Мастер-класс «Духовная культура современного общества: проблемы и перспективы»
материал по обществознанию на тему
Мастер-класс для педагогов. Выступление на Гуманитарном форуме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnaya_kultura_sovremennogo_obshchestva.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Духовная культура современного общества: проблемы и перспективы»
Михалёва Татьяна Александровна,
учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия,
г. Новый Уренгой
Ход мастер-класса
- Орг. Момент
- Введение
Добрый день, уважаемые коллеги, свой мастер-класс я хотела бы начать с известной притчи:
Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия.
Увидевший его владелец увеселительного заведения спросил у философа:
- Сократ, что ты так стараешься? Да стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ, согласно этой притче, ответил:
- Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх ……...
- В чём смысл данной притчи?
(Выслушиваются ответы).
Сократ призывает человека постоянно двигаться вверх, определяя вектор развития человека и самого общества. Необходимо постоянное духовное совершенствование.
3. Определение темы мастер-класса
- Теперь мы сможем сформулировать тему нашего занятия
«Духовная культура современного общества: проблемы и перспективы»
4. Работа в группах
- Развитие общества невозможно без совершенствования личности. Кого же мы можем назвать «Духовной личностью»?
- Задание: хорошо зная компоненты личности давайте попробуем создать графическую модель Духовной личности.
- Перед вами список элементов, необходимо их сгруппировать в соответствии с духовными компонентами. И представить модель Духовной личности графически.
Раздаточный материал:
Социальный, духовный, биологический, мировоззрение, потребности, способности, убеждения, ценностные ориентации, темперамент, задатки, характер, культурный диапазон Определите компоненты духовной личности и составляющие элементы данных компонентов. Представьте модель духовной личности графически |
Итог работы групп прикрепляется к доске.
- Итак, для достижения успеха, необходимо постоянно стремиться вверх.
( на слайде – модель духовной личности).
- Как же достичь духовного совершенства, вернемся к притче.
Продолжите мысль Сократа «Я веду…»
Ответ: трудной дорогой познания
Сократ жил в V-IV вв. до н.э. тогда биологические компоненты могли перевесить духовные. Изменилась ли сегодня ситуация?
Какие трудности в развитии духовной культуры существуют сегодня я предлагаю определить на основе интервью С.П. Капицы еженедельнику АиФ.
5. Работа с текстом
- определите какие проблемы в развитии культуры выделяет автор.
СЕРГЕЙ КАПИЦА: Культуру надо насаждать! Даже силой... Иначе нас всех ждёт крах (из интервью АиФ, 2009 год)
- Предыстория: В 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, согласно опросам 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ!
По этому поводу в 2009 году газета АИФ взяла небольшое, но развернутое интервью у профессора С. П. Капицы. Вот выдержки из этого интервью:
… объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас.
Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?»
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧИТАТЬ?
«Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга.
Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо и вместе с ним — чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих.
Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, — 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?»
ЧУВСТВА ВМЕСТО УМОВ
«…Вопрос потери интереса к чтению – это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира — в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения.
- что предлагает автор изменить, чтобы дорога «наверх» была более эффективной. Определите на основе второй части текста.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача – перестать подчинять культуру коммерции.
И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.
Вопрос развития культуры – это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии – разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас – вновь их в это пространство вернуть.
- Сергей Петрович предлагает изменения со стороны государства, а вы порассуждайте, что должен сделать сам человек, чтобы достичь духовного совершенствования.
Домашнее задание: мини-сочинение по высказыванию:
«Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека….»
Ф.М. Достоевский
Интервью С.П. Капицы газете «АиФ» http://www.aif.ru/archive/1665533
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...
Современный урок: проблемы и перспективы
В данной статье говорится о проблемах , возникающих при подготовке и проведении современного урока, требованиях, предъявляемых к современному уроку, а также пути совершенствования современного урока...
Современный урок, проблемы, опыт, перспективы(презентация)
Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...
Современный урок, проблемы, опыт,перспективы.
Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...
Статья "Современный урок-проблемы и перспективы""
В статье рассматриваются основные требования к современному уроку...
Духовные ценности современного общества
(11 класс, 2-х часовое занятие) Данное занятие является повторительно-обобщающим по разделу «Духовная сфера общества» в курсе «Обществознания». Повторение вкл...
«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...