Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Духовная сфера"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Духовная сфера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnaya_sfera.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственная сфера.
Деятельность:
- Духовная – направлена на изменение сознания людей;
- Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей;
- Духовно-практическая – сохранение, воспроизведение, распределение, распространение и потребление духовных ценностей;
- Материальная – направлена на изменение объектов природы и общества.
Цель духовного производства: удовлетворение своих духовных потребностей; воздействие на сознание.
Продукт духовного производства отличается новизной, уникальностью, – это результат творческой деятельности.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, отношение человека к окружающему его миру.
Виды мировоззрений:
- Обыденное – возникает в личной практической жизни;
- Религиозное – возникает на основе религиозных учений и взглядов;
- Научное - возникает на основе научных знаний, меняется вместе с развитием науки;
- Гуманистическое – в центре миропонимания – человек как наивысшая ценность.
Роль мировоззрения в деятельности:
- Дает ориентиры деятельности;
- Формирует понимание того как достичь ориентиров;
- Позволяет находить через деятельность истинные ценности.
Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. (духовный мир в целом).
Убеждение – знание основанное на достоверной информации, логической обоснованности;
Вера – верим тогда, когда не знаем точно.
Мораль:
- Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также окружающей среде. Смысл морали воплощен в «золотом правиле».
- Норма морали – правило поведения, строго и конкретно предписывающее человеку образцы поведения.
- Это феномен человеческого сознания, один из видов социальных норм, целью которого является утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни.
Культура: возделывание, все виды преобразовательной деятельности человека;
- Универсальное отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого себя;
- Универсальный способ творческой самореализации человека;
- Совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания.
Развитие культуры: Традиции культуры – наиболее устойчивая сторона культуры:
- По вертикали – от поколения к поколению;
- По горизонтали – наследуются не отдельные компоненты культурных ценностей, а целостные художественные образы, как характеристика эпохи;
Новаторство – создание нового направления или образца в культуре;
Виды культуры: (интернациональная, национальная, религиозная, западная, восточная, молодежная и т. д.)
- Массовая – рассчитана на широкий круг, коммерческий успех, подается через радио, телевидение и компьютер;
- Элитарная – рассчитана на узкий круг ценителей (Феллини, Тарковский, книги Белля, Кафки, музыка Шнитке, Дюваля);
- Субкультура – культура присущая конкретным социальным группам, не оказывает воздействия на господствующую культуру
- Контркультура – это совокупность социокультурных установок определенной социальной группы, противостоящая фундаментальным принципам господствующей культуры.
- Экранная культура – связана с компьютерной революцией.
Диалог культур – тенденции развития:
Национальная – углубление путей развития культуры отдельных народов;
Интернациональная – взаимопроникновение культур, их обогащение, объединение и появление общих черт;
Наука:
- Система знаний;
- Система специальных организаций и учреждений;
- Особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описать, объяснить, предсказать процессы и явления.
Этика науки:
- Общечеловеческие моральные требования (не лги, не укради);
- Бескорыстный поиск и отстаивание истины;
- Свобода научного поиска и ответственность ученого;
Функции науки:
- Познавательно-объяснительная;
- Прогностическая;
- Культурно-мировоззренческая;
- Производительная;
- Социальная.
Образование: ступени
- Дошкольное
- Общее образование (начальное общее 1-4 кл., основное общее 5-9 кл., среднее полное 10-11 кл.)
- Профессиональное образование (начальное проф., среднее проф., высшее проф., послевузовское проф.)
Тенденции в развитии образования:
- Непрерывность образования;
- Демократизация – равенство возможностей;
- Гуманитаризация – введение общественных дисциплин;
- Гуманизация – внимание к личности ученика;
- Фундаментализация;
- Компьютеризация;
- Интернационализация.
Искусство – форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению мира, к его восприятию в образах и символах, опирающихся на творческое воображение.
Религия – форма общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе которых лежит вера в существование высших сил. Делится на политеистические и монотеистические, мировые и национальные.
- Политеистические национальные – индуизм (Индия);
- Политеистические мировые – буддизм (Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Монголия);
- Монотеистические национальные – иудаизм (исповедуют евреи);
- Монотеистические мировые – христианство, ислам;
Политеизм – религии исповедующие многобожие;
Монотеизм – религии, признающие одного бога;
Атеизм – отрицание существования Бога;
Свобода совести – право исповедовать, индивидуально или совместно с другими, любую религию или не исповедовать никакой.
Веротерпимость – уважение к религиозным верованиям окружающих, как проявление культуры.
Причины возрастания роли религии:
- Проповедь абсолютных нравственных ценностей;
- В трудных социально-экономических условиях к внутреннему духовному миру человека;
- Религия как носитель культурных ценностей;
- Проблема религии и войны – «священная война».
СМИ | Средства массового воздействия | Технические средства коммуникации |
Периодическая печать, радио телевидение | Кино, театр, цирк, художественная литература. | Телефон, факс, компьютер. |
Регулярность воздействия; Тиражирование информации Массовая аудитория; Информация актуальная нацелена на определенные группы людей; Социальная значимость информации | Нерегулярность воздействия; Информация дается в символической форме; Нацелена на оказание мощного эстетического воздействия на аудиторию | Отсутствие массового охвата аудитории; Информация зачастую носит личностный характер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лыжная подготовка как фактор коррекциидвигательной сферы детей,имеющих задержку психического развития
Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....
Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" с ответами
Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" представляют собой 2 варианта вопросов первой части экзаменационной работы с ответами и являются хорошим...
Материалы по подготовке к ОГЭ (раздел "Духовная сфера")
Теоретический материал по разделу "Духовная сфера" и тестовое задание...
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Сфера духовной культуры.
В данном блоке-модуле представлено 7 лекций, объединенных общей темой "Сфера духовной культуры": "Духовная культура и ее роль", "Наука", "Образование", "Мо...
Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Социальная сфера"
Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Социальная сфера"...
Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Сфера духовной жизни"
Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Сфера духовной жизни"...
Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Основные сферы жизни общества"
Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Основные сферы жизни общества"...