Подготовка к ОГЭ (духовная сфера)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Лишенко Нино Анзоровна

Материал для сдачи ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1. Духовная сфера

вопросы кодификатора

Сфера духовной культуры и ее особенности

Существует понятие культуры в широком и узком смысле.

Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём                                             обучения и подражания.

Под культурой в узком смысле понимается:

  • Сфера, объединяющая искусство, религию, науку, образование, мораль;
  • Исторически обусловленный уровень развития общества;
  • Культура личности – степень восприятия индивидом культуры общества.

Виды культуры:

Материальная:

  • техника;
  • производственный опыт;
  • материальные ценности,  составляющие искусственную среду обитания человека.

Духовная:

  • произведения искусства;
  • различные идеологии;
  • научные знания;
  • ценности;
  • нормы поведения.

Формы культуры:

Элитарная - создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

Народная - создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни.

Массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Различают также экранную культуру.

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.

Под искусство также понимают:

  • творческую деятельность;
  • изобразительное искусство;
  • мастерство.

Наука в жизни современного общества

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Нравственные принципы труда учёного – основные моральные     принципы    творческой деятельности и взаимоотношений учёных.

Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного        работника за результаты его деятельности.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Информация о функциях образования в дополнительных материалах.

Основные принципы образовательной политики в РФ:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) общедоступность образования;

4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

5) светский характер образования в  государственных учреждениях;

6) свобода и плюрализм в образовании;

7) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Статья 43 Конституции РФ о праве на образование в дополнительных материалах.

Система образования РФ:

- дошкольное образование;

- общее образование:

   - начальное (1-4 класс);

   - основное (5-9 класс);

   - среднее (10-11 класс);

- профессиональное образование:

   - начальное;

   - среднее;

   - высшее.

Также существует система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.).

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религия – это:

  •  вера в сверхъестественное (в Бога);
  •  совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
  •  одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Информация о функциях религии в жизни общества в дополнительных материалах.

Типология религий:

- политеистические;

- монотеистические;

- архаические:

   - тотемизм;

   - анимизм;

   - фетишизм;

   - магия;

- национальные:

   - иудаизм;

   - синтоизм;

   - даосизм;

   - индуизм;

- мировые:

   - буддизм;

   - христианство;

   - ислам.

Информация о признаках мировых религий в дополнительных материалах.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Признаки религиозной организации:

  1. вероисповедание;
  2. совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  3. обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические.

Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию.

Статья 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания в дополнительных материалах.

Мораль

Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Специфика норм морали:

  1. мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни;
  2. всеобщий характер;
  3. действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.

Основные категории морали:

- добро;

- зло;

- долг;

- совесть.

Более подробно об основных категориях морали в дополнительных материалах.

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Моральные требования и представления:

1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.);        

2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость);                                                3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.);                        4) морально-психологические механизмы (долг, совесть);                                                                                    5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).

Информация о важнейших функциях морали в обществе в дополнительных материалах.

Могут быть приведены следующие характеристики:

  1. неписаные законы (им подчиняются все, как должному);
  2. стихийный характер формирования;
  3. мера требований общества к людям;
  4. мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения.

Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Гуманизм:

в широком смысле - мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом;

в узком смысле - нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов,  в основе которого лежит забота о человеке, стремление  к улучшению его жизни.

Патриотизм – нравственный и политический принцип,  социальное   чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей,  святынь и культуры.



Предварительный просмотр:

Основные категории морали

Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее бескорыстное и искренне стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животным. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью.

Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо сторон (то есть противоречит правилам морали).

Долг – внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести».



Предварительный просмотр:

Признаки мировых религий:

  • огромное число последователей во всём мире;
  • эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
  • пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);
  • космополитичность (носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств).



Предварительный просмотр:

Статья 28 Конституции РФ

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.



Предварительный просмотр:

Статья 43 Конституции РФ

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.



Предварительный просмотр:

Важнейшие функции морали в обществе

  • регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни;
  • ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;
  • мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности что-то сделать (или, наоборот, не сделать); формирование нравственного облика личности;
  • координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.



Предварительный просмотр:

Основные функции религии в жизни общества

  • мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек и его деятельность;
  • компенсаторная (терапевтическая) – восполняет зависимость, бессилие людей перед жизненными проблемами, перестраивая сознание; снимает стресс, утешает и т.п.;
  • коммуникативная – обеспечивает общение верующих друг с другом; верующих – с Богом через посредство священнослужителей;
  • регулятивная – определённым образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность;
  • интегрирующая – объединяет индивидов, группы, если ими признаётся единое вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом;
  • культурно-транслирующая – обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного культурного наследия от поколения к поколению;
  • легитимизирующая – узаконивает некоторые общественные порядки, институты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ, проверочный материал на тему : «Духовная сфера».

Контрольные  задания по "Духовной сфере"  с ответами за курс средней школы....

Подготовка к ЕГЭ, проверочный материал на тему : «Духовная сфера».

Контрольные  задания по "Духовной сфере"  с ответами за курс средней школы....

Тема Духовная сфера. Для подготовки к ЕГЭ с тематическими тестами.

За основу взята презентация Свечникова. Материал переработан, добавлены тесты по разделам темы. Использую для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по обществознанию....

Материалы по подготовке к ОГЭ (раздел "Духовная сфера")

Теоретический материал по разделу "Духовная сфера" и тестовое задание...

Подготовка к ОГЭ по разделу "Духовная сфера"

Тексты для подготовки к ОГЭ по обществознанию по заданиям 26-31 раздела "Духовная культура"....

Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Духовная сфера"

Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Духовная сфера"...

Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию: Человек. Общество. Духовная сфера.

Данный материал будет полезен педагогам и учащимся для организации подготовки к ОГЭ по обществознанию. Максимально сжатый конспект позволит за короткий срок повторить ранее изученные темы....