Игра «Вместе против коррупции».
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.
Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:
1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.
2. Экономические последствия коррупции
3. Последствия коррупции для государства и органов власти
4. Последствия коррупции для личности и семьи
5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения
Требования к выступлению:Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)
Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_vmeste_protiv_korruptsii.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Вместе против коррупции».
Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.
Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:
1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.
2. Экономические последствия коррупции
3. Последствия коррупции для государства и органов власти
4. Последствия коррупции для личности и семьи
5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения
Требования к выступлению:Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)
Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.
Ход игры.
О какой общественной проблеме идет речь?
К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной.
В России коррупция – словно яма.
С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.
И чем настойчивей под неё копают,
Тем только больше она становится.
И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас важны и необходимы.
Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.
"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам"(Томас Гоббс)
- Работа с понятиями по теме.
проводится короткая беседа с обучающимися по вопросам, актуализирующим правовые знания. Учащиеся объясняют значение понятий.
Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на два вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри (Приложение 1)
понятие | определение |
коррупция | незаконное использование физическим лицом своего должностного положения |
взяткодатель | лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. |
волокита | Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки |
взятка | это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности |
злоупотребление полномочиями | это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы(организации). |
фаворитизм | пристрастное выдвижение вперед любимцев, не имеющих способностей, необходимых для той или другой службы. |
кумовство (непотизм) | служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу |
растрата | противозаконное использование материальных или денежных средств лицом, которому они предоставлены в распоряжение, не по назначению, а в личных целях, приводящее к потере этих средств для первичного владельца. |
мошенничество | преступление, заключающееся в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество путем обмана. |
деловая коррупция | возникает при взаимодействии власти и бизнеса, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. |
бытовая коррупция | порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников, в неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. |
коррупция верховной власти | относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах; она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей. |
Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием.
- Аукцион «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка – 2 балла.
ОТВЕТЫ:
низкая заработная плата государственных служащих;
незнание законов;
желание легкой наживы;
частая сменяемость лиц на различных должностях;
нестабильное экономическое положение в стране;
коррупция как привычка;
низкий уровень жизни населения;
безработица;
неразвитость институтов гражданского общества.
- О чем гласит народная мудрость Домино.
Учащимся необходимо подобрать правильное понимание пословицы и связать его с темой коррупции
- Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взяточничество.
- Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.
- Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
- Видит око, да зуб неймет – безрезультативность действий борьбы с коррупцией ( очень хочется получить что-то, но это остается недоступным)
- Где говорят деньги, там молчит совесть- ( человек, желая обогатиться, забывает о морали)
Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на один вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри
Ведущий. Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна — Сомали и Мьянма, а самые благополучные — Финляндия, Новая Зеландия и Дания.
- Актуализация знаний. Распознавание ситуаций коррупционного поведения в обществе.
Учащимся предлагается просмотреть несколько видеосюжетов и определить, содержит ли данная ситуация коррупционную составляющую.
Команды выбирают по одной ситуации ( использование жеребьевки). Дают собственное определяют является ли ситуация коррупцией или нет, аргументируют свой ответ.
Жюри выставляет баллы командам: Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл. Баллы вносят в протокол жюри.
№ ролика | Сюжет ролика | Верная правовая трактовка ролика |
1. | Кадры из художественного фильма «Гараж» | Яв бытовая - нарушаются права потребителей, чиновники лоббируют свои экономические интересы, кумовстворупции: взятка |
2 | Кадры из фильма «Служебный роман» | Изо политическая коррупция в области административного управления, стремление сделать карьеру любым способомкоррупции |
3 | Кадры из фильма «Старики разбойники» - 1 | Я использование чиновниками своего положения, кумовство |
5 | Кадры из фильма «Берегись автомобиля» | Яв выраженная коррупция. Форма: бытовая коррупция,,взятка, взятка служебного положения |
6 | Кадры из фильма «Операция Ы» | Экономическая коррупция Хищение (растрата) средств с использованием служебного положения раженная коррупция. Форма: растрата и попытка сокрытия растраты |
5. Анализ последствий коррупции для государства и общества. Команды представляют подготовленное домашнее задание.
Тема выступления | Важные теоретические аспекты, которые должны быть затронуты |
1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.-10-а | Первые упоминания о явлениях коррупции, изменение представлений о коррупции, способы борьбы с коррупцией. |
2. Экономические последствия коррупции-10-б | Характеристика разновидностей деловой коррупции, последствия коррупционных действий на уровне микроэкономики и макроэкономики |
3. Последствия коррупции для государства и органов власти-10 в | Характеристика особенностей коррупции органов государственной власти; снижение авторитета государственной власти внутри страны и на международной арене |
4. Последствия коррупции для личности и семьи-11-б | Характеристика бытовой коррупции. Особенности ее проявления, влияние коррупциив хозяйственно-бытовой сфере, и сфере межличностных отношений, деформация процесса социализации |
5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения -11-а | Формы коррупции, меры уголовной ответственности за преступления в сфере коррупции; изменения в законодательстве в области противодействия коррупции. |
Методический комментарий:команды представляют домашнее задание по заданной теме (предварительно каждая команда выбирает одну тему). Продолжительность выступления – 3 минуты, выступление может сопровождаться презентацией ( максимально – 4 слайда) Жюри конкурса оценивает выступление команд по следующим критериям:
Критерий | Характеристика критерия | Баллы |
Содержание | Соответствие направлениям, указанным в таблице. Однако команды могут избрать иную трактовку вопроса не противоречащую заявленной теме | 1 балл |
Коммуникативный замысел | Убедительность аргументации, логика подача материала; | 1 балл |
Представление материала | Эмоциональность, обращенность к аудитории; свободное владение монологической речью, качество презентации, количество слайдов. | 3 балла |
6. Защита плакатов, "Скажем коррупции "Нет!", иллюстрирующих методы борьбы с коррупцией.
Пока ребята оформляют плакаты, зрители смотрят социальный ролик о вреде коррупции, жюри подводит итоги игры.
Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?
Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.
- Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.
- Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
- Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
- Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
- Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.
А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.
- Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и
системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.
- Гражданское образование: содержание и активные методы
обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.
- Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,
Издательство «Проспект», М., 2006.
Интернет-ресурсы:
http://law.edu.ru- юридическая Россия Федеральный правовой портал
Приложение 1.
№ | Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | Команда 4 | Команда 5 | Правила оценивания |
1. Работа с понятиями | По 1 б. за верный ответ, макс=2б | |||||
2. народная муджрость – 1б | 1б | |||||
3. Распознавание ситуаций коррупционного поведения Фильм | Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл. Макс.=2б | |||||
4. Анализ последствий коррупции для государства и общества -домашнее задание | См. ниже Макс=5 б | |||||
5. Защита плакатов"Скажем коррупции "Нет!" | Макс+5 | |||||
ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ |
Правила оценивания домашнего задания.
Критерий | Характеристика критерия | Баллы |
Содержание | Соответствие направлениям, указанным в таблице. Однако команды могут избрать иную трактовку вопроса не противоречащую заявленной теме | 1 балл |
Коммуникативный замысел | Убедительность аргументации, логика подача материала; | 1 балл |
Представление материала | Эмоциональность, обращенность к аудитории; свободное владение монологической речью, качество презентации, количество слайдов. | 3 балла |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация внеклассного занятия "Вместе против коррупции"
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и...
внеклассное мероприятие "Вместе против коррупции!"
внеклассное мероприятие для 10 класса...
Презентация на тему "Вместе против коррупции"
Данная презентация была разработана в рамках районного конкурса "Вместе против коррупции" и заняла первое место...
Внеклассное мероприятие на тему: «Вместе против коррупции»
Коррупция "есть корень, из котороговытекает во все времена и при всякихсоблазнах презрение ко всем законам".Томас ГоббсВнеклассное мероприятие на тему: «Вместе против коррупции»Ц...
Внеклассное мероприятие «Вместе против коррупции»
Внеклассное мероприятие «Вместе против коррупции» в рамках Международного дня борьбы с коррупцией (9 декабря)Цель мероприятия: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение ...
Презентация "Вместе против коррупции!"
Презентация "Вместе против коррупции!"...
Внеклассное мероприятие игра -квест "Вместе против коррупции!"
Предлагаемые в данной разработке материалы помогут учащимся 5-х классов стать исследователями этой проблемы, помогут совершить возможность выбора своей позиции относительно факта коррупции в той...