Урок по обществознанию на тему "Политические режимы" для 9 кл.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Урок по обществознанию на тему "Политические режимы" предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений.
Задачи урока: раскрыть содержание понятия "политический режим", познакомить с типологией и признаками политических режимов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskie_rezhimy_9_kl.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Политический режим
Задачи урока: раскрыть содержание понятия «политический режим», познакомить с типологией и признаками политических режимов (демократического, авторитарного, тоталитарного)
Мотивационный блок: давайте вспомним, какие у каждого из нас отношения с родителями. У кого-то родители держат под контролем все сферы жизни детей, не дают им права выбора; у кого-то родители контролируют только наиболее важные сферы, например, учебу; кому-то родители предоставляют полную свободу и свободу выбора, применяя меры в крайних случаях.
Мы говорим о способах и формах воздействия на нас родителей, о способах и формах проявления власти родителей. Также и в государстве: мы можем говорить о различных формах и способах проявления власти государства над личностью, гражданином.
Информационно-аналитический блок:
1. Запишите определение: политический режим – это совокупность методов, средств и приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.
2. Классификация. Схема «Политические режимы»
Политический режим
Демократический
антидемократические (если гос-во подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим)
тоталитарный авторитарный
3. Основные признаки политических режимов (таблица)
Политический режим | Характерные черты | Исторические примеры |
1. Тоталитарный | 1) тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества 2) ущемление прав и свобод человека и гражданина 3) однопартийная система, во главе партии вождь, харизматический лидер; господствующая партия срастается с государством 4) общая обязательная официальная идеология 5) аппарат принуждения, массовый террор 6) карательные функции поддержания правопорядка и законности Есть ли у такого режима достоинства, положительные стороны? | Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм |
2. Авторитарный | 1) жесткий контроль определенных сфер жизни общества 2) права и свободы граждан существенно ограничены 3) власть в руках одного человека или группы людей 4) наличие правящей партии при ограничении деятельности оппозиции 5) привлечение армии для подавления обществ. беспорядков 6) преобладание официальной идеологии | Восточные деспотии, тирании Древнего мира, абсолютные монархии Средневековья, Чили в период правления Пиночета |
3. Демократический | 1) власть народа (прямое воздействие общества на власть через избирательную систему) 2) правовое государство, большой объем прав и свобод граждан, которые гарантируются государством; равенство граждан перед законом 3) политический плюрализм (многопартийная система) 4) отсутствие единой официальной идеологии 5) действия армии и полиции регулируются законом 6) система разделения властей, при которой три ветви власти независимы и уравновешивают друг друга Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического политического режима. | Афинская рабовладельческая демократия, большинство современных государств |
4. Закрепление:
Тест:
№1. Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тоталитарный | 2) пропорциональный | 3) мажоритарный |
4) демократический | 5) легальный | 6) авторитарный |
№2. Что из перечисленного ниже относится к признакам демократического режима? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вмешательство государства в частную жизнь граждан
2) многообразие форм собственности
3) контроль государства за деятельностью профсоюзов и творческих организаций
4) наличие развитой многопартийной системы
5) единая идеология
№3. Выберите верные суждения об авторитарном политическом режиме.
1) Авторитарный режим всегда устанавливается в результате насильственного захвата политической власти.
2) При авторитарном режиме не соблюдаются или существенно ограничиваются политические права и свободы граждан.
3) Авторитарный режим может существовать в государствах как с монархической, так и с республиканской формами правления.
4) При авторитарном режиме оппозиция подвергается ограничениям и преследованиям со стороны действующей власти.
5) Авторитарные режимы впервые появляются в XX веке.
№4. Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
| ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
А) оппозиция допускается, но находится под строгим контролем Б) правовое государство В) полный контроль государства над всеми и каждым Г) подавление любой оппозиции Д) равенство всех перед законом Е) насаждение единой идеологии |
| 1) демократический 2) авторитарный 3) тоталитарный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 |
№5. Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) взаимная ответственность государства и общества
2) монополия государства на средства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная система управления экономикой
5) власть подчинена контролю общества
№6. В государстве Z оппозиция создала свою партию и имеет свои печатные органы. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является демократическим? Найдите в приведенном списке отличительные признаки демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сложилась многопартийная система
2) существуют образовательный и имущественный избирательные цензы
3) парламент избирается на свободных и альтернативных выборах
4) страна имеет унитарную форму государственного устройства
5) конституция гарантирует права и свободы граждан
6) президент наделен широкими полномочиями
№7. В Основном Законе Федеративной Республики Германии говорится, что Федеративная Республика Германия является демократическим государством. Какая дополнительная информация о государстве ФРГ подтверждает эту характеристику? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокий уровень экономического развития
2) государственный суверенитет
3) политический плюрализм
4) активная роль в Европейском Союзе
5) право граждан критиковать власть
6) выборные государственные должности
№8. Статья 1 Конституции Испании содержит положение о том, что Испания является демократическим государством. Какие из приведенных признаков подтверждают эту характеристику? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Страна является одним из самых больших производителей Западной Европы.
2) В Испании сформировалась многопартийная парламентская система.
3) В стране созданы организации для проведения дебатов и обсуждения важнейших законопроектов, включая конституцию страны.
4) Это центр международного туризма с разнообразными курортами и высокоразвитой инфраструктурой.
5) Испания является конституционной монархией.
6) Победу на парламентских выборах 2011 года одержала оппозиционная Народная партия.
№9. В государстве Г. запрещена деятельность оппозиционных партий. В стране установился тоталитарный режим. Какая дополнительная информация может служить подтверждением этого вывода? Найдите нужные позиции в перечне и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сращивание аппарата господствующей партии с государством
2) поддержка традиционных институтов общества
3) цензура в средствах массовой информации
4) разделение законодательной и исполнительной властей
5) широкое применение государством насилия
6) создание разветвленной системы законов
№10. Согласно Конституции страна Z является демократическим унитарным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют политический режим страны Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основным источником власти в стране Z является народ.
2) В стране Z функционирует однопалатный парламент.
3) Выборность органов государственной власти путём всеобщих равных и прямых выборов.
4) Провозглашена свобода совести.
5) Гражданам страны Z гарантируется бесплатность начального образования.
6) В стране Z действует одноканальная система налогов.
№11. Признаком понятия «политический режим» является
1)структура органов государственной власти
2) государственно-территориальное устройство
3) степень реализации прав и свобод личности
4) форма государственного правления
№12. Государство Р. Характеризуется широкими политическими свободами, плюрализмом в политической, идеологической и экономической сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью. Какой политический режим существует в государстве Р.?
1) авторитарный
2) тоталитарный
3) демократический
4) республиканский
№13. В государстве М. регулярно проводятся честные, соревновательные выборы, в результате которых формируется правительство. Государственные органы, в первую очередь правительство, подчиняются необходимости конституционного контроля за своей деятельностью. Основные права и свободы граждан не только провозглашаются, но и гарантируются. Какой политический режим в государстве М.?
1) тоталитарный
2) демократический
3) авторитарный
4) тиранический
№14. В стране Б. существует жесткий контроль со стороны государства за экономикой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что в стране Б. имеет место тоталитарный политический режим?
1) ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций
2) наличие у государства ключевых и решающих рычагов общественной жизни
3) наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества
4) разрешение гражданам всего того, что не запрещено законом
№15. Выберите верные суждения о признаках тоталитарного политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) При таком режиме государство является ядром политической системы
2) В полном объеме реализуется принцип разделения властей
3) Личность имеет широкие возможности для того, чтобы отстаивать свои права, влиять на принятие политически решений
4) Все сферы общественной жизни находятся под полным контролем государства
5) Основными методами управления обществом являются административно-командные решения, репрессии, преследование инакомыслия
№16. Запишите пропущенное слово:
1. _________________________________ режим – это режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.
2. _________________________________ режим – это режим, характеризующийся сосредоточением всей или почти всей власти у одного лица или группы лиц и серьезным ограничением, принижением и даже подавлением роли других, прежде всего представительных, органов, социальных и политических организаций, всего общества.
3. _________________________________ режим – это режим, при котором государство, политическая власть полностью подчиняют себе общество и личность, все стороны их жизни, подавляют права и свободы человека и гражданина насильственными методами.
4. _________________________________ режим – это совокупность методов, средств и приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.
5. Рефлексивный блок
Заполнить таблицу:
Плюсы (достоинства урока) | Минусы (недостатки урока) | Интересно (что интересного было на уроке) |
6. Домашнее задание
§3 читать, устно отвечать на вопросы. Письменно составить план по пункту «Демократия», сравнить тоталитарный и авторитарный режимы (выделить сходства и различия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.
АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...
Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.
информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....