Обществознание, 10 класс, профильный уровень. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек».
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Жигалова Наталья Владимировна

Цель урока: Повторить и обобщить материал по разделу «Общество и человек».

Задачи: Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся, развивать чувство патриотизма к своей Родине.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obshchestvu_10_klass_profil.docx664.76 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание, 10 класс, профильный уровень.

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Общество и человек».

Цель урока: Повторить и обобщить материал по разделу «Общество и человек».

Задачи: Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся, развивать чувство патриотизма к своей Родине.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемое оборудование

Организационный момент

Учитель организует подготовку к уроку. Настрой на рабочую атмосферу.

Подготовка к началу урока, организация рабочего места, подготовка школьных принадлежностей.

Учебники, тетради, рабочие листы.

Постановка темы, цели и задач урока.

Беседа учителя с учащимися:

- Вспомните, какую науку мы с вами изучаем на уроках обществознания?

- Дайте определение этой науке.

- Какие разделы философии мы изучали с вами в течение всей второй четверти?

- Итак, мы с вами изучили большой раздел обществознания «Человек и общество», на следующем уроке у нас с вами устный зачёт по билетам, это будет итоговый урок по данной теме, тогда назовите цель и задачи нашего урока сегодня?

Учитель обобщает ответы учащихся объявляет тему урока и цель.

- Итак, сегодня мы проводим урок-практикум по теме «Человек и общество». Цель нашего урока повторить и закрепить материал, подготовиться к устному зачёту. Сегодня вы имеете возможность ещё раз поднять свой рейтинг, получить дополнительные баллы и возможно вы будете освобождены от зачёта.

Вступают в диалог с учителем:

- Философия.

- это наука, устанавливающая наиболее общие закономерности развития природы и общества.

- Темы, касающиеся происхождения и развития человека (антропология) и общества.

- Нам необходимо повторить и закрепить материал, пройденный на прошлых уроках, подготовиться к устному зачёту.

Презентация по теме, 1-2 слайд.

Актуализация знаний.

Учитель организует групповую работу учащихся при помощи повторения темы «Типы общества». Каждому учащемуся выдаются листочки, где прописан признак определенного типа общества, если это признак традиционного общества учащийся садится в 1-ю группу, если индустриального, то во вторую, если постиндустриального, то в 3-ю группу. (Приложение 1)

Учитель предлагает обобщить каждой группе знания по тому или иному типу общества.

- Итак, мы с вами разделились на группы, в таком составе вы будете работать в течение урока.

- Мы с вами на уроках очень много говорили о идеях и взглядах различных философов, учёных, которые работали над самыми важными философскими вопросами в разные эпохи, назовите их имена.

- Давайте попробуем узнать несколько философов и ученых по их изображениям и вспомним названия их работ.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием, но оно теперь усложняется, попробуйте определить какому из этих учёных принадлежат следующие высказывания.

1 –е задание группам – определить какую проблему поднимает автор в данном высказывании, одна минута на обсуждение. Каждой группе одно высказывание.

После ответов каждой группы, учитель анализирует ответы, напоминает, что учащимся необходимо уметь увидеть проблему, которая поднимается в высказываниях великих людей, т.к. это одно из заданий в ЕГЭ по обществознанию.

2-е задание группам – посмотрите на слайд, предположите, кто эти люди?

Это великие философы конца XIX – начала XX вв. Данилевский, Тойнби и Шпенглер. Все они придерживались определённой теории, какой?

- Вспомните, что такое цивилизация?

- Что такое локальная цивилизация?

Каждой группе даётся задание собрать пазлы из теории локальных цивилизаций: 1-я группа по Данилевскому, 2-я группа – по Шпенглеру и 3-я группа по Данилевскому. Условие, что в данном пазле есть и лишние детали. (Приложение 2)

Проверяют правильность собранного пазла. Учитель просит обобщить идеи каждого философа.

Учитель просит вспомнить какие ещё теории кроме локальных цивилизаций мы изучали. В чём их особенности. Назвать плюсы и минусы обоих теорий.

3-е задание группам – учитель просит взглянуть на слайд, там прописаны различные высказывания, группам предлагается задание распределить данные высказывания: 1 группа – определяет фактические суждения, 2-я группа теоретические, 3- группа – оценочные утверждения.

Учитель напоминает, что это также одно из заданий в ЕГЭ по обществознанию.

4-е задание группам – учитель просит взглянуть на слайд и определить, что там изображено в соответствии с тем, что мы изучали на уроках обществознания.

Каждой группе даётся задание на листах бумаги, где прописаны ключевые слова, по которым нужно выполнить задание. (Приложение 3)

Учитель выслушивает ответы каждой группы, поправляет и дополняет.

5-е задание – учитель предлагает вспомнить, что такое свобода. Предлагает вспомнить, какие есть разные точки зрения на то, что такое свободное общество. Предлагает ответить по коллажам, которые были сделаны на предыдущем уроке, как они представили, что такое свободное общество.

6-е задание группам – составить план по теме (дополнительное на случай если останется время). (Приложение 4)

Учитель подводит итоги работы группы.

Учащиеся определяют к какому типу общества относится выбранный ими признак и садятся в ту или иную группу.

Каждая группа обобщает знания по своему типу общества.

Учащиеся называют различные имена философов, которых запомнили с уроков обществознания.

Учащиеся предлагают свои варианты, кто изображён на слайде.

Учащиеся определяют кому принадлежат данные высказывания.

Каждая группа определяет проблему высказывания.

1-я – Дарвин, в своём высказывании пытается объяснить, то что происхождение человека невозможно объяснить случайной теорией, нужны весомые доказательства.

2-я – Аристотель, поднимает проблему невозможности существования человека вне общества.

3-я – Гейне, поднимает проблему субъектов исторического процесса, народ и историческая личность являются творцами истории.

Учащиеся пытаются определить философов, изображённых на слайде.

- Теория локальных цивилизаций.

- Цивилизация – это качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определённом этапе их развития.

- Локальные, т.е. местные.

Учащиеся собирают пазлы. (Приложение 2.)

Обобщают полученный материал.

Стадиальную теорию, формационный подход.

Учащиеся называют особенности формационного подхода. Плюсы и минусы обеих теорий.

Группы работают самостоятельно в течение 2-х минут и дают свои ответы обосновывая их.

А-ф, Б-ф, В-ф, Г-т, Д-о, Е-т, Ж-о.

Учащиеся должны ответить, что здесь изображены типы социальной динамики.

Самостоятельная работа в группах, по раздаточному материалу (Приложение 3)

Выступления групп.

Сообщение по коллажам по теме «Свободное общество».

Выполняют письменно задание и выступают с ответом.

Листы с признаками общества (Приложение 1).

Презентация, слайд 3.

Презентация, слайд 4, изображения Дарвина, Аристотеля, Гейне и Маркса.

Слайд 5, высказывания философов.

Слайд 6, Тойнби, Шпенглер и Данилевский.

Разрезанные картинки на пазлы с признаками той или иной теории (Приложение 2)

Слайд 7, утверждения различного характера.

Слайд 8, типы социальной динамики.

Листы с заданиями для самостоятельной работы. (Приложение 3)

Коллажи учащихся по теме «свободное общество», слайд 9.

Листы с заданием.

Рефлексия.

Учитель, предлагает просмотреть видеоролик «Эволюция общества».

После просмотра видеоролика учащимся предлагается ответить на вопросы: 1) Вписывается ли этот ролик в тему нашего урока? 2) Оцените точку зрения авторов ролика 3) Как вы считаете, есть ли будущее у современного общества или нет? Учитель принимает во внимание все ответы учащихся.

Просмотр видеоролика.

Учащиеся отвечают на вопросы по видеоролику.

Видеоролик «Эволюция общества», слайд 10, продолжительность 6 мин. 20 сек.

Подведение итогов урока.

- «Любовь к мудрости» - так переводится на русский язык философия. Вроде бы очень просто. Но разве все люди на земле философы? Конечно нет. И все-таки каждый из нас хочет знать, и то как устроен мир, и то что из себя представляют люди, и зачем нам дана жизнь.

С. Маршак «Мыльный пузырь».

А был такой надменный,

Заносчивый такой!

Хвалился, что из пены

Родился он морской.

В нём столько красок было,

Была такая спесь,

А он – воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Его я не жалею…

По правде говоря,

Стихи о нём длиннее

Всей жизни пузыря!

Вроде бы стих о мыльном пузыре, но он нам показывает проблему соотношения сущности вещи и обманчивой видимости. Так и в философии. Мы можем видеть одно, а суть вещи будет заключатся в другом, поэтому нам с вами так и сложно говорить о развитии человека и общества, как главных категориях в философии.

Оценка работы в группах, выделить тех кто хорошо работал на уроке, проставить баллы

Оценивают работу групп, высказывают мнение кому можно поставить оценку за урок.

Журнал с рейтингом учащихся.

Домашнее задание

Подготовка к устному зачёту по теме «Человек и общество»

Приложение 1.

Признаки типов общества.

Основа производства – земля, сельскохозяйственный труд.

Преобладание ручного труда.

Неграмотность большинства населения.

Власть находится в руках крупных земельных собственников.

Огромную роль в обществе играет религия.

Существование замкнутых групп населения.

Медленные темпы развития.

Преобладание коллективизма в обществе.

Развитие крупной машинной промышленности.

Решается задача преодоления неграмотности населения.

Появление дуалистических монархий.

Развитие многопартийности.

На первый план в духовной сфере выходит наука и образование.

Средняя продолжительность жизни – 50 лет.

Широкое применение машинной техники.

Появление первых демократических конституций.

Основа производства – знания, информация.

Основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т.д.)

Ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование.

Непрерывное образование граждан.

Существование правовых государств и гражданских обществ.

Глобализация экономики.

Развитие информационных технологий.

Развитие генной инженерии и высоких технологий в медицине.

1 ГРУППА

2 ГРУППА

3 ГРУППА

Приложение 2.

Цивилизация имеет свою судьбу,

 своё предназначение, свою историю.

Они рождаются, расцветают, гибнут.

Типы цивилизаций: первичные, одноосновные, двухосновные, объединительные.

В цивилизации видел наиболее

 творческий период его развития.

Чётко разграничивал понятия

 цивилизация и культура.

Цивилизация понималась им как стадия упадка, умирания культуры, её окостенения, потери творческих сил.

Подчёркивал изолированность

 и самостоятельность цивилизаций.

Выделил всего восемь цивилизаций.

Выделил следующие цивилизации:

 первичные, вторичные и третичные.

По его мнению, к середине XX в. осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших цивилизаций.

Цивилизации развиваются независимо

 друг от друга, возможна их гибель.

Нужно создать единую высшую религию, «вселенскую церковь» и «вселенское государство».



Приложение 3

Группа 1.

  1. Вам предложены ключевые слова: «линейное»; «природный», «народ». Что они могут означать, составьте краткий ответ? Приведите примеры из истории линейного развития общества.
  2. Вспомните, что такое противоречивость прогресса? Приведите примеры противоречивости прогресса в Древнем мире.

Группа 2.

  1. Вам предложены ключевые слова: «циклическое»; «материальный», «социальная группа». Что они могут означать, составьте краткий ответ? Приведите примеры из истории циклического развития общества.
  2. Вспомните, что такое противоречивость прогресса? Приведите примеры противоречивости прогресса в Средние века.

Группа 3.

  1. Вам предложены ключевые слова: «спиралевидное»; «духовный», «историческая личность». Что они могут означать, составьте краткий ответ? Приведите примеры из истории спиралевидного развития общества.
  2. Вспомните, что такое противоречивость прогресса? Приведите примеры противоречивости прогресса в современном обществе.

Приложение 4.

1 группа.

Задание. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Формы общественных изменений». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2 группа.

Задание. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек, общество и природа». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3 группа.

Задание. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Глобальные проблемы современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень).

архив содержит три варианта тестовых заданий по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень). тесты составлены по типу ЕГЭ. Архив содержит та...

Тестирование по теме: «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях», составлено по учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание 10 класс, профильный уровень.

Тест для  учащихся 10 профильного класса. по теме "Человек в ранних мифах и философских учениях". Подходит для проверки знаний учащихся по данной теме....

Раздаточный материал по обществознанию «Политическая сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)

МАтериал включает в себя задания для писмьменного опроса, составленные  по типу заданий ЕГЭ по обществознанию (часть С)...

Раздаточный материал по обществознанию «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)

Материалы составлены по примеру заданий части С  (ЕГЭ по обществознанию)....

Презентация к уроку по обществознанию в 10 классе, профильный уровень.Мыслители прошлого об обществе и человеке.

Данная презентация  относится  к теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность». В ней представленывзляды  мыслителей различных эпох: от античности до эпохи Возро...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Тест по теме "Общество и человек" 10 класс (профильный уровень)

Контрольное тестирование по теме "Общество и человек" для профильного уровня. 10 класс. Тест составлен в формате ЕГЭ....