Олимпиада по обществознанию 9 класс
олимпиадные задания по обществознанию (9 класс) на тему

Баканова Олеся Николаевна

с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_obshchestvoznanie_s_otvetami.docx146.17 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС. Максимальный балл - 100

Фамилия, имя___________________________Класс_______________

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1.Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической тео-рии?

а) Эффективность и справедливость б) Производство и потребления

в) Ограниченность и выбор

г) Предпринимательство и прибыль 1.2. Доход семьи  это:

а) Приобретенная иностранная валюта

б) Купленные в течение года товары и оплаченные услуги

в) Поступления денежных и натуральных средств за определенный промежуток вре-мени

г) Полученное наследство

1.3. Разделение общества на различные социальные группы в соответствии с их по-ложением в социальной иерархии  это:

а) социальная стратификация б) социальная мобильность в) социальная интеграция

г) социальная коммуникация

д) социальная дифференциация 1.4. Референтная группа  это:

а) группа, для которой характерны интимность, эмоциональность отношений между ее членами

б) группа, на чьи нормы и ценности ориентируется индивид

в) группа людей, чьи права и обязанности закреплены в законе и передаются по на-следству.

г) группа, членом которой стремится стать индивид

1.5.Большую группу людей, объединяемой единством языка, самосознанием, истори-ческим опытом, культурой и территорией можно назвать

а) родом


      б) племенем

в) нацией г) этносом

д) народностью

1.6.В Федеральное собрание Российской Федерации входят: а) Государственная Дума

б) Совет Федерации в) Совет Безопасности

г) Администрация Президента

1.7. Любое государство характеризуется: а) идеологическим плюрализмом

б) господством рыночных методов управления экономикой

в) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц

1.8. Что не характеризует научное познание? а) выдвижение гипотез

б) эмоциональность

в) обобщение в понятиях г) эксперимент

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

б

бвгд

аб

вг

б

По 1 баллу за каждую верно указанную позицию, всего - 13 баллов.

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ.

1. Мотив, выдвижение цели, выбор средств, процесс, результат.

________________________________________.

2. Необходимость ощущения безопасности в различных сферах общества: в метро, у зубного врача, на улице, в самолете, уверенность в безопасности детей и родителей


_________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания на-логов, символика.

________________________.

Ответ: 1. деятельность, 2. экзистенциальные потребности, 3. признаки государства

По 3 балла за каждую верно указанную последовательность, всего - 9 баллов.

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из

приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Социологическая теория среднего уровня, изучающая причины, виды и последствия от-

клонения поведения от социальных норм называется социологией 1__________. В ее рам-ках существуют различные подходы к изучению отклоняющегося поведения. Так, в каче-стве причины девиации некоторые ученые рассматривает состояние 2_______ общества, при котором наблюдается ослабевание норм и ценностей. В рамках другого подхода причиной девиации выступает дисбаланс между целями индивида и средствами их дости-жения. Так, индивид, который ставит перед собой одобряемые обществом 3 _____, но от-вергает достойные способы их достижения, называется 4_________. Следующий подход, рассматривающий девиацию не как результат поступка, а как результат оценки поведения индивида, называется теорией 5 __________________. Существует еще один подход, ко-торый рассматривает девиацию как результат 6_________ в деликвентных культурах. По-мимо девиации социологи различают 7_______ – поведение, которое является нарушени-ем 8 _________. По сути оно является частной формой проявления девиации.

1. Цели

2. Нова-тор

3.        Коммуни-кация

4. Закон

5. Норма

6. Деликвент-ность

7. Ано-мия

8. Сред-

ства

9.        Де-

виация

10. Ритуалист

11. Стигмати-

зация

12. Социали-

зация

13. Законов

Ответ: 9 7 1 8 11 6 12 7 4

По 2 балла за каждую верно указанную последовательность, всего - 18 баллов.


4. Заполните схему, используя предложенные термины.

Вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, социальная мобильность, восходящая социальная мобильность, нисходящая социальная мобильность, индивиду-альная мобильность, групповая мобильность, структурная мобильность, межпоколенная мобильность.

Ответ:

Социальная мобильность

вертикальная

горизонтальная

нисходя-щая


структурная        межпоколенная

восходящая        групповая        индивидуальная

По 1 баллу за каждую верную позицию, 1 балл за правильное расположение основного понятия, всего - 9 баллов.

5. Решите правовые задачи.

5.1. Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обменуне подлежит. Правомерен ли от-каз продавца?


____________________________________________________________________

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

5.2. К директору муниципального предприятия обратился подросток 15 лет Астафьев с просьбой о приеме на работу на должность курьера. Директор предприятия отказал ему в приеме на работу, обосновав это тем, что по закону, лица моложе 16 лет могут быть приняты на работу в исключительных случаях и с согласия профсоюзного органа.

Возможно ли заключить трудовой договор с Астафьевым, и что для этого нужно сделать? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Ответ:

5.1. Отказ продавца правомерен (2 балла), так как согласно «Закону о правах потребителя» существует список товаров которые не подлежат возврату или обмену (2 балла). Как правило, это товары гигиенического характера: парфюмерия, нижнее белье и т.д.

5.2. С Астафьевым может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью (2 балла). Согласия профсоюза для этого не требуется (2 балла). В случае несогласия работодателя Астафьев вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая совместно с органом местного самоуправле-ния в месячный срок принимает меры, обеспечивающие его трудоустройство и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обу-чения (ТК РФ ст.63) (2 бала).

Всего - 10 баллов.

6. Решите логическую задачу.

В ограблении банка подозреваются трое: Кошкин, Мышкин и Собачинский. Известно, что: 1. Если виновен Кошкин или Мышкин, то невиновен Собачинский.

2. Если виновен Собачинский, то и остальные двое виновны

3. Если неправда, что Кошкин и Мышкин оба невиновны, то виновен Собачинский. Определите, кто виновен, а кто нет. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:


Кошкин и Мышкин виновны, Собачинский – нет.

До 7 баллов за верный ответ с обоснованием.

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обоснуйте ответ. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-мым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий – оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования. До 8 баллов за верный ответ с обоснованием.

8. Решите экономическую задачу

Предприятие заключило договор страхования по системе пропорциональной ответствен-ности в отношении принадлежащего ему магазина. Стоимостная оценка объекта страхо-вания – 100 000 руб., страхования сумма – 25 000 руб. В результате пожара ущерб соста-вил 50 000 руб.

Определите размер страхового возмещения, которое получит предприятие.

Решение:

Страховое возмещение составляет (25 000/100 000) ∙ 5 = 1 250 руб.

Всего 2 балла.

9. Решите кроссворд.


По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их терри-тории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суж-

дение).

10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общест-ва (Акция).

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при

которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную неза-висимость (Конфедерация)

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).


4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Фи-лософия).

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маргинал).

По 2 балла за каждую верную позицию, всего  24 балла.

Оценка за работу (Заполняется жюри)

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итог

Оценка

Члены жюри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.

Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит  задания разнопланового характера.Это  задания на классификацию понятий, заполнение табли...

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву для 10-11 классов

Материал для школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву подобран с учётом программного материала, позволяющий выявить уровень подготовленности  учащихся по данному предмету....

Олимпиада по обществознанию 6 класса

Олимпиада по Ол      Олимпиада по обществознанию 6 класса...

Школьная олимпиада по обществознанию 5 класс

Задания олимпиады составлены для проведения в 5 классе школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, с учетом введения нового предмета по новым стандартам....

олимпиада по обществознанию.9 класс

олимпиадные задания для школы.9 класс...

Олимпиада по обществознанию (9 класс).

Задания по обществознанию для 9 класса в углублённой форме....