Подготовка к ОГЭ (духовная сфера)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Материал для сдачи ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_sfera_duhovnoy_kultury.doc | 75.5 КБ |
osnovnye_kategorii_morali.doc | 24.5 КБ |
priznaki_mirovyh_religiy.doc | 23 КБ |
st._28_konstitutsii_rf.doc | 23 КБ |
st._43_konstitutsii_rf.doc | 23 КБ |
funktsii_morali_v_obshchestve.doc | 24 КБ |
funktsii_religii_v_zhizni_obshchestva.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1. Духовная сфера
вопросы кодификатора
Сфера духовной культуры и ее особенности
Существует понятие культуры в широком и узком смысле.
Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.
Под культурой в узком смысле понимается:
- Сфера, объединяющая искусство, религию, науку, образование, мораль;
- Исторически обусловленный уровень развития общества;
- Культура личности – степень восприятия индивидом культуры общества.
Виды культуры:
Материальная:
- техника;
- производственный опыт;
- материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека.
Духовная:
- произведения искусства;
- различные идеологии;
- научные знания;
- ценности;
- нормы поведения.
Формы культуры:
Элитарная - создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.
Народная - создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни.
Массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Различают также экранную культуру.
Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.
Под искусство также понимают:
- творческую деятельность;
- изобразительное искусство;
- мастерство.
Наука в жизни современного общества
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных.
Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно.
Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Информация о функциях образования в дополнительных материалах.
Основные принципы образовательной политики в РФ:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) общедоступность образования;
4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
5) светский характер образования в государственных учреждениях;
6) свобода и плюрализм в образовании;
7) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Статья 43 Конституции РФ о праве на образование в дополнительных материалах.
Система образования РФ:
- дошкольное образование;
- общее образование:
- начальное (1-4 класс);
- основное (5-9 класс);
- среднее (10-11 класс);
- профессиональное образование:
- начальное;
- среднее;
- высшее.
Также существует система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.).
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Религия – это:
- вера в сверхъестественное (в Бога);
- совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
- одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Информация о функциях религии в жизни общества в дополнительных материалах.
Типология религий:
- политеистические;
- монотеистические;
- архаические:
- тотемизм;
- анимизм;
- фетишизм;
- магия;
- национальные:
- иудаизм;
- синтоизм;
- даосизм;
- индуизм;
- мировые:
- буддизм;
- христианство;
- ислам.
Информация о признаках мировых религий в дополнительных материалах.
Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Признаки религиозной организации:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические.
Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию.
Статья 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания в дополнительных материалах.
Мораль
Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Специфика норм морали:
- мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни;
- всеобщий характер;
- действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.
Основные категории морали:
- добро;
- зло;
- долг;
- совесть.
Более подробно об основных категориях морали в дополнительных материалах.
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.
Моральные требования и представления:
1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.);
2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).
Информация о важнейших функциях морали в обществе в дополнительных материалах.
Могут быть приведены следующие характеристики:
- неписаные законы (им подчиняются все, как должному);
- стихийный характер формирования;
- мера требований общества к людям;
- мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения.
Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Гуманизм:
в широком смысле - мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом;
в узком смысле - нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры.
Предварительный просмотр:
Основные категории морали
Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее бескорыстное и искренне стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животным. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью.
Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо сторон (то есть противоречит правилам морали).
Долг – внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести».
Предварительный просмотр:
Признаки мировых религий:
- огромное число последователей во всём мире;
- эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
- пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);
- космополитичность (носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств).
Предварительный просмотр:
Статья 28 Конституции РФ
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Предварительный просмотр:
Статья 43 Конституции РФ
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Предварительный просмотр:
Важнейшие функции морали в обществе
- регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни;
- ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;
- мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности что-то сделать (или, наоборот, не сделать); формирование нравственного облика личности;
- координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
Предварительный просмотр:
Основные функции религии в жизни общества
- мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек и его деятельность;
- компенсаторная (терапевтическая) – восполняет зависимость, бессилие людей перед жизненными проблемами, перестраивая сознание; снимает стресс, утешает и т.п.;
- коммуникативная – обеспечивает общение верующих друг с другом; верующих – с Богом через посредство священнослужителей;
- регулятивная – определённым образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность;
- интегрирующая – объединяет индивидов, группы, если ими признаётся единое вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом;
- культурно-транслирующая – обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного культурного наследия от поколения к поколению;
- легитимизирующая – узаконивает некоторые общественные порядки, институты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ, проверочный материал на тему : «Духовная сфера».
Контрольные задания по "Духовной сфере" с ответами за курс средней школы....
Подготовка к ЕГЭ, проверочный материал на тему : «Духовная сфера».
Контрольные задания по "Духовной сфере" с ответами за курс средней школы....
Тема Духовная сфера. Для подготовки к ЕГЭ с тематическими тестами.
За основу взята презентация Свечникова. Материал переработан, добавлены тесты по разделам темы. Использую для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по обществознанию....
Материалы по подготовке к ОГЭ (раздел "Духовная сфера")
Теоретический материал по разделу "Духовная сфера" и тестовое задание...
Подготовка к ОГЭ по разделу "Духовная сфера"
Тексты для подготовки к ОГЭ по обществознанию по заданиям 26-31 раздела "Духовная культура"....
Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Духовная сфера"
Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Духовная сфера"...
Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию: Человек. Общество. Духовная сфера.
Данный материал будет полезен педагогам и учащимся для организации подготовки к ОГЭ по обществознанию. Максимально сжатый конспект позволит за короткий срок повторить ранее изученные темы....