«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»
статья по обществознанию на тему
С чего же начинать учителю, которому доверена такая важная и ответственная миссия – знакомство с православной культурой, её историей, её духовными богатствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubit_ponimat_prinimat_sostradat_pomogat.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
модуль «Основы православной культуры»
«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»
В нашем лицее, как и в других образовательных учреждениях, введение в 2012-2013 учебном году курса «Основы православной культуры» было воспринято как новый путь в образовании. Мы понимали, что изучение этого предмета позволит восполнить у обучающихся дефицит нравственности, потерю важных духовных ориентиров, утрату уважительного отношения к истории страны и своего народа.
С чего же начинать учителю, которому доверена такая важная и ответственная миссия – знакомство с православной культурой, её историей, её духовными богатствами. Актуальным стал вопрос: «Чему учить и как учить?» Прослушав на курсах по подготовке учителей к ведению нового предмета, я получил реальную возможность постичь механизмы подготовки к уроку, открыть возможности текстов учебника «ОПК» в достижении целей духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Цель работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры.
Задачи:создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.
На своих уроках по «совету» автора учебника и книги для учителя Андрея Кураева, стараюсь делать свою речь доступной, а интонацию – интонацией экскурсовода, который смотрит на православие со стороны. Важно, чтобы через нетрадиционные формы обучения ученик прикоснулся к истокам православия и русской культуры.
Образовательный и воспитательный процесс выстраиваются как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и на это нацеливает девиз – «Дорогу осилит идущий».
«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает системный подход к обучению.
Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет вычленить, систематизировать и совершенствовать наиболее эффективные методические формы и приёмы воспитательного воздействия на ребёнка, учитывая его возрастные особенности.
Решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию проектной деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время оказалось наиболее эффективным. Этот выбор не случаен, так как он применим к изучению любой дисциплины. С его помощью ученики открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия. Проектная деятельность даёт возможность выражать собственные идеи, максимально проявлять творчество, что ещё раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества. Проектная деятельность объединила всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.
Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.
Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью.
А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем. И дает такую возможность введение в школе уроков «Основы православной культуры», которые ориентирует детей на то положительное, что дает социальное окружение, учит их «изнутри» противодействовать злу. Знакомство с вечными истинами, с духовно-нравственной основой жизни на уроках «Основы православной культуры» отражается не только на характере и судьбах учеников, но и влияет на их родителей и близких.
Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие.
На некоторых из используемых методов хочу остановиться.
Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование – это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми.
Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Величественный храм», «Добро и зло».
Постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои занятия. Провожу диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше. В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.
Самым трогательным моментом в уроке является диалог учащихся с собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть – рефлексия.
Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:
- Напиши мини-сочинение
- Составь вопросы по изучаемой теме
- Составь кроссворд
- Сочини конец истории
- Подготовь сообщение
Темы творческих работ:
- «Милосердные дела и героические поступки христиан».
- «Величественные храмы».
- «Прекрасные иконы».
- «Молитвы христиан» о себе и других.
- «Что такое этика»?
- «Как я понимаю золотое правило этики?»
- «Возможен ли подвиг в мирное время»?
Примерные темы исследовательских работ для презентаций:
- Как христианство пришло на Русь?
- Христианское отношение к природе.
- Святые в отношении к животным.
- Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
- Христианская семья и её ценности.
Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями и тренажёрами, использование интерактивных православных словарей и интернета.
Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет. Возможности кабинета позволяют мне использовать не только готовые материалы, но и создавать новые медиа- и дидактические игры.
Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, историей, трудовым обучением, изобразительным искусством.
Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.
Работа по изучению курса ОПК невозможна без глубокого самообразования.
Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.
Завершить хотелось бы словами профессора Уральского государственного педагогического университета Погорелова Станислава Тимофеевича: «Нельзя быть христианином по принуждению. Люди свободны в выборе. Но свобода предполагает ответственность! И в России можно быть кем угодно, но нельзя быть враждебным православию. Иначе гражданином России быть нельзя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любить-значит понимать
статья-размышление о любви родителя к своему ребенку. Подростковый возраст- тяжелый период не только для ребенка, но и для взрослых. В статье даны рекомендации избежания конфликтных ситуаций между под...
Любить-значит понимать
статья-размышление о любви родителя к своему ребенку. Подростковый возраст- тяжелый период не только для ребенка, но и для взрослых. В статье даны рекомендации избежания конфликтных ситуаций между под...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...
Выступление на родительском собрании "Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?"
Данный материал может использоваться для выступления на родительских собраниях в 6-7 классах...
Как научиться понимать и принимать подростка
Как научиться понимать и принимать подростка...
Методический интенсив "Принимая - применяй", тренинг "Понимать, чтобы помогать"
Организация работы с классными коллективами и родителями с использованием потенциала советников директора по воспитанию...
Методическая разработка родительского собрания «Психологические особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
В данной методической разработке родительского собрания затрагивается одна из важнейших тем - особенности подросткового возраста. Обычно он соотносится с хрон...