, создание законов, заповедей, символов и ритуалов, использование возможностей


В условиях демократизации общества появилась необходимость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления содержания их работы — это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, группах, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

Анализируя практическую деятельность детской общественной организации, остановимся на деятельности  ДОО «Евроклуб» и «МОСТ».

ДОО «МОСТ» возник  в 2016 году на базе ДОО «Евроклуб», который работал с 1996 по 2015 год и является  преемником данной организации.

 Цели ДОО «МОСТ»:

  • Разностороннее изучение истории России как одной из ветвей европейской цивилизации и изучение интеграции России в европейское и мировое сообщество;
  • политическое правовое, нравственное образование и воспитание, реализуемое на основе свободного выбора участниками их деятельности.

Задачи

  • формирование демократических ценностей молодого человека на основе изучения истории и культуры нижегородского края, на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России и народов Европы.
  • формирование у молодежи чувства ответственности, гражданственности, патриотизма, толерантности.
  • становление гражданской компетентности, понимаемой, как совокупность готовности и способности молодых людей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе применить свои знания и умения на практике;
  • гармонизация межнациональных, межконфессиональных и этнокультурных отношений путем  обеспечения соответствия и баланса между  национальными  и интернациональными составляющими культуры общества.

Основные направления деятельности:

  • игровая;
  • проектная;
  • научная;
  • учебная;
  • досуговая;
  • олимпиадная.

Основные направления деятельности связаны с формированием самостоятельной, активной, инициативной и ответственной личности. В формировании учебных компетенций особое внимание уделяется развитию исследовательских, рефлексивных и самооценочных умений и навыков, развитию познавательного интереса к истории, обществознанию, мировой и отечественной культуре. Принципы работы  основываются на связи обучения с жизнью. Основными мотивами деятельности детей в ДОО «МОСТ» является самоактуализация и самореализация личности ребенка.

Остановимся на проектной деятельности  детской организации, клуба «МОСТ» в 2016 -2017 учебном году.

В 2016- 2017 учебном году деятельность старшеклассников клуба была направлена на актуализацию  профориентационной деятельности. В этой связи было запланированы   участие в работе со студентами ВУЗов. Старшеклассники выбрали ВШЭ, так как многие хотят туда посткпить. Вместе с выпускницей лицея Алтушкиной Марией и студентами ВШЭ было подготовлено и проведено игровое моделирование по теме: «Спрос и потребление» в форме игры- квеста. Общение старшеклассников и студентов в игровой форме позволило повторить тему «Спрос и потребление» для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, узнать подробнее от студентов об особенностях учебы  в ВУЗе,  в непринужденной обстановке поговорить о выборе  профессии.

Огромное значение в проектной деятельности старших школьников имеет участие в городских проектах. Так 16 декабря 2016 года на базе НЛГУ имени Н. А. Добролюбова был реализован городской ежегодный проект «Модель ООН». Тема игры была очень актуальной – «Изменение климата как всеобщая угроза жизни на земле». Старшеклассники имитировали заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Подготовка к игре требовала большой самостоятельной научной работы. Работа в команде формировала ответственность за порученное дело.  

Таким образом, работа в ДОО «МОСТ» благоприятно воздействует на развитие личности старшеклассника, удовлетворяет потребности  в общении со сверстниками, предоставляет разнообразие сочетаний, отвечающих интересам современных молодых людей, форм занятий социально-значимого содержания, способствует воспитанию социальной активности, повышению уровня коммуникативно-организаторской деятельности, мотивирует детей и молодёжь на включенность в объединение для реализации позитивно направленной деятельности.

Список литературы

  1. Алиева Л.В. Детское движение- субъект воспитания: теория, история, практика. Монография, - М: Макс- пресс,2002
  2. Алиева Л.В. Детское движение. Словарь-справочник. , Сост Т.В. ТрухачеваА.Г. Кирпичник, М., 2004
  3. Разумовская Т.В. Воспитательные возможности детского сообщества, Владимир,2018

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Статья "Формирование гражданской идентичности на уроках истории"

Более сотни народов проживает на территории Великой державы – России. Как сохранить свою культуру? Как сохранить те крупицы, которые не позволят раствориться во времени и пространстве пото...

Использование краеведческого материала в развитии гражданской идентичности обучающихся на примере деятельности детской общественной организации

В статье актуализируется использование краеведческого материала в рамках работы детского общественного объединения....

Статья "Воспитание гражданской идентичности посредством информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал"

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, цель которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается ин...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...