Социальная сфера
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Этот материал позволяет обобщить и представить основные понятия и ключевые моменты по теме в краткой форме! Считаю, что этот материал может быть полезен для закрепления и обобщения, а также при подготовке к экзаменам!Успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.sfera_.ppt | 458.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальная структура общества Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей Микрогруппы Макрогруппы семья, трудовой коллектив, неформальное объединение нации, классы небольшое число участников, которые знают друг друга, имеют общую цель большое количество людей, не знающих друг друга, оказывают определяющее влияние на социальный процесс
Усложнение социальной структуры – главная тенденция изменений Дифференциация по социальным причинам Дифференциация по биологическим причинам Экономическая дифференциация (богатые, средний слой, бедные) Этническая дифференциация (народы, племена) Политическая дифференциация (управляющие и управляемые, лидеры и масса) Демографическая дифференциация (пол, возраст, место проживания) Профессиональная дифференциация
? Трудовой коллектив – это: макрогруппа микрогруппа социальная общность страта
? К биосоциальной дифференциации относится: политическая экономическая демографическая профессиональная
Этнос Совокупность людей, обладающих общностью культуры и осознающих эту общность общность территории общность языка Род и племя Народность Нация
Род и племя Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического). Племя – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей. есть: общинная собственность, первобытный коллективизм нет: частной собственности, классов, моногамной семьи
Народность возникла на основе территориальных, соседских связей исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи Народности формировались на протяжении рабовладельческого и феодального обществ
Нации возникли на базе становления общности экономической жизни людей высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации историческая память родной язык традиции и обычаи национальное достоинство патриотизм
Национальные отношения в современном мире В России более 100 этносов, в том числе около 30 наций Интеграция Дифференциация Космполитизм Национализм Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства
Пути решения национального вопроса демократизация всех сторон общественной жизни соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем предоставление всем народам максимально широкого самоуправления отказ национальных меньшинств от сепаратизма постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом и шовинизмом
? Определяющим условием формирования нации является: общий язык общая территория общность экономической жизни общность культуры
? Нации возникли: в первобытном обществе в рабовладельческом обществе в феодальном обществе в буржуазном обществе
? Космополитизм – это: А. Отказ от локальной ограниченности. Б. Отказ от узости национальных перспектив. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны
Семья Функции семьи: репродуктивная воспитательная воспроизводства рабочей силы хозяйственно-бытовая досуговая эмоционально-психологической защиты малая группа, основанная на браке и кровном родстве
Этапы развития семейно-брачных отношений Неупорядоченные половые связи Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами) Групповая семья Парная семья Моногамная семья (более прочные брачные узы) Партнерская (нуклеарная) семья Л. Морган (1818-1881)
Тенденции в развитии современной семьи Женщины приобрели большую экономическую самостоятельность, но им стало труднее выполнять семейные обязанности Увеличивается число разводов Сокращается рождаемость Растет число гражданских браков
? Главная функция семьи: воспитательная репродуктивная досуговая воспроизводство рабочей силы
Социальная структура традиционного общества Сословия – социальные группы, положение которых закреплялось законом и передавалось по наследству Касты – замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусом Россия: дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьяне Индия: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры типы социальной стратификации
Класс К.Маркс и В.Ленин место класса в исторически определенной системе общественного производства роль класса в общественной организации труда отношение класса к собственности на средства производства размер и доля общественного богатства, которой располагает класс Классовая теория Признаки классов рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, рабочие и капиталисты М. Вебер (1864-1920): между классами рабочих и капиталистов существует многочисленный средний класс типы социальной стратификации
Средний класс Граждане, обладающие экономической независимостью Собственники предприятий, представители высокооплачиваемых профессий Делают общество стабильным Возникающие проблемы решают через институты гражданского общества Составляют 60-80% населения В России 12-15% типы социальной стратификации
Страты Стратификация – процесс, в результате которого группы людей оказываются неравными друг другу и объединяются в иерархически расположенные слои лат. «слои» П. Сорокин объединение по статусным признакам: имущество, власть, образование, профессия… М. Вебер: три компонента неравенства – имущественное неравенство, неодинаковый престиж, различный объем власти типы социальной стратификации
Слои в современном российском обществе Элита (олигархи, высшая бюрократия, генералитет) – 3-5% Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса) – 12-15% Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие) – 60-70% Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10-15% Десоциализированное дно или андеркласс (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3-5%
Тенденции в развитии социальной структуры российского общества дифференциация (появление новых слоев и групп) интеграция (сближение условий труда) маргинализация (увеличение числа людей, занимающих промежуточное положение между основными социальными слоями) люмпенизация (увеличение количества людей, опустившихся на дно общественной жизни) поляризация (увеличение числа людей, живущих за чертой бедности)
Молодежь как социальная группа потенциальная сила (способность совершенствовать социальную структуру) специфика сознания (преобладание побудительно-мотивационной направленности) формирование внутреннего мира личности главные приоритеты – образование и получение профессии включенность в различные объединения по интересам наличие собственной субкультуры от 16 до 25 лет
? Главным признаком классов является: место в исторически определенной системе общественного производства роль в общественной организации труда отношение к собственности на средства производства размер и доля общественного богатства, которой располагает класс
Социальная мобильность Виды мобильности: Добровольная (в связи с изменением места работы, должности, места жительства…) Вынужденная (под влиянием структурных изменений в обществе – индустриализация, компьютеризация...) Индивидуальная Групповая Вертикальная (повышение или понижение статуса ) Восходящая (переход в более высокий социальный слой) Нисходящая (переход в более низкий социальный слой) Горизонтальная (не ведет к изменению социального статуса) перемещение отдельных людей и групп из одного слоя в другой место человека в системе общественных отношений
Факторы социальной мобильности система общественного устройства (традиционное / индустриальное общество) изменения технологии общественного производства (появление новых профессий) социальные потрясения (войны, революции) образование социальный статус семьи семья школа армия церковь Лифты (каналы) П. Сорокин
Виды статусов место человека в системе общественных отношений Предписанные (от рождения): пол, национальность, возраст, социальное происхождение Непредписанные (приобретенные): профессия, образование, должность Престижные Непрестижные
? Проявлением вертикальной социальной мобильности выступает: переезд из одного района в другой выход на пенсию повышение в должности рождение ребенка
Социальная роль ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом Профессор ученый преподаватель администратор воспитатель Обязанности предписывают то, что исполнитель должен делать Права говорят о том, что человек может свободно позволять себе или допускать в отношении других людей одно предполагает другое
Социальный контроль Система средств и приемов, регулирующих поведение людей в обществе и препятствующих его отклонению Самоконтроль – внутреннее соотнесение своих действий и поступков с принятыми обществе правилами Социальная саморегуляция – механизм поддержания общественного порядка Нормы Санкции
Нормы Обычаи и традиции Правовые нормы Политические нормы Моральные нормы Религиозные нормы предписания того, как надо вести себя в обществе установившийся порядок поведения то, что унаследовано от предшественников закрепляются в законах, соблюдение обеспечивается силой государства находят свое отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах носят оценочный характер, соблюдение обеспечивается силой общественного мнения соблюдение поддерживается моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи
Санкции формальные позитивные неформальные позитивные формальные негативные неформальные негативные средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы публичное одобрение со стороны официальных организаций: награды, звания, титулы… публичное одобрение со стороны общественности: дружеская похвала, комплимент, аплодисменты… наказания, предусмотренные официальными инстанциями: тюремное заключение, лишение гражданских прав, отлучение от церкви… наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, упрек, насмешка, прозвище… Если у нормы нет санкции, то она перестает регулировать поведение людей
? Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах. Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны
Конфликт Г. Спенсер (1820-1903): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно. К. Маркс (1818-1883): конфликт носит временный характер, его может разрешить социальная революция Г. Зиммель (1858-1918): конфликты неизбежны и даже полезны (помогают людям четче осознавать свои интересы, способствуют внутригрупповому сплочению и т.д.) форма взаимодействия, в основе которой лежит столкновение интересов и потребностей отдельных людей и социальных групп Конфликтология: конфликт – не аномалия, а норма отношения между людьми, один из способов их взаимодействия (наряду с соревнованием, кооперацией, приспособлением и т.д.)
Субъекты конфликта Свидетели – те, кто наблюдает за конфликтом со стороны. Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту. Пособники – люди, содействующие развитию конфликта, оказывающие конфликтующим сторонам помощь. Посредники – те, кто своими действиями пытается предотвратить, остановить или разрешить конфликт. УЧАСТНИКИ
инцидент (повод) эскалация конфликта консенсус событие или обстоятельство, в результате которого противоречия переходят в стадию открытого противостояния разрастание конфликта, увеличение количества участвующих в конфликте соглашение большинства
Виды конфликтов в зависимости от конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, межгрупповые…) по длительности и характеру протекания (долговременные, кратковременные, разовые, затяжные…) по форме (внутренние, внешние) по масштабу распространения (локальные, региональные, глобальные) по используемым средствам (ненасильственные, насильственные) по сферам , в которых они происходят ↓
Политический конфликт Национально-этнический конфликт Социально-экономический конфликт Культурный конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп по поводу средств жизнеобеспечения, уровня зарплаты, уровня цен на различные блага, доступа к этим благам связаны с религиозными, языковыми и другими противоречиями в духовной сфере Формы социальных конфликтов: дискуссии, запросы, принятие деклараций… митинги, демонстрации, пикеты, забастовки… война – крайняя форма
Условия и способы разрешения конфликта Условия: выявление существующих противоречий, интересов, целей обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий совместный поиск путей преодоления конфликта Способы: прямой диалог сторон, переговоры развитие и совершенствование социальной сферы жизни общества (расширение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства, т.е. создание развитой социальной инфраструктуры)
Социальное государство Основные черты социального государства: развитые рыночные отношения, многообразие форм собственности, свобода предпринимательства механизм цен и конкуренция без вмешательства государства свобода выбора для наемных работников разумное соотношение между рыночными принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи высокий жизненный уровень населения развитое социальное законодательство эффективная политика по обеспечению социальных, экономических, культурных прав человека государство, которое главной целью свой деятельности провозглашает человека, его достойное существование Главная задача – совершенствовать отношения между предпринимателями и потребителями в целых эффективного функционирования экономики без нарушения равновесия между частным сектором и государством
? Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества. Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по обществознанию 11 класс. Социальная сфера
Тестовые задания к разделу Социальная сфера......
презентация уроку "Социальная сфера"
презентация уроку "Социальная сфера". 8 класс. по учебнику Кравченко А.И....
Презентация по обществознанию "Социальная сфера"
Презентация по обществознанию "Социальная сфера", которая включает множество подтем...
Тесты по обществознанию. Социальная сфера. 10 класс.
Проверочная работа по теме "Социальная сфера" для учащихся 10 класса. 1, 2 варианты....
Тренировочные задания. Социальная сфера.
Тематические тренировочные задания по типу ЕГЭ. Уровень А и В...
Социальное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в социальной сфере
Обобщение опыта работы по социальному проектированию...
Формирование полоролевых представлений несовершеннолетних в работе социального педагога в учреждениях социальной сферы.
Материал ориентирован на работу социального педагога по формированию полоролевых представлений несовершеннолетних в учреждениях социальной защиты населения...