урок по бществознанию
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему

САЙФУЛИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Открытый урок в рамках семинара зам.директоров по УВР "Воспитание толерантности в современном мире".

Разработка составлена в соответствии с ФГОСами. Раздел "Школа", практикум, тема "Учимся жить дружно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАЗРАБОТКА25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока   обществознания в 5 классе на тему: «Учимся жить дружно» (в КТП урок из раздела Школа

Цель  урока в соответствии с линиями развития.

Умение понимать связи между людьми в обществе – осознание неоднозначности трактовок добра и зла, представление о толерантности.

Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – понимание того, чем важна толерантность в жизни общества, класса и отдельного человека.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – признание важности моральных норм для действий каждого человека.

Задачи:

  • формирование толерантного сознания
  • способствовать развитию толерантного отношения к людям в различных жизненных ситуациях.

развивать умение работать в группах

Форма проведения урока: урок-фантазия, творческая работа в группах, инсценировка, тестовые задания.

Оборудование: цветная бумага, листы ватмана, фломастеры, скотч, ножницы, тетрадные листки. Интерактивная доска для показа презентации.

Содержание урока.

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые используемые учебные действия

Толерантность.

Общечеловеческие ценности.  Толерантность помогает людям разобраться в нормах морали, правильно вести себя в жизненных ситуациях, где человеку надо сделать нравственный выбор, по отношению к окружающим тебя людям(одноклассникам)

1.Формулирование вопросов к тексту.

2.Выделение главного и определение смысла текста.

3.Систематизация и обобщение информации.

4.Выбор формы преобразования информации.

5.Определение своего отношения к моральным нормам.

Ход урока. (Комментирование домашнего задания (если таковое было))

1. Организационный момент «Минутка радости»

Учитель. Создадим хорошее настроение. Посмотрите на соседа и улыбнитесь ему без слов, но так, чтобы это стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

Хочу предупредить, что урок у нас сегодня будет не обычный. На партах не тетради и учебники,а воображаемые зеркала добра, в них мы и будем отражать мысли и работать

                                                                                                                                          2 мин.                                                                                                                                                                                                                                                

2. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Посмотрите вокруг! Нет двух похожих друг на друга людей. У всех у нас разные привычки, вкусы, способы самовыражения.                                                                                                          

Но присмотритесь внимательней: различия между нами только обогащают нашу жизнь, делают ее ярче и многообразной.

Вы вместе учились 4 года. Но в статусе 5-го класса всего 4 месяца.  Мы все такие разные, такие непохожие. Но наши отличия не мешают нам жить в мире и согласии. Скорее наоборот, чем больше разных взглядов, позиций, культур, тем богаче наша жизнь и общество.                                                                                                          2 мин.

                                                                                                                                       Слайд 1

3.Беседа.                                                                                                        (звучит музыка)

Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).                                                                                                                                                              

                                                                                                                                      Слайд 2

Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.

Время  от  времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым, добрым словом.

                                                                                                                                          3 мин.

4. Актуализация знаний, сообщение целейУч-ся отгадывают кроссворд с ключевым словом (толерантность). Оно зашифровано цифрами (запись на слайде).

Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.

                                                                                                                                      Слайд 3

  1. проявление внимания, уход за кем-то(забота)
  2. устойчивое положительное отношение к жизни(позитив)
  3. сострадание (милосердие)
  4. почтительное отношение (уважение)
  5. стремление сделать другому хорошее, приятное (доброта)
  6. легкое устанавливание контактов (общительность)
  7. положительные эмоции от жизни, и их проявлений (жизнерадостность)
  8. мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех(оптимизм)
  9. готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)                           5 мин.

Хорошо,  но у всех этих определений есть общее научное название.                                                                                                 

                                                                                                                        (толерантность)

Мы можем сказать, что человек обладающий всеми этими качествами, можно назвать толерантным человеком? Давайте попробуем сформулировать название нашей сегодняшней темы урока. Чему мы  будем     учиться?                             (жить дружно)

Дети с помощью учителя называют  расшифровывают  называют тему урока.

Учитель: это и является темой нашего урока, запишите ее в ваше зеркало добра.                     

                                                                                                                                      Слайд 4

Ребята, на самом деле, о толерантности известно очень давно . Например, в сказках, которые вы слышали с детства, о  толерантности  высказывались многие великие люди великие люди                                                                                                              

- «Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом»

                                                                                                                          Б Франклин

«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»

                                                                                                                              Д. Дидро

«Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё»

                                                                                                                            Жан Поль

«Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание.»

                                                                                                                        Л.Н. Толстой

Я предлагаю вписать в  зеркало   понравившееся вам высказывание.                   5 мин.

5. Физминутка

Игра «Давайте пофантазируем…»

- Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?(ответы учеников)

Хорошо или плохо, что мы все разные?

Получается, мы должны оставаться разными?

И должны жить в этом мире, где столько разных людей? Это сложно?

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. У нас и внешность разная, поэтому один человек симпатичен другому, другой не очень. И цвет кожи у нас разный, но это не мешает людям понимать друг друга. Все это благодаря толерантым качествам.   А в чем проявляются проявляются все эти  качества.                                                              8 мин.

6. Игра «волшебная рука».

Дома вы должны были приготовить   свои  ладошки, вырезанные из бумаги. Достаньте их.

Предлагается написать на пальчиках  все ваши хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось быхотели изменить в себе.

В этой игре вам поможет необычная  тетрадь.                                                          5 мин.

Пусть эти ладошки останутся с вами, может даже как закладка в дневнике. Она будет вам напоминать о ваших положительных качествах и только об одном отрицательном, которое вы будите стараться исправит.

7. Закрепление знаний.

Вспомните о том, что вначале урока, мы говорили о нашей маленькой доброй, дружной семье. В которой все должны держаться друг за друга, помогать, понимать, уважать, поддерживать, не смотря на то, что мы разные. Но ведь кто-то может проявить качества толерантности, а кто-то проявит, но не сразу. А кому-то в этом можно помочь. А есть в природе такое чудо, от которого  на всей планете, всем людям тепло и уютно………(солнце).  Конечно, именно оно светит для всех людей одинаково . И мы  сейчас на нашем уроке зажжем солнце дружбы.                    

 На желтых лучах напишите черты или качества толерантной личности.  Посмотрите внимательно на слайды,  в тетрадь. Одно слово или словосочетание.              5 мин.                                                                                     

(1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость к различиям 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию)

 

Дети на желтых полосках пишут черты толерантной личности, затем эти листы располагаются вокруг солнца-слова «толерантность». Получается своеобразное солнце.                                                                                                                       Слайд 5

Д. задание. Так как урок наш необычный, то и д/з тоже будет необычное.

Все мы с детства знакомы со сказками. И обычно сказка заканчивается победой добра над злом. Какой герой сказки выступает нетолько как злой герой, но часто и помощницей для героев сказки. (Баба Яга)

На следующий урок, предлагаю нарисовать этого героя.  В дневниках вы запишите к следующему уроку подготовить  рисунок доброй Бабушки Яги. Подсказкой будет отрывок из  книги  В.Я. Проппа «Баба Яга в волшебной сказке. Надо будет прокомментировать свой рисунок, небольшим эссе в защиту Бабы Яги.

                                                                                                                                    3мин.

Я  думаю, что наш урок дружбы – удался. И как в сказке победит дружба. А оценки………..? А разве можно оценить настоящую  дружбу.  

Давайте просто выразим свое настроение на уроке.

В нашем классе есть еще один необычный атрибут, что это?  (дерево). А на партах у вас разноцветные листики закрепите их на нашем дереве:                                    Слайд 6

Если урок понравился, то листочки вешаем яркие- красные,

Если у вас остались вопросы листочки –желтые,

Если кому-то было на уроке не интересно- листочки появятся зеленые.              2 мин.

Приложение 1

д/ з6 нарисовать образ толерантного героя по тексту про Бабу Ягу.

Баба Яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, людоедка, или, чаще, как помощница героя. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках или в тереме, огороженном частоколом, с воткнутыми на нем человеческими черепами; вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замков – рот с острыми зубами: это – останки женихов, сватавшихся за дочерей Бабы Яги и павших жертвой ее людоедства. Баба Яга – вещая ведьма: она знает прошедшее и будущее, знает, где скрыты красавицы, которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих сказках она дает герою советы и прямо помогает ему: дает клубочек, который может привести его в нужное место; полотенце, гребень и щетку, с помощью которых можно спастись от преследований врага. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы Яги.

По книге В.Я. Проппа «Баба Яга в волшебной сказке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...