Школьная олимпиада по обществознанию 5 класс
олимпиадные задания по обществознанию (5 класс) на тему

Кротова Эльвира Владимировна

Задания олимпиады составлены для проведения в 5 классе школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, с учетом введения нового предмета по новым стандартам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап олимпиады школьников

2012-2013 учебный год

5 класс

Обществознание

Вопрос

Ответы:

1. Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:

Вознаграждение за выполненную работу,  за оказанную услугу  - это ….

2. Укажи, какие пословицы прославляют труд:

А) Долог день до вечера, коли делать нечего.

Б) Иного хлебом не корми, только с печи не гони.

В) Хорошо бы пахать, да руки не марать.

Г) Есть терпенье, будет и уменье.

3. Определи последовательность действий производителя:

А. Приобретение необходимых материалов, сырья.

Б. Производство продукции.

В. Разработка образца (модели) продукции.

Г. Продажа продукции


Расположи буквы в правильной последовательности.

4. Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:

- Поддержка друга.

- Уважительное отношение к старшим.

- Помощь родителям.

- Справедливое отношение к людям.

Эти нормы называются ….

5. Определи действия, которые относятся к профессиональной деятельности психолога:

А) наблюдение за поведением человека

Б) исследование повадок животных

В) изучение причин беспокойства человека

Г) помощь в понимании себя и других

Д) определение способов ведения хозяйства

6. «Да» или «нет»

А – Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех.

Б – Мораль осталась только в баснях и сказках, а в повседневной жизни она не нужна.

В – Социальная философия изучает развитие общества

Г – Хозяйство – не мужское дело, пусть девчонки этим занимаются.

Д – Каждый должен иметь возможность учиться, заботиться о здоровье, иметь безопасные условия труда и жизни.

Е -  Счастлив тот, кто приносит счастье людям 

Ж - Беспокойство и тревога за себя – смысл жизни человека 

7. Выбери из данного списка ветви государственной власти:

А) законодательная

Б) правительственная

В) исполнительная

Г) депутатская

Д) судебная

8. Сформулируй золотое правило морали.

9. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение полученных слов:

 О_ще_т_о

10. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:

А) Группой

Б) Коллективом

В) Семьей

    Г) Командой

11. К наукам, изучающим общество, относятся:

А) анатомия

Б) экономика

В) физика

Г) математика

12. Основной Закон Российской Федерации называется ….

13. Что является лишним в ряду: украинец, немец, русский, москвич, казах?

14. Выберите из всех представленных гербов современный герб России. 

а

 б

  в

  г

15 . Ученые условно делят науки на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Из наук, перечисленных ниже, выберите те, которые являются техническими науками. 
1) ядерная энергетика
 
2) политология
 
3) литература
 
4) социология
 
5) механика
 
6) космонавтика
 
7) право
 
8) экономика
 
9) электротехника
 

Варианты ответов: А)  1,2,8, 9    Б) 4, 5,6,8      В) 1, 5, 6, 9         Г) 4,5,6,7

16. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет. 
•Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
 
•Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
 
•Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.
 
•Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
 
•Если не умеешь говорить, то научись слушать.
 
•Когда говоришь, что думаешь - думай, что говоришь.
 
•Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.
 

А) познание   В) общение   Б) труд   Г) игра

17. Прочитайте отрывок из «Сказки о потерянном времени» Е.Шварца. Определите пропущенное в тексте слово. 
«Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет _________, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих __________ понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий ___________, не замечает, как стареет. А ___________, потерянное ребятами, - забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками».
 

Варианты ответа: А) время    Б) золото    В) богатство    Г) достоинство

18. Установи соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца 

1) демократия
2) власть
 
3) монарх
 
4) авторитет
5) государство
 

а) единовластный правитель страны 
б) всеобщее признание, заслуженное уважение
 
в) организация, осуществляющая власть в стране
 
г) возможность влиять на деятельность и поведение людей
 
д) власть, при которой народ имеет право участвовать в решении важных государственных вопросов
 

19. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к общественным явлениям? 
1) солнечное затмение
 
2) возделывание крестьянином пашни
 
3) уничтожение тайфуном прибрежных поселений
 
4) кулинарная обработка пищи перед ее употреблением
 
5) извержение вулкана
 
6) распределение добычи после удачной охоты
 

Верный ответ: А) 1, 2, 4    Б) 2, 4, 6     В) 1, 3, 5      Г) 1, 4, 5, 6

20. Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.


Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.

(Ж.Амаду)

Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.

(В.Г. Белинский)

ОТВЕТЫ:

Муниципальный этап олимпиады школьников

2012-2013 учебный год

5 класс

Обществознание

Вопрос

Ответ

1. Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:

Вознаграждение за выполненную работу,  за оказанную услугу  - это ….

Зарплата (заработная плата) –

1 балл

2. Укажи, какие пословицы прославляют труд:

А) Долог день до вечера, коли делать нечего.

Б) Иного хлебом не корми, только с печи не гони.

В) Хорошо бы пахать, да руки не марать.

Г) Есть терпенье, будет и уменье.

А, Г – 2 балла

(за каждый верный 1 балл)

3. Определи последовательность действий производителя:

А. Приобретение необходимых материалов, сырья.

Б. Производство продукции.

В. Разработка образца (модели) продукции.

Г. Продажа продукции


Расположи буквы в правильной последовательности.

А-В-Б-Г - 2 балла – (если все верно, если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

4. Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:

- Поддержка друга.

- Уважительное отношение к старшим.

- Помощь родителям.

- Справедливое отношение к людям.

Эти нормы называются ….

Моральные нормы – 1 балл

5. Определи действия, которые относятся к профессиональной деятельности психолога:

А) наблюдение за поведением человека

Б) исследование повадок животных

В) изучение причин беспокойства человека

Г) помощь в понимании себя и других

Д) определение способов ведения хозяйства

А, В, Г – 2 балла (если все верно,  если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

6. «Да» или «нет»

А – Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех.


Да  - 1 балл

Б – Мораль осталась только в баснях и сказках, а в повседневной жизни она не нужна.

Нет – 1 балл

В – Социальная философия изучает развитие общества

Да – 1 балл

Г – Хозяйство – не мужское дело, пусть девчонки этим занимаются.

Нет  - 1 балл

Д – Каждый должен иметь возможность учиться, заботиться о здоровье, иметь безопасные условия труда и жизни.

Да – 1 балл

Е -  Счастлив тот, кто приносит счастье людям 

Да  - 1 балл

Ж - Беспокойство и тревога за себя – смысл жизни человека 

Нет  - 1 балл

7. Выбери из данного списка ветви государственной власти:

А) законодательная

Б) правительственная

В) исполнительная

Г) депутатская

Д) судебная

А, В, Д - 2 балла

(если все верно,  если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

8. Сформулируй золотое правило морали.

Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. –  2 балла (если смысл верный)

9. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение полученных слов:

 О_ще_т_о

ОБЩЕСТВО – это объединения людей (или иной верный ответ) –

1 балл – если правильно вставлены буквы

1  балл – если дано верное по смыслу определение

10. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:

А) Группой

Б) Коллективом

В) Семьей

    Г) Командой

В – 1 балл

11. К наукам, изучающим общество, относятся:

А) анатомия

Б) экономика

В) физика

Г) математика

Б – 1 балл

12. Основной Закон Российской Федерации называется ….

Конституция

1 балл

13. Что является лишним в ряду: украинец, немец, русский, москвич, казах?

Москвич (остальные – народности)

2 балла – если верный ответ

14. Выберите из всех представленных гербов современный герб России. 

а

 б

  в

  г

Г – 1 балл

15 . Ученые условно делят науки на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Из наук, перечисленных ниже, выберите те, которые являются техническими науками. 
1) ядерная энергетика
 
2) политология
 
3) литература
 
4) социология
 
5) механика
 
6) космонавтика
 
7) право
 
8) экономика
 
9) электротехника
 

В – 1 балл

Варианты ответов: А)  1,2,8, 9    Б) 4, 5,6,8      В) 1, 5, 6, 9         Г) 4,5,6,7

16. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет. 
•Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
 
•Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
 
•Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.
 
•Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
 
•Если не умеешь говорить, то научись слушать.
 
•Когда говоришь, что думаешь - думай, что говоришь.
 
•Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.
 

В – 1 балл

А) познание   В) общение   Б) труд   Г) игра

17. Прочитайте отрывок из «Сказки о потерянном времени» Е.Шварца. Определите пропущенное в тексте слово. 
«Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет _________, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих __________ понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий ___________, не замечает, как стареет. А ___________, потерянное ребятами, - забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками».
 

А – 1 балл

Варианты ответа: А) время    Б) золото    В) богатство    Г) достоинство

18. Установи соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца 

1) демократия
2) власть
 
3) монарх
 
4) авторитет
5) государство
 

а) единовластный правитель страны 
б) всеобщее признание, заслуженное уважение
 
в) организация, осуществляющая власть в стране
 
г) возможность влиять на деятельность и поведение людей
 
д) власть, при которой народ имеет право участвовать в решении важных государственных вопросов
 

1д, 2г, 3а, 4б, 5в - 2 балла

 (если все верно,  если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

19. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к общественным явлениям? 
1) солнечное затмение
 
2) возделывание крестьянином пашни
 
3) уничтожение тайфуном прибрежных поселений
 
4) кулинарная обработка пищи перед ее употреблением
 
5) извержение вулкана
 
6) распределение добычи после удачной охоты
 

Б – 1 балл

Верный ответ: А) 1, 2, 4    Б) 2, 4, 6     В) 1, 3, 5      Г) 1, 4, 5, 6

20. Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.

Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.

(Ж.Амаду)

Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.

(В.Г. Белинский)

А – человек

Б – вместе

В – природа

Г – общество

2 балла

(если все верно,  если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

Итого: 35 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8класс.

тестовые задания к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8 класс...

Школьная олимпиада по обществознанию

Школьная олимпиада по обществознанию для 9 класса...

Школьная олимпиада по обществознанию.

Школьный тур олимпиады по обществознанию .10 класс...

школьные олимпиады по обществознанию, праву, истории 2015-2016 учебного года

Подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам - это сложный и кропотливый этап. А первой ступенью для учеников становиться школьный этап. Предлагаю олимпиадные задания для 11 класса по обществозн...

Задания школьной олимпиады по обществознанию 10-11 классы

Этот материал может быть использован для работы с наиболее мотивированными  к изучению обществознания учениками...

Школьная олимпиада по обществознанию , 9 класс

Задания I тура олимпиады по обществознанию  для обучающихся  9 класса. Работа  состоит из 11 разноплановых заданий и рассчитана на 90 минут....

Результаты всероссийской школьной олимпиады по обществознанию 2019-2020 ШЭ

Результаты всероссийской школьной олимпиады  по обществознанию 2019-2020 ШЭ 7класс....