Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Гордеева Ольга Николаевна

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответсвии с требованиями ФГОС по УМК Л.Н. Боголюбова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №3 с углубленным

изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области

                         

Утверждаю

директор школы             Н.В.Аверин

приказ №    от __.08.16 г.

                                                                 

Рассмотрено и рекомендовано

методическим советом школы                                                      

                                                                           (протокол №1 от __.08.16 г.)

Рабочая программа

по обществознанию

для 8 класса

Котовск 2016

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии:

1.Федеральным компонентом  государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Мин.обр.России от 05.03.2004г., № 1089 «Об утверждении федерального стандарта основного общего образования»;

2. законом «Об образовании РФ»;

 3. примерными программами среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);

4. фундаментальным ядром содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения),

5. требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формирования у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формирования у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.

   Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

На изучение курса обществознание в 8 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Обучение осуществляется по линии учебников издательства «Просвещение» Москва, под редакцией автора Л.Н. Боголюбова.

В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, изучаемые в курсе обществознания, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играет формирование первоначальных представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной; создание условий для социализации личности. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной,  правовой, экономической, политической и экологической культуры, содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности, интеллектуальное развитие учащихся, развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения обществознания, проявляются в познании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности,
  • ценности обществоведческих методов исследования общества;
  • понимании сложности  и противоречия самого процесса социального познания.

Курс обществознания обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию обществоведческой терминологии;
  • развитию потребности вести диалог;
  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс обществознания в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценностей жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех человека, важности соблюдения его прав и свобод.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе обществознанияи в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию общества по законам красоты, гармонии. Формирование патриотизма и гражданской позиции.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность её содержания с важнейшими нормативными документами; даётся общая характеристика курса обществознание. Его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса обществознания, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по обществознанию. В разделе «Планируемые результаты» образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В разделе «Содержание» основного общего образования по биологии включает перечень изучаемого содержания, объединённого в содержательные блоки с указанием рекомендуемых практических работ, экскурсий. В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение» перечень методической литературы для учителя, для обучающихся, Интернет-ресурсов, а также необходимого оборудования для эффективной организации учебного процесса.

Особенностью образовательного процесса образовательного учреждения является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.  В разделе «Общество, в котором мы живём»  предусмотрено осуществление проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Формы организации образовательного  процесса:

Виды деятельности обучающихся: учебно-познавательная, проектная, исследовательская, социальная, игровая, творческая.

Использование приёмов проектно-исследовательской работы способствует:

  • расширению кругозора в области достижений общественных наук;
  • формированию навыков самостоятельной работы, ораторства, ведения полемики;
  • развитию познавательного интереса, любознательности;
  • знакомит с методами и приемами научного исследования.

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с источниками;
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание докладов.
  7. Выполнение заданий по разграничению понятий.
  8. Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: 

  1. Просмотр учебных фильмов.
  2. Анализ таблиц, схем.
  3. Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Выполнение работ практикума.

        2. Проведение исследовательских работ.

Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела,  проводится в форме практической  работы, подготовки и защиты исследовательской работы.

Практические  работы: 5 работ

Итоговый контроль – выполнение итогового теста.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

3.Место предмета в учебном плане

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурологи, правоведение, этика, социальная психология), а также философия. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознания», многоаспектность изучения этого предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

 «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку  учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового школьного возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах. Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий 
и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

Трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Учащийся  научится:

Учащийся получит возможность научиться:

• использовать знания об обществе для формирования представлений о мировом сообществе, характеризовать основные признаки и сферы общества;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Общество и человек

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать основные типы обществ;

• раскрывать взаимосвязь природы и общества;

• характеризовать и иллюстрировать примерами факторы социального прогресса и развития общества;

• формулировать собственную точку зрения на роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка;

• находить и извлекать информацию о содержание и стадии процесса социализации.

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Регулирование поведения людей в обществе

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

       • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Человек в экономических отношениях

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Мир социальных отношений

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

Культурно-информационная среда общественной жизни

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей.

Содержание учебного предмета, курса

8 класс (34 ч. в том числе 7 ч. внеурочной деятельности)

Введение (1 ч.)

Тема 1. Личность и общество (6 ч)

Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?

Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?

Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.

 Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие  человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.

Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью?

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной жизни.  Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие  культуры в современной России.

Мораль.  Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали.  Добро и зло.

Долг и совесть. Что такое долг. Долг  общественный  и  долг  моральный. Совесть.

Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной  науки.

Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения.  Свобода совести, свобода вероисповедания..

Тема 3. Социальная сфера (5 ч)

Социальная структура общества.  Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их  разрешения.

Социальный статусы  и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.

Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и  традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это

Тема 4. Экономика (13 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Главные  вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.

Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.

Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.  «Невидимая рука» рынка.

Производство - основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и  ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.

Роль государства в экономике. Зачем экономике государство.  Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы  прав потребителя.

Инфляция и семейная экономика. Номинальные  и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

Урок обобщающего повторения (1 ч.).

Резервный урок (1 ч.)

6. Учебно-тематическое планирование.

N п/п

Темы разделов

Количество часов

Темы уроков

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (УУД) по разделам

11

Личность и общество

6

Что делает человека человеком?

Человек, общество, природа.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Развитие общества.

Как стать личностью.

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество».

Личностные (далее, ЛУУД): развивать положительное отношение к изучению общества и человека.

Регулятивные ( далее РУУД): развивать умение составлять план к текстам.

Познавательные УУД (далее ПУУД):

Развивать умение читать и слушать, извлекать их текста нужную информацию.

Коммуникативные УУД (далее КУУД):

Развивать умение планировать сотрудничество с учителем.

22

Сфера духовной культуры.

8

Сфера духовной культуры и её особенности

Мораль.  

Долг и совесть.

Моральный выбор- это ответственность.

Образование

Наука в современном обществе.

Религия как одна из форм культуры

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры»

ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания об обществе, членами которого мы являемся; знакомится с основными достижениями развития нашей страны и приоритетами развития России.

РУУД: развивать умения показывать на обобщающем уроке хорошие знания.

ПУУД: развивать умение оценивать достижения и успехи в развитии страны и определять приоритетные направления развития РФ.

КУУД: развивать умение в постановке вопросов и точно выражать свои мысли.

3

Социальная сфера.

5

Социальная структура общества

Социальные статусы  и  роли

Нации и межнациональные отношения

Отклоняющееся поведение.

Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера».

ЛУУД: развивать положительное отношение к изучению социальной сферы общества.

РУУД: развивать умение составлять план к текстам.

П УУД:

Развивать умение читать и слушать, извлекать их текста нужную информацию.

КУУД:

Развивать умение планировать сотрудничество с учителем.

Экономика

13

Экономика и ее роль в жизни общества.

Главные вопросы экономики.

Собственность.

Рыночная экономика.

Производство – основа экономики.

Предпринимательская деятельность.

Роль государства в экономике.

Распределение доходов.

Потребление.

Инфляция и семейная экономика.

Безработица, ее причины и последствия.

Мировое хозяйство и международная торговля.

Повторительно – обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика».

Итоговое повторение.

ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания об обществе, членами которого мы являемся; знакомится с основными достижениями развития нашей страны и приоритетами развития России.

РУУД: развивать умения показывать на обобщающем уроке хорошие знания.

ПУУД: развивать умение оценивать достижения и успехи в развитии страны и определять приоритетные направления развития РФ.

КУУД: развивать умение в постановке вопросов и точно выражать свои мысли.


7. Календарно-тематическое планирование.

1. Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

2. Урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

3. Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

 4. Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ

 5. Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

 6. Комбинированный урок – КУ

№ п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата

личностные

метапредметные

предметные

По плану

фактически

Глава I. Личность и общество (6).

1

Что делает человека человеком?

1

УИПЗЗ

Опрос

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.

Объяснять понятия личность, общество.

Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы Характеризовать процесс социализации индивида.

07.09

07.09

2

Человек, общество, природа.

1

УЗЗВУ

опрос

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (взаимоотношения с другими людьми).

формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи природы и общества.

14.09

14.09

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

УЗЗВУ

тест

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

уметь анализировать, делать выводы, составлять схему;

формирование у обучающихся личностных представлений об основных формах жизнедеятельности людей. Характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей.

21.09

21.09

4

Развитие общества.

1

УЗЗВУ

практикум

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

формирование у обучающихся личностных представлений об основных этапах развития общества; знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности.

28.09

28.09

5

Как стать личностью.

1

УИПЗЗ

опрос

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (патриот).

формирование  представлений о роли и значении социальной среды в становлении личности; формирование  представлений учащихся о содержании и стадиях процесса социализации;

05.10

05.10

6

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество».

1

УЗЗВУ

Защита проектных работ

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

систематизация и контроль качества знаний учащихся.

12.10

12.10

Глава II. Сфера духовной культуры (8).

7.

Сфера духовной культуры и её особенности

1

УИПЗЗ

Опрос

умение работать в группе; личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения.

уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения;

характеризовать сферу духовной культуры, выделять ее особенности.

19.10

19.10

8.

Мораль.  

1

УКИЗ

Практикум

личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся;

уметь анализировать, делать выводы, составлять схему;

Объяснять понятие мораль. Называть основные ценности и нормы морали.

26.10

26.10

9.

Долг и совесть.

1

КУ

опрос

формирование основ гражданской идентичности личности;

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использование знаково-символических средств

Раскрывать смысл понятий: гуманизм, патриотизм, гражданственность.

09.11

09.11

10

Моральный выбор - это ответственность

1

УПОКЗ

Тестирование

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Характеризовать добро и зло как главные понятия этики. Выделять критерии морального поведения. Характеризовать моральные категории - долг и совесть.

16.11

16.11

11

Образование

1

КУ

опрос

формирование мотивов достижения и социального признания;

уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Оценивать  значение  образования  в  информационном  обществе.

Извлекать информацию о тенденциях в развитии  образования  из  различных  источников.

Характеризовать  с  опорой  на  примеры  современную  образовательную  политику  РФ.

Обосновывать  своё  отношение  к  непрерывному  образованию

23.11

23.11

12

Наука в современном обществе.

1

УКИЗ

практикум

осознание значения науки в жизни человека и общества.

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Характеризовать  науку  как  особую  систему  знаний.

Объяснять  возрастание  роли  науки  в  современном  обществе

30.11

30.11

13

Религия как одна из форм культуры

1

УИПЗЗ

Защита проектных работ

уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Определять  сущностные  характеристики  религии  и  её  роль  в  культурной  жизни.

Объяснять  сущность  и  значение  веротерпимости

07.12

07.12

14

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры».

1

УЗЗВУ

Защита проектных работ

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

систематизация и контроль качества знаний учащихся.

14.12

14.12

Глава III. Социальная сфера (5)

15

Социальная структура общества

1

УЗЗВУ

составить словарик. Составить схему «Социальная структура российского общества».

личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся;

уметь анализировать, делать выводы, составлять схему;

формирование знаний учащихся о социальной структуре как анатомическом скелете общества.;

21.12

21.12

16

Социальные статусы  и  роли

1

УКИЗ

Рассуждение по заданной теме. Материалы сайта www.uznay-prezidenta.ru

личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся;

умение работать с различными источниками информации;

формирование представлений учащихся о социальной стратификации и социальном неравенстве;

28.12

28.12

17

Нации и межнациональные отношения

1

УИПЗЗ

Обсуждение проблем межнациональных отношений

мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни.

умение работать с различными источниками информации;

формирование целостного представления о признаках и эволюции этноса, этническом самосознании; знание истории этнических конфликтов, причин их возникновения и современных проявлений.

.

18.01

18.01

18

Отклоняющееся поведение.

1

КУ

Тестирование.

мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни.

умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины;

Раскрывать содержание и признаки отклоняющегося поведения. Оценивать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Определять социальную значимость здорового образа жизни.

25.01

08.02

Занятия приостановлены с 25.01.17 по 03.02.17

Приказ №25 от 24.01.17

19

Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера».

1

УПОКЗ

Защита проектов

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

систематизация и контроль качества знаний учащихся.

01.02

08.02 Занятия приостановлены с 25.01.17 по 03.02.17

Приказ №25 от 24.01.17

Глава IV. Экономическая сфера (13).

20

Экономика и ее роль в жизни общества.

1

УИПЗЗ

подготовить сообщение

об одной из профессий, связанных с экономикой

осознание значения экономики и производства в жизни человека и общества.

способности анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности); навыки грамотной работы с текстом.

формирование  представления об экономике как одной из сфер жизни общества; знание ряда ключевых понятий (эконгомика, производство, потребности) базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности;

08.02

21

Главные вопросы экономики.

1

УЗЗВУ

Составить кластер «Законы спроса и рпредложения»

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;

способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

поисковый этап проектной деятельности (+ внеурочное время)

Формирование целостного представления о спросе и предложении как факторы рыночной экономики.

15.02

22

Собственность.

1

УКИЗ

практикум

понимать эффективные формы организации производства благ.

умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами;

подготовительный этап проектной деятельности.

формирование целостного понятия о собственности, её формах и видах.

22.02

23

Рыночная экономика.

1

УЗЗВУ

тест

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умения выполнять познавательные и практические задания; заключительный этап проектной деятельности.

знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности; уметь объяснять взаимосвязь обмена и рынка, основные функции цены. Знать понятия и термины.

01.03

24

Производство – основа экономики.

1

КУ

опрос

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Объяснять  решающую  роль  производства  как

источника  экономических  благ.

Различать  товары  и  услуги  как  результат  производства.

Называть  и  иллюстрировать  примерами

факторы  производства.

Находить  и  извлекать  социальную  информацию  о  производстве  из  адаптированных  источников.

08.03

25

Предпринимательская деятельность.

1

УКИЗ

практикум

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в семейной жизни;

способность анализировать реальные экономические, ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

знание экономического содержания и функций предпринимательства. Знание особенностей развития экономики нашей страны, знакомство учащихс с проблемами ограниченности ресурсов.

15.03

26

Роль государства в экономике

1

УИПЗЗ

опрос

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;

 способность анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

знание экономической роли государства; формирование представления о социальном государстве.

22.03

27

Распределение доходов.

1

УКИЗ

Практикум

Творческий уровень:

«Разработать проект бюджета семьи»

личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию.

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы;

 формирование  знаний учащихся о правилах разработки бюджета;

05.04

28

Потребление.

1

КУ

опрос

понимать эффективные формы организации производства благ.

умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами;

подготовительный этап проектной деятельности.

Описывать  закономерность  изменения  потребительских  расходов  семьи  в  зависимости  от

доходов.

Характеризовать  виды  страховых  услуг,  предоставляемых  гражданам.

Раскрывать  на  примерах  меры  защиты  прав потребителей

12.04

29

Инфляция и семейная экономика.

1

УИПЗЗ

опрос

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умения выполнять познавательные и практические задания; заключительный этап проектной деятельности.

знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности; уметь объяснять причины и последствия инфляции. Знать понятия и термины.

19.04

30

Безработица, ее причины и последствия.

1

УИПЗЗ

Практикум

Подготовка проекта «Проблемы молодёжной безработици»

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы;

формирование  знаний учащихся о государственное регулирование занятости и помощи безработным.

26.04

31

Мировое хозяйство и международная торговля.

1

КУ

опрос

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;

 способность анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

Характеризовать  причины  формирования

мирового  хозяйства.

Характеризовать  влияние  международной

торговли  на  развитие  мирового  хозяйства.

Объяснять  и  конкретизировать  примерами

направления  внешнеторговой  политики  государства.

Раскрывать  смысл  понятия  «обменный  валютный  курс»

03.05

32

Повторительно – обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика».

1

УПОКЗ

Защита проектов

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

систематизация и контроль качества знаний учащихся.

10.05

33-34

Итоговое занятие по курсу

2

УПОКЗ

Тестирование, работа в группах

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

систематизация и контроль качества знаний учащихся.

17.05

24.05


8. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.

Учебник: Л.Н. Боголюбов «Обществознание». -  М.: «Просвещение», 2016.

Методические материалы и литература  для учителя:

1. Хромова И. С. - рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 8 класс, Москва, «Русское слово», 2014 год.

2. Биянова Е. Б.– поурочные разработки по обществознанию, 8 класс, Москва, «ВАКО», 2014 год.

3. Сорокина Е.Н.– поурочные планы по обществознанию 8 класс: методическое пособие, Москва, «Глобус», 2013год.

4. Биянова Е.А. Поурочные планы по обществознанию, 8 класс: к  УМК А.И.Кавченко, Е.А.Певцовой /Е.А.Биянова,- М. :ВАКО,2013

5. Обществознание,6-11 классы: проектная деятельность учащихся (авт.-сост.Северина.О.А.-.Волгоград: Учитель,2013

Интернет-ресурсы:

1.http://ppt3dn/ru

2.http://www/poverpoint-ppt.ru

3.http://prezentacia.ucor/lofd/obshh

4. http://www.pptx.ru/obshhestvoznanie/page/7

Технические средства  обучения:

1.Мультимедийный проектор

2.Интерактивная доска

3.Экран проекционный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....