Олимпиада по обществознанию 7 класс
олимпиадные задания по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
2017-2018. 7 класс (1 час)
Ответы: максимум - 77 баллов
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ; максимально до 6 баллов)
1) Гражданин – это лицо, наделенное правами и обязанностями, поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
2) Обществом можно считать весь материальный мир.
3) Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.
4) Центром рыночного механизма являются отношения между продавцами и государством.
5) Лидером может быть только человек с сильным характером.
6) Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Да | Нет | Да | Нет | Да | Да |
2. Выберите правильный ответ. Свой ответ занесите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ; максимально до 3 баллов)
2.1. Какой пример иллюстрирует связь природы и общества.
а) деление общества на классы
б) выступление президента в парламенте
в) создание национальных парков и заповедников
г) изменение закона об условиях аренды земли
2.2. Какое из понятий не соответствует понятию «добро»:
а) гуманизм
б) нравственность
в) ревность
г) любовь
2.3. Среди перечисленных правонарушений преступлениями являются:
а) торговля продуктами питания в неустановленном месте
б) неуплата долга
в) появление на работе в не трезвом виде
г) злостное уклонение от уплаты алиментов
2.1 | 2.2 | 2.3 |
в | в | г |
3. Решите социологическую задачу.
После неудачного матча с «К.» возле стадиона нападающего Артёма дожидалась группа болельщиков, один из которых насел на него с вопросами о том, почему у команды нет характера, используя нецензурную лексику. Артём сначала предложил выйти и самому сыграть, а потом просто оскорбил фаната. Объединение болельщиков «Ф.» выступило с заявлением, в котором потребовало от нападающего публичных извинений за оскорбление поклонника команды. «Допустив в адрес болельщика нецензурную лексику, Артём в его лице оскорбил и всю «Ф.» в целом. Недовольство игрой команды выразил на пресс-конференции и главный тренер команды. «Нам непонятна реакция Артёма на совершенно справедливые вопросы к нему и команде в целом», — говорилось в нём. Официального примирения пока не состоялось, часть болельщиков продолжают освистывать Артёма.
О каком социальном явлении идет речь в тексте? Назовите стадии его развития и проиллюстрируйте их фрагментами текста. Укажите стратегию поведения, которая используется в этой ситуации (по 5 баллов за каждую верную позицию, всего – 15 баллов)
Ответ: 1) Социальный конфликт.
2) Стадии развития конфликта:
- назревание объективных причин – недовольство болельщиков игрой футбольной команды;
- осознание сторонами – решение фанатов пообщаться с членом команды;
- проявление конфликта – взаимные оскорбления;
- разрешение конфликта – нет, не обязательная стадия конфликта.
3) В этой ситуации участники конфликта придерживались стратегии соперничества как основной линии поведения.
4. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны и занесите свой ответ в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ; максимально до 6 баллов)
Сферы общества | Примеры |
А) экономическая Б) политическая В) социальная Г) духовная | 1)Забота о пожилых людях и инвалидах 2) Проповедь в церкви 3) Благодаря развитию Интернет-технологий образование стало доступно большему числу людей с ограниченными возможностями 4) Сбор налогов 5) Голосование на выборах 6) Конкуренция между компаниями сотовой связи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В | Г | В | А | Б | А |
5. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Запишите в ответ термины и рядом запишите составленные вами определения (по 4 балла за каждую верную позицию, всего – 8 баллов)
1) внутренний, и, поведение, мысли, человек, его, контролер, стремления.
2) окружающего, форма, преобразование, специфическая, целесообразное, для человека, активности, направленная, на, мира.
Ответ: 1) Совесть – внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей.
2) Деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.
6. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков (по 2 балла за каждую верную позицию, всего – 18 баллов)
(1)____ – это наука о взаимодействии человека с природой. Человек, увлеченный бурной (2)___ (3)___, не заметил, как стал разрушать и губить (4)___. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. С жадностью завоевателя набросился человек на природные (5)___: принялся вырубать леса, добывать из недр земли полезные ископаемые, расходовать пресную воду и т.д.
К тому же рост промышленности сопровождается регулярными (6)___ (порождёнными техникой) авариями – взрывами атомных объектов, прорывами трубопроводов и т.п.
Чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства (7)___ делятся на две группы – (8)___, то есть такие, которых в будущем может не быть и (9)___, к которым относится солнечная радиация, воздух и энергия ветра.
А) экология Б) научный В) хозяйственный Г) сельское хозяйство Д) техногенный Е) деятельность Ж) технический З) исчерпаемый | И) промышленность К) природа Л) богатство М) ресурсы Н) общество О) ценность П) неисчерпаемый Р) природа |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | В | Е | Р | Л | Д | М | З | П |
7. Решите правовую задачу (до 10 баллов за верный ответ с обоснованием).
Президент объявил о несогласии с заявлением своего представителя в парламенте, сообщившего об отклонении законопроекта, отменяющего запрет на приобретение оружия частными лицами.
Означает ли это, что он разрешил частным лицам приобретать оружие? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: Нет, запрет продолжает действовать. Чтобы отменить запрет нужно действие нормативного правового акта.
8. Решите кроссворд (1 балл за каждый правильный ответ; максимально - 11 баллов)
2о | |||||||||||||||
б | |||||||||||||||
р | |||||||||||||||
1к | у | л | ь | т | у | р | а | ||||||||
з | 9б | ||||||||||||||
8о | б | щ | е | с | т | в | о | ||||||||
3з | в | з | |||||||||||||
л | 6и | а | р | ||||||||||||
4о | б | м | е | н | а | ||||||||||
и | и | 10б | ю | д | ж | е | т | ||||||||
5д | о7 | х | о | д | е | о | |||||||||
б | ж | т | |||||||||||||
ы | и | ||||||||||||||
ч | ц | ||||||||||||||
а | 11б б | о | г | а | т | с | т | в | о | ||||||
й |
По горизонтали: | По вертикали: |
1. Совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение людей, передаваемых из поколения в поколение 4. Движение товаров от одного владельца к другому 5. Любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров 8. Обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия и формы их объединения 10. Финансовый план доходов и расходов за определенный период времени 11. Состояние человека, имеющего доход значительно выше среднего | 2. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся процессом усвоения обучающихся установленных государством стандартов 3. Все плохое, опасное, вредное, жестокое 6. Совокупность представлений , сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим социальным статусом 7. Традиционно установившийся порядок поведения людей 9. Незанятость трудоспособного населения в общественном производстве материальных и духовных ценностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.
Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит задания разнопланового характера.Это задания на классификацию понятий, заполнение табли...
Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву для 10-11 классов
Материал для школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву подобран с учётом программного материала, позволяющий выявить уровень подготовленности учащихся по данному предмету....
Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию. 6 класс
Задания школьного этапа олимпиады...
Олимпиада по обществознанию 6 класса
Олимпиада по Ол Олимпиада по обществознанию 6 класса...
Школьная олимпиада по обществознанию 5 класс
Задания олимпиады составлены для проведения в 5 классе школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, с учетом введения нового предмета по новым стандартам....
олимпиада по обществознанию.9 класс
олимпиадные задания для школы.9 класс...
Олимпиада по обществознанию (9 класс).
Задания по обществознанию для 9 класса в углублённой форме....