" Свобода в деятельности человека"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему
Разработка урока обществознания в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoboda_v_deyatelnosti_cheloveka.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Никольска» Вологодской области
Урок по обществознанию в 10 классе
«Свобода в деятельности человека»
Учитель Попова Ольга Николаевна
высшая квалификационная категория
Цель-ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода»
Задачи:
-проанализировать некоторые философские, морально-этические аспекты понятия «свобода»
-раскрыть взаимосвязь понятий свобода и ответственность, свобода и необходимость, свобода и ее границы
- развивать умение работать с письменными источниками, объяснять позицию автора источника, формулировать и аргументировать свою точку зрения
- формирование отношения к свободе как одной из высших ценностей общества
Технология – ТРКМ( технология развития критического мышления)
Тип урока - изучение нового материала
Форма работы – в парах
Используемые средства - раздаточный материал
Этапы урока:
1.Орг.момент
2.Стадия 1.ВЫЗОВ. Актуализация знаний.
3.Стадия 2.ОСМЫСЛЕНИЕ. Изучение нового материала. Информационно- аналитический блок.
4.Стадия3. РЕФЛЕКСИЯ .
5.Подведение итогов.
Ход урока
1.Орг. момент- приветствие, организованное начало урока
2.Стадия 1. ВЫЗОВ
Задачи:
• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
• пробуждение интереса к изучаемой теме;
• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
• побуждение ученика к активной деятельности.
Вопрос учащимся: что было написано на знамени рабов Древнего мира, содержалось в требованиях восставших крепостных в России, участников восстаний в английской колонии Индии? ( учащиеся называют – свобода).
Таким образом, учащиеся определяют тему урока, которая записывается на доске и в тетради.
Учащимся предлагается составить первичный кластер- что они уже знают об этом понятии.( т.к. они знакомились с некоторыми аспектами этого понятия раннее).Предполагаемые ответы учащихся- выбор, ответственность, желания и другое.
Философ и социолог Е.В.де Роберти полушутя отметил, что тот, кто сумеет дать общепризнанное определение понятия свободы, достоин полной Нобелевской премии.
Вопрос учащимся - что имел ввиду ученый?
Учащиеся предполагают, что понятие свобода - сложное, многогранное, по- разному понимается учеными.
Таким образом, учащиеся подводятся к формулировке цели урока - ознакомиться учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода»
3.Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ
Задачи:
• активное получение новой информации;
• осмысление новой информации;
• соотнесение новой информации с собственными знаниями;
• отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Учащиеся в парах работают с раздаточным материалом( см.Приложение) и выполняют задание1.
При этом они используют прием « инсерт»- отмечают, какая информация им известна, что нового они узнали, что им непонятно.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
4.Стадия 3. РЕФЛЕКСИЯ - РАЗМЫШЛЕНИЯ
Задачи:
• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
• выявление еще не опознанного;
• анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Учитель предлагает классу задания:
1.Выполнить задание № ( раздаточный материал)
2.Дополнить первичный кластер новой информацией о понятии свобода, которую они приобрели на уроке.
3. Вписать в соответствующую колонку таблицы понятия: ответственность, независимость от чужой воли, возможность реализовать любое желание, строгое соблюдение законов, уважение прав других людей, совесть, взаимопонимание, сила воли, способность к самоограничению.
Понятия, связанные со «свободой» / Понятия, не связанные со « свободой
4.Ознакомиться с заданием 2 и поразмышлять над высказываниями, написав дома эссе на основе любого из предложенных высказываний.
5.Подведение итогов урока.
Самооценка учащихся, оценка учащимися друг друга и оценка учителя.
Критерии оценки: по 2 балла за каждый.Всего 10 баллов.
- верно сформулирована точка зрения философа, изложенная в источнике
- верно выполнено задание 3 в раздаточном материале
- в кластере добавлена новая информация
- правильно распределены слова по колонкам
- аргументировано высказывалась собственная точка зрения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по обществознанию по темам «Свобода в деятельности человека», «Политическая деятельность»
1. Одним из компонентов политической системы является: 1) политические нормы; 3) политическая традиция; 2) политическая этика; 4) политическая мораль. 2. Политология – это система: 1) социальных и...
Методическая разработка урока "Свобода в деятельности человека"
Интерактивный урок изучения , анализа различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества...
Свобода в деятельности человека.
Разработм урока по материалам методического пособия(10 класс)....
Технологическая карта урока "Свобода в деятельности человека"
Технологическая карта урока обществознания в 11 классе в соответствии с ФГОС...
Разработка урока "Свобода в деятельности человека" 11 класс
Урок - самостоятельное исследование с элементами технологии критического мышдения и решением проблемных задач. Рассматриваются вопросы о свободе выбора и ответственности, о внутренней и ...
Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс
Урок обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения. Осуществляется работа с раз...
Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.
11 класс Урок-исследование по обществознанию....