Что такое человечность?
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Стенчина Ольга Петровна

Прежде всего, человечность – это способность уважать других людей. Можно сказать, что уважение к окружающим, а также к самому себе является основополагающим качеством для развития данного качества. Сюда же относится и правильное отношение к природе, животным. Можно ли назвать человечным того, кто бьет кошку или же оставляет мусор после пикника?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  « Что такое человечность»  обществознание , 6 «В» класс

        

Учитель – Стенчина ОльгаПетровна

Цель урока: Формирование нравственных ценностей: добра, гуманности, милосердия.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; характеризовать и иллюстрировать примерами проявления гуманизма; оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила нравственности

Метапредметные

 способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность,  готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, умение формулировать определение понятия                                                                                                                                                     

 Личностные 

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, терпимость к чужому мнению, чувство такта, уважение к оппоненту

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник Обществознание 6 класс. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова - М; «Просвещение», 2014;

рабочая тетрадь.  6 класс. Иванова Л.Ф., Я.В. Хотеенкова Я.В – М; «Просвещение», дополнительная литература, тесты, презентация, раздаточный материал.

                                                                                                                                                    Ход урока:

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

I. Организационный момент

Придумано кем-то — просто и мудро,
При встрече здороваться 
Доброе утро
И 
каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать Вас и гостей на нашем уроке.

Готовность класса к уроку.

Звучит тихая музыка

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: действия смыслообразования;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучили  тему «Будь смелым».  Я не сомневаюсь, что вы много узнали нового  и выполнили домашнее задание, однако я попрошу вас, чтобы вы сами  оценили, насколько хорошо вы готовы  к  уроку.

Домашнее задание сегодня мы проверяем письменно

2 варианта заданий, на выполнение 2 мин.

 

Прошу вас приступить к работе над заданиями.

После завершения работы над заданиями взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев.  Прошу вас приступить к работе над заданиями.

Ребята, прошу поднять руку у кого оценка, которую он поставил себе, совпала с оценкой за задание, у кого ниже, у кого выше той, которую он сам себе ставил.  Спасибо.

Ребята ставят оценки в лист самооценки

Ребята работают над тестом по теме д/з

Звучит тихая музыка

Взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев.  

Познавательные: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание;

умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

IV.Актуализация знаний

Приступая к изучению новой темы,  я хотела бы рассказать вам  сказку Сухомлинского «Пахарь и  крот»

 Подумайте, в чем заключается ее  смысл?

Пахарь пахал землю. Вылез крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь все пашет и пашет. Спрашивает крот:
– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?
Пахарь отвечает:
– Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился крот:
– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою себе нору, и каждый крот роет себе нору.
В чем же смысл сказки?

Как называют человека, который помогает людям?

А сейчас мы приступим к изучению новой темы,

чтобы вы смогли  самостоятельно сформулировать тему  нашего урока вы должны ответить на мой вопрос

Подумайте, какое качество определяет доброго человека?

Оно является однокоренным к слову человек?

Правильно, а теперь сформулируйте тему

Тема нашего урока «Что такое человечность?»

Чтобы узнать  какие вопросы мы будем рассматривать на уроке  вам в группах  надо  решить небольшие кроссворды

И так какие ключевые слова у вас получились

А какие цели вы ставите перед собой, приступаю к изучению темы.

Цели нашего урока

Выяснить:

1. Что такое человечность и гуманизм

2. Какое общество считают гуманным

3.  Определить, легко ли быть гуманным

Ответы ребят

Мораль сказки: не быть равнодушным, делать добро, творить благо для других

Ответы ребят

Человек, который творит добро, добрый человек!

Ответы ребят

Правильный ответ: человечность

Самостоятельно формулируют тему урока

Тема « Что такое человечность?»

Звучит тихая музыка

Ребята в группах решают кроссворды и получают ключевые слова:

гуманизм

 гуманное

общество

Самостоятельно формулируют цели урока

 Выяснить:

1. Что такое человечность и гуманизм

2. Какое общество считают гуманным

3.  Определить, легко ли быть гуманным

 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные:  целеполагание,  

планировать пути достижения цели;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли,  уметь слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к  мнению собеседника;

V.Первичное усвоения новых знаний

Ребята, вы знакомы с понятием гуманизм? Что вы о нем знаете?

В ваших рабочих материалах есть несколько определений понятия гуманизм. Ознакомьтесь, как раскрывают его некоторые авторы.

 А как бы Вы определите, что такое гуманизм? Поработайте, пожалуйста, в парах,  в течение 2-х минут и напишите своё определение гуманизма в рабочую тетрадь. Как Вы его понимаете?

А какие поступки можно назвать гуманными?

А какие поступки можно назвать гуманными?

Поищите варианты гуманного поведения  в ситуациях

1.Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?

2. Ты  заходишь в подъезд и видишь маленького бездомного котенка. Как ты поступишь?

Как вы думаете, а легко ли совершать  гуманные поступки???? Почему?

Давайте ознакомимся с тем, что же такое человечность

Давайте выясним, что же такое человечность

Прошу обратиться к материалам. Ознакомитесь  с определениями понятия человечность, которые дает философский словарь, толковый словарь Ушакова, Википедия.

Сформулируйте свое определение понятия

Гуманным или негуманным, как известно, может быть не только отдельный человек, но и всё общество.

Как вы считаете, какое общество можно назвать гуманным?

Ребята, вы хорошо потрудились, теперь время немного отдохнуть, восстановить силы. У нас в гостях наши друзья-пингвины!!

Мы с вами выяснили, что человечность это каждодневное проявление гуманизма, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. А гуманное общество это общество, которое заботится в первую очередь о тех, кто не может о себе сам позаботиться.

Предлагаю вашему вниманию видеоролик о таких людях, кто нуждается в нашей помощи.

Ребята, какие чувства у вас возникли после просмотра?

Я предлагаю вам послушать басню  русского писателя Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и ответить на вопрос: Можно ли эту басню назвать поучительной? Если да то, чему она нас учит?

Можно ли эту басню назвать поучительной? Если да то, чему она нас учит?

А что вы почувствовали,  о чем задумались?

Как надо относиться к пожилым людям?

Скажите, а может ли произойти такая история  в наше время.

Какова идея этого произведения?

Надо относиться ко всем людям с любовью, но особенно к тем, кто не может о себе позаботиться и нуждается в помощи

Есть люди, которые посвящают себя служению людям, оказывают помощь нуждающимся. Создают благотворительные фонды.

Вы знаете ребята, таких людей? Сегодня мы с ними познакомимся.

Ответы ребят

Работа в парах

Ребята изучают литературу

Осмысливают структуру определения, выполняют задания.

 

Составляют определение и зачитывают

Записывают определение в тетрадь гуманизм

Обсуждения вопроса в группе, ответы

Работают с рабочими материалами, составляют в парах определение   и зачитывают

 Запись определения человечность в тетрадь

Обсуждают вопрос  в группах  и отвечают, какое общество можно назвать гуманным

Ребята выполняют физкультминутку

Просмотр видеоролика о больных и брошенных

 детях,  людях пострадавших от стихийных бедствий

Ответы ребят

Прослушивание записи басни  «Старый дед и внучек»

Ответы ребят

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество и сбор информации, управление поведением партнёров по группе, умение выражать свои мысли, договариваться о распределения функций и ролей в совместной деятельности;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение принимать решение. Регулятивные: планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий

VI.Первичная проверка понимания. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Закрепление материала в виде групповой работы

 

А теперь представители групп представляют свои проекты

Ребята, на партах у вас лежат смайлики, при их помощи покажите, как вы усвоили тему нашего урока

Сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал, выполнив здание «Верно - неверно».

Самопроверка.

Ребята, прошу выставить оценки в лист самооценки за работу в группах и выполненное задание, выставить общую оценку за урок.

1 группа

Изучить материал о волонтерском движении и создать информационный проект

2 группа.

Изучить материал о людях, которые помогали и помогают нуждающихся в помощи.

2 группа подготовит для нас материал о кандидатах

 для присуждения премии «Человек Добра»

3группа. Проанализирует поступки героев с

 позиции гуманизма в литературном произведении.

изученном на уроке литературы.

 В дурном обществе

В.Г.Короленко

Бедные люди

Л.Н.Толстой

4 группа. Составит памятку жизненных правил доброго отношения к людям

Выступают представители групп с проектами

Ребята показывают смайлики

Закрепление материала,  игра « верно-неверно»

Познавательные: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание;

умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

IX. Этап рефлексии

Скажите ребята, цели нашего урока были достигнуты?

 

Ребята, прошу вас открыть дневники и выставить себе оценку, которую вы заслужили в среднем за работу на уроке, а я проверю ваши материалы и тоже выставлю отметку,  и на следующем уроке посмотрим, совпадут они или нет.

Прошу вас записать домашнее задание.

С 19 по 26 проходит Всероссийская неделя Добра, а у нас с вами проходит месячник Добра после изучения темы «Что такое добро?». Вы знаете утверждение

Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли это цветы,
Добрые дела – плоды. Самое главное это дела. У нас с вами дерево без плодов прошу вас прикрепить к нему плоды, на которых написаны добрые дела, которые вы совершил за этот месяц.

Цели урока

Выяснить:

1. Что такое человечность и гуманизм

2. Какое общество считают гуманным

3.  Определить, легко ли быть гуманным

 

Рефлексия

Конверт недосказанных фраз:

  • Самое главное в человеке – это …(учащиеся приводят возможные варианты: его душа, характер).
  • Для счастья человеку нужно…(взаимопонимание).
  • Чтобы быть Человеком с большой буквы нужно…(чтобы тебя уважали, чего-то добиться).
  • О великом человеке судят по…(по его делам, поступкам).

Домашнее задание: всем п.12;

по выбору: творч. задания №1-3 к пар.

Ребята изготавливают проект «Дерево добра»

Звучит песня «Твори добро»

Познавательные: оценка процесса и результата деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: волевая саморегуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...