Олимпиада по обществознанию 9 класс
олимпиадные задания по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС. Максимальный балл - 100
Фамилия, имя___________________________Класс_______________
1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.
1.1.Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической тео-рии?
а) Эффективность и справедливость б) Производство и потребления
в) Ограниченность и выбор
г) Предпринимательство и прибыль 1.2. Доход семьи – это:
а) Приобретенная иностранная валюта
б) Купленные в течение года товары и оплаченные услуги
в) Поступления денежных и натуральных средств за определенный промежуток вре-мени
г) Полученное наследство
1.3. Разделение общества на различные социальные группы в соответствии с их по-ложением в социальной иерархии – это:
а) социальная стратификация б) социальная мобильность в) социальная интеграция
г) социальная коммуникация
д) социальная дифференциация 1.4. Референтная группа – это:
а) группа, для которой характерны интимность, эмоциональность отношений между ее членами
б) группа, на чьи нормы и ценности ориентируется индивид
в) группа людей, чьи права и обязанности закреплены в законе и передаются по на-следству.
г) группа, членом которой стремится стать индивид
1.5.Большую группу людей, объединяемой единством языка, самосознанием, истори-ческим опытом, культурой и территорией можно назвать
а) родом
б) племенем
в) нацией г) этносом
д) народностью
1.6.В Федеральное собрание Российской Федерации входят: а) Государственная Дума
б) Совет Федерации в) Совет Безопасности
г) Администрация Президента
1.7. Любое государство характеризуется: а) идеологическим плюрализмом
б) господством рыночных методов управления экономикой
в) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц
1.8. Что не характеризует научное познание? а) выдвижение гипотез
б) эмоциональность
в) обобщение в понятиях г) эксперимент
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
б | в | а | б | бвгд | аб | вг | б |
По 1 баллу за каждую верно указанную позицию, всего - 13 баллов.
2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте
краткий ответ.
1. Мотив, выдвижение цели, выбор средств, процесс, результат.
________________________________________.
2. Необходимость ощущения безопасности в различных сферах общества: в метро, у зубного врача, на улице, в самолете, уверенность в безопасности детей и родителей
_________________________________________.
3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания на-логов, символика.
________________________.
Ответ: 1. деятельность, 2. экзистенциальные потребности, 3. признаки государства
По 3 балла за каждую верно указанную последовательность, всего - 9 баллов.
3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из
приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Социологическая теория среднего уровня, изучающая причины, виды и последствия от-
клонения поведения от социальных норм называется социологией 1__________. В ее рам-ках существуют различные подходы к изучению отклоняющегося поведения. Так, в каче-стве причины девиации некоторые ученые рассматривает состояние 2_______ общества, при котором наблюдается ослабевание норм и ценностей. В рамках другого подхода причиной девиации выступает дисбаланс между целями индивида и средствами их дости-жения. Так, индивид, который ставит перед собой одобряемые обществом 3 _____, но от-вергает достойные способы их достижения, называется 4_________. Следующий подход, рассматривающий девиацию не как результат поступка, а как результат оценки поведения индивида, называется теорией 5 __________________. Существует еще один подход, ко-торый рассматривает девиацию как результат 6_________ в деликвентных культурах. По-мимо девиации социологи различают 7_______ – поведение, которое является нарушени-ем 8 _________. По сути оно является частной формой проявления девиации.
1. Цели | 2. Нова-тор | 3. Коммуни-кация | 4. Закон | 5. Норма | 6. Деликвент-ность | 7. Ано-мия |
8. Сред- ства | 9. Де- виация | 10. Ритуалист | 11. Стигмати- зация | 12. Социали- зация | 13. Законов |
Ответ: 9 7 1 8 11 6 12 7 4
По 2 балла за каждую верно указанную последовательность, всего - 18 баллов.
4. Заполните схему, используя предложенные термины.
Вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, социальная мобильность, восходящая социальная мобильность, нисходящая социальная мобильность, индивиду-альная мобильность, групповая мобильность, структурная мобильность, межпоколенная мобильность.
Ответ:
Социальная мобильность
вертикальная | горизонтальная | |||
нисходя-щая
структурная межпоколенная
восходящая групповая индивидуальная
По 1 баллу за каждую верную позицию, 1 балл за правильное расположение основного понятия, всего - 9 баллов.
5. Решите правовые задачи.
5.1. Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обменуне подлежит. Правомерен ли от-каз продавца?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
5.2. К директору муниципального предприятия обратился подросток 15 лет Астафьев с просьбой о приеме на работу на должность курьера. Директор предприятия отказал ему в приеме на работу, обосновав это тем, что по закону, лица моложе 16 лет могут быть приняты на работу в исключительных случаях и с согласия профсоюзного органа.
Возможно ли заключить трудовой договор с Астафьевым, и что для этого нужно сделать? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Ответ:
5.1. Отказ продавца правомерен (2 балла), так как согласно «Закону о правах потребителя» существует список товаров которые не подлежат возврату или обмену (2 балла). Как правило, это товары гигиенического характера: парфюмерия, нижнее белье и т.д.
5.2. С Астафьевым может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью (2 балла). Согласия профсоюза для этого не требуется (2 балла). В случае несогласия работодателя Астафьев вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая совместно с органом местного самоуправле-ния в месячный срок принимает меры, обеспечивающие его трудоустройство и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обу-чения (ТК РФ ст.63) (2 бала).
Всего - 10 баллов.
6. Решите логическую задачу.
В ограблении банка подозреваются трое: Кошкин, Мышкин и Собачинский. Известно, что: 1. Если виновен Кошкин или Мышкин, то невиновен Собачинский.
2. Если виновен Собачинский, то и остальные двое виновны
3. Если неправда, что Кошкин и Мышкин оба невиновны, то виновен Собачинский. Определите, кто виновен, а кто нет. Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
Кошкин и Мышкин виновны, Собачинский – нет.
До 7 баллов за верный ответ с обоснованием.
7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …
Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обоснуйте ответ. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-мым умалив достоинство первой.
Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий – оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.
Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования. До 8 баллов за верный ответ с обоснованием.
8. Решите экономическую задачу
Предприятие заключило договор страхования по системе пропорциональной ответствен-ности в отношении принадлежащего ему магазина. Стоимостная оценка объекта страхо-вания – 100 000 руб., страхования сумма – 25 000 руб. В результате пожара ущерб соста-вил 50 000 руб.
Определите размер страхового возмещения, которое получит предприятие.
Решение:
Страховое возмещение составляет (25 000/100 000) ∙ 5 = 1 250 руб.
Всего 2 балла.
9. Решите кроссворд.
По горизонтали:
3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их терри-тории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)
5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).
6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)
8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суж-
дение).
10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).
11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общест-ва (Акция).
По вертикали:
1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при
которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную неза-висимость (Конфедерация)
2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).
4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).
7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Фи-лософия).
8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).
9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маргинал).
По 2 балла за каждую верную позицию, всего – 24 балла.
Оценка за работу (Заполняется жюри) | ||||||||||
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итог |
Оценка |
Члены жюри
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.
Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит задания разнопланового характера.Это задания на классификацию понятий, заполнение табли...
Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву для 10-11 классов
Материал для школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву подобран с учётом программного материала, позволяющий выявить уровень подготовленности учащихся по данному предмету....
Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию. 6 класс
Задания школьного этапа олимпиады...
Олимпиада по обществознанию 6 класса
Олимпиада по Ол Олимпиада по обществознанию 6 класса...
Школьная олимпиада по обществознанию 5 класс
Задания олимпиады составлены для проведения в 5 классе школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, с учетом введения нового предмета по новым стандартам....
олимпиада по обществознанию.9 класс
олимпиадные задания для школы.9 класс...
Олимпиада по обществознанию (9 класс).
Задания по обществознанию для 9 класса в углублённой форме....