Представление педагогического опыта
учебно-методический материал по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Слайд № 1
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках
гуманитарного направления»
Слайд № 2
Когда-то Константин Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Слова известного педагога отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Слайд № 3
Только через собственную деятельность каждый школьник сможет в полной мере познать мир. Ведь именно в действии порождается знание!
Слайд № 4
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Слайд № 5
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, таких как
- готовность к разрешению проблем;
- технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Слайд № 6
В рамках реализации системно-деятельностного подхода вниманию гостей семинара было представлено внеурочное межпредметное занятие «Формула успеха в бизнесе». Наше занятие проводилось в форме заседания бизнес-клуба.
Слайд № 7
А началось оно с просмотра фрагмента мультипликационного фильма «Бизнес по-русски». Содержание мультфильма дети связывали с темой занятия.
После чего мы сформулировали задачи, поставили цель изучения, организовали работу в группах, распределили роли среди учащихся: организатора, докладчика, хронометриста и секретаря.
Слайд № 8
Далее ребята, используя собственный социальный опыт и выдержки из документов, познакомились с теоретическим материалом по теме «Предпринимательство», освоили его и искали ответы на вопросы:
- Кто такой предприниматель?
- Как стать предпринимателем?
- С какого возраста можно заниматься предпринимательской деятельностью?
- Зачем создаются фирмы?
- Каковы виды и формы предпринимательства?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать предпринимателем?
Слайд № 9
Завершающим действием на данном этапе занятия стала организация самопроверки. Ученики могли самостоятельно сравнить свои ответы (качества личности предпринимателя) с перечнем качеств, составленных самими предпринимателями.
В итоге учащиеся, заручившись поддержкой самого авторитетного члена бизнес-клуба селезня-миллиардера Скруджа Макдака, выявили наиболее важные качества для предпринимателя.
Ребята поняли, что предприниматель – это профессия, призвание, талант плюс определенные качества личности.
Слайд № 10
Следующим этапом занятия стала литературная страничка.
Перед началом работы был продемонстрирован слайд с героями мультипликационных фильмов: котом Матроскиным, пчелкой Майей и золотой рыбкой.
Слайд № 11
Ребята определяли предпринимательские качества этих героев, после чего выбрали одного из них в качестве эмблемы для своей команды. Затем они приступили к выполнению компетентностных заданий.
Слайд № 12
Каждой группе были предложены разные тексты: русская народная сказка «Каша из топора», стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал», сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Прочитав текст, дети отвечали на одни и те же вопросы:
- Какие качества, необходимые предпринимателю, проявил герой произведения?
- Какой бизнес-урок они как предприниматели могли бы извлечь из этой поучительной истории?
Работая в группе с учебной информацией, ребята извлекали, преобразовывали и использовали текстовый материал. Они пришли к выводу, что для успешной работы предпринимателю необходимы терпение, смекалка, настойчивость, трудолюбие, инициативность.
Слайд № 13
Третий этап занятия – открытая творческая лаборатория.
Ребятам предлагалось вместе со своими мультяшными героями котом Матроскиным, пчелкой Майей и золотой рыбкой рискнуть и начать собственное дело - открыть свою фирму под названием «Лукоморье».
В ходе занятия было специально организовано групповое обсуждение по методу мозгового штурма с выходом на понимание, какими именно видами предпринимательской деятельности могут заниматься их мультяшные герои? После обсуждения каждая из групп предлагала свои идеи.
Слайд № 14
Организация бизнеса включает несколько этапов: регистрация, установка оборудования, создание отделов, подбор квалифицированных работников.
Формированием штата сотрудников фирмы «Лукоморье» и предлагалось заняться группам. Выбрать своих сотрудников они могли из числа сказочных героев стихотворения А. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый».
После обсуждения ребята представили результаты своей творческой работы.
Слайд № 15
Итак, штат подобран, идей много, осталось создать свой бизнес-проект, т.е. проект своей фирмы «Лукоморье», опираясь на план «Этапы бизнеса».
Вот такое домашнее задание получили дети.
Слайд № 16
Учащиеся сумели применить полученные знания на практике. Используя афоризмы известных предпринимателей, заседателей бизнес-клуба «Формула успеха», создали рекламу собственной будущей фирмы «Лукоморье».
Слайд № 17
Когда-то греческий бизнесмен, судовладелец Аристотель Онассис сказал: «Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто». Это высказывание греческого миллиардера послужило сигналом к рефлексии.
Ребятам предлагалось разместить свои эмблемы на "лестнице успеха". Если дети нашли свою формулу успеха, то помещали эмблему своей команды рядом с предпринимателем, если сомневались, то на нижних ступенях.
Слайд № 18
Вывод.
Всем знакомая китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Это высказывание древнего мудреца является основой современного образования. Обратите внимание на слайд, а это мнение другого китайского философа.
Слайд № 19
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю формировать у учеников универсальные учебные действия – т. е., готовить их к жизни.
Слайд № 20
Ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода применительно к урокам гуманитарного направления являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, творить, проектировать.
На своем занятии мы старались организовать работу так, чтобы учащиеся стали субъектами собственной деятельности.
Слайд № 21
Деятельность учащихся на всех этапах занятия была организована в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирался метод разрешения проблемной ситуации; эвристической беседы; решения проблемных заданий; работы с кейсом и терминами.
Слайд № 22
В процессе работы использовали так же прием смыслового чтения и прививали навыки проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...