Олимпиада по обществознанию 8 класс
олимпиадные задания по обществознанию (8 класс) на тему

Баканова Олеся Николаевна

с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_obshchestvonanie_s_otvetami.docx100.71 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Максимальный балл - 100

Фамилия, имя _        Класс _        

  1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не со- гласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
  1. Свободные блага доступны для всех нуждающихся в них.
  2. Разрешение глобальных проблем требует коллективных действий людей, общих усилий всех народов.
  3. Ведущей гарантией обеспечения права на свободу совести является закрепленная в Конституции теократическая форма правления.
  4. Рост безработицы ведет к повышению потребительского спроса
  5. Взаимодействие отдельных людей, социальных групп образует социальную структуру общества.
  6. Высшим проявлением гражданственности является патриотизм.

1

2

3

4

5

6

Ответ:

1

2

3

4

5

6

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

По 2 балла за каждую верную позицию, всего – 12 баллов.

  1. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу
  1. Кто из указанных граждан имеет право участвовать в выборах в качестве изби- рателя?

а) П., семнадцатилетняя выпускница школы

б) М., находящийся под следствием по обвинению в краже

в) Г., заключенный, отбывающий срок в колонии строгого режима г) В., военнослужащий срочной службы

д) К., офицер запаса

е) Д., восемнадцатилетний студент вуза.

  1. Что из перечисленного характеризует традиционное общество?

а) производство ориентировано не на объёмы, а на качество продукции, на потре- бителя;

б) семья является основной производственной ячейкой общества; в) большинство населения занято в промышленном производстве; г) широкое применение механизмов, облегчающих труд;

д) в центре социальной организации находятся церковь и армия;

е) природные факторы в большей степени влияют на развитие экономики

  1. К полномочиям Президента Российской Федерации относится:

а) решение вопросов предоставления гражданства; б) управление федеральной собственностью;

в) осуществление верховного руководства Вооруженными Силами РФ; г) разработка федерального бюджета;

д) назначение на должность председателя Центрального банка Российской Федера- ции;

е) принятие решения об отставке Правительства.

2.1

2.2

2.3

б,г,д,е

б,д,е

а,в,е

По 1 баллу за каждую верную позицию, всего – 10 баллов.

  1. Установите соответствие между видами потребностей человека и их примерами. Свой ответ запишите в таблицу.

Потребности

Примеры

1.

Биологические

А

М. выходит замуж, потому что хочет иметь собствен- ную семью

2.

Социальные

Б

О. ищет высокооплачиваемую работу, чтобы иметь воз- можность купить квартиру

3.

Духовные

В

Д. организует собственную фотовыставку

Г

К. предложил реализовать новый проект, чтобы полу- чить повышение по службе

Д

Н. приобрела билеты в театр, чтобы посмотреть поста- новку нового спектакля

1

2

3

Ответ:

1

2

3

Б

А, Г

В, Д

По 2 балла за каждую верную позицию, всего – 10 баллов.

  1. Кто или что является лишним в следующих рядах? Выпишите это слово и обос- нуйте свой выбор.
  1. Христианство, буддизм, иудаизм, ислам

  1. Восприятие, суждение, ощущение, представление

  1. Воспитание, социализация, образование, информатизация.

По 1 баллу за верно указанный лишний элемент, до 3 баллов за верное обоснование. Всего 12 баллов.

  1. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в ее итоговой версии про- изошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации и тексты. Помогите вос- становить презентацию по имеющимся иллюстрациям и фрагментам текста. Запол- ните схему, указав общую для всех изображений обществоведческую категорию, а также, составляющие ее элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций и порядковые номера фрагментов, которые относятся к названным вами элементам.

А)

Б)

В)

  1. «Это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и по- купаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быст- ро выравниваться» (А.Маршалл)
  2. «Масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая пора- зительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий всё равно регулярно получали заработную плату и премии» (Янош Корнаи)
  3. «Ее следует рассматривать обособленно, поскольку она имеет место в странах, определяемых как неразвитые. Индивид здесь принадлежит своей изначальной общности,

потребности не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства, плохо поддается реформированию». (Макконнелл К., Брю С.)

  1. «Свободное распоряжение своим трудом является наиболее священным и не- прикосновенным видом собственности» (А.Смит)
  2. «Все планы отдельных отраслей производства должны быть строго координированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так ну-ждаемся» (В.И.Ленин)

Ответ:

Экономические системы

Рыночная (А) 1, 4

Традиционная (Б) 3

Командная (В) 2, 5

По 3 балла за верно указанный лишний элемент, всего 15 баллов.

  1. Решите политологическую задачу.

Старший вожатый оздоровительного лагеря, проводя с вожатыми отрядов занятие, рассказал о признаках и функциях государства. В ходе обсуждения его доклада вожатый Фомин заявил: «Получается, что лагерь — это тоже государство, так как оно обладает оп- ределенной территорией, определенным населением, имеет аппарат власти, а налоги в ла- гере — это деньги, уплаченные родителями детей за путевки». Между участниками заня- тия возник спор.

Определите, правильны ли рассуждения вожатого Фомина. Что такое государство?

Назовите его основные признаки.

Ответ:

Рассуждения Фомина неверны, так как государство — это особая организация по- литической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управле- ния обществом для обеспечения его нормальной деятельности, которая имеет общие при- знаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую ор- ганизацию общества. К ним относятся:

  1. территория
  2. население
  3. публичная власть
  4. суверенитет
  5. издание правовых норм
  6. обязательные сборы с граждан — налоги, подати, займы.
  7. государственные символы.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние  функ-  ции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание междуна- родного сотрудничества.

Поэтому оздоровительный лагерь не может являться государством.

6 баллов – за указание общих признаков и отличительных черт государств, 6 баллов за указание функций государства, всего - 12 баллов.

  1. Решите экономическую задачу.

Функция спроса и предложения смартфонов «Isung» составляют

QD = 200 – P и QS  = 2 P – 260 тыс. шт.,

где Р – цена, тыс. руб.

Определите, к чему приведет введение налога на добавленную стоимость в размере 20% от величины добавленной стоимости, если доля добавленной стоимости в цене 30%. Какова будет чистая выручка?

Ответ:

Налог 20% на добавленную стоимость составляет 1/6 от добавленной стоимости, т.е. в данном случаем 5% от цены (3 балла). Поэтому равновесная цена увеличится с 96,67 тыс. руб. до 100 тыс. руб. (3 балла), а равновесное количество уменьшится с 103,33 до 100 тыс. руб. (3 балла), что увеличит общую выручку с 9,998 до 10 млрд. руб., но чистая выручка после вычета налога составит 9,5 млрд. руб. (3 балла).

Всего 12 баллов.

  1. Прочитайте отрывок из работы Ральфа Дарендорфа «Тропы из утопии».

  1. Опираясь на данный отрывок, дайте определение санкций.
  2. Перечислите все виды социальных санкций. В чем их основные свойст- ва?
  3. Приведите примеры всех видов социальных санкций.

Общество не только создает форму для каждой из имеющихся в нем позиций, но и следит за тем, чтобы занимающий эту позицию не пытался по невнимательности или на- меренно устранить форму, которую он обнаружит, и создать свои собственные формы. Подобно самим формам, связанные с ними санкции также подвержены изменениям, одна- ко как формы, так и санкции вездесущи и неумолимы. […] Социальные роли вытекают из принуждения, навязываемого индивиду — независимо от того, воспринимает ли он их как путы для его личных желаний или же как опору, дающую ему ощущение безопасности. Этот характер ролевых ожиданий основан на том, что общество имеет в своем распоряже- нии санкции, с помощью которых оно в состоянии добиться исполнения собственных предписаний силой. Кто не играет свою роль, того наказывают; кто ее играет, того награ- ждают или по меньшей мере не наказывают.

Дарендорф Р. Тропы из утопии, М: Праксис, 2002

Ответ:

  1. Социальные санкции — совокупность средств внешнего воздействия на личность, обеспечивающих конформное поведение членов какой-либо социальной группы (общест- ва). (Источник: Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе, Москва: «Русская пано- рама»,2011)
  2. Социальные санкции бывают формальные и неформальные, при этом как те, так и другие делятся на позитивные и негативные санкции. Таким образом, получаем 4 вида со- циальный санкций: (1) формальные позитивные (2) формальные негативные (3) нефор- мальные позитивные (4) неформальные негативные. Формальная санкция имеет место  там, где существует группа или организация, задачей которой является гарантированное соблюдение норм. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции на неконформность.
  3. Большинство типов формальных санкций в современных обществах связано с сис- темой наказаний, представленной судами и тюрьмами. […] Большинство дорожных пра- вонарушений наказываются штрафами или лишением прав, но эти наказания достаточны для того, чтобы водители, сознательно нарушая правила движения, старались не попа- даться на глаза полиции. К формальным негативным санкциям относятся штрафы, тюрем- ное заключение и казнь. Позитивных формальных санкций существует немного. Для сти- мулирования образцового вождения в качестве поощрения предлагаются знаки отличия типа  «за  отличное  вождение»  или  «знаток   дорог». Формальные   позитивные   санк- ции можно найти и в других сферах социальной жизни: награждение медалями за храб- рость в бою, степени и дипломы, свидетельствующие об академических успехах, награды за участие в спортивных состязаниях и др.

Неформальные санкции, позитивные и негативные, составляют неотъемлемую часть всех областей социальной деятельности. Позитивные неформальные санкции могут выра- жаться в похвале, одобрительной улыбке, похлопывании по спине. Негативные нефор- мальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, де- монстративное игнорирование индивида. (Источник: Гидденс Э. Социология, Москва: URSS, 2005)

По 5 баллов за ответ, до 7 баллов за примеры всех санкций. Всего – до 17   баллов.

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Итог

Оценка

Члены жюри:        (        )






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.

Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит  задания разнопланового характера.Это  задания на классификацию понятий, заполнение табли...

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву для 10-11 классов

Материал для школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву подобран с учётом программного материала, позволяющий выявить уровень подготовленности  учащихся по данному предмету....

Олимпиада по обществознанию 6 класса

Олимпиада по Ол      Олимпиада по обществознанию 6 класса...

Школьная олимпиада по обществознанию 5 класс

Задания олимпиады составлены для проведения в 5 классе школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, с учетом введения нового предмета по новым стандартам....

олимпиада по обществознанию.9 класс

олимпиадные задания для школы.9 класс...

Олимпиада по обществознанию (9 класс).

Задания по обществознанию для 9 класса в углублённой форме....