"Решу ЕГЭ или учение с увлечением"
статья по обществознанию (11 класс) на тему
В предложенной статье представлен опыт работы по подготовке старшеклассников к итоговой аттестации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Решу ЕГЭ или учение с увлечением».
Представленный опыт подготовки школьников к ЕГЭ является обобщением личного опыта, поэтому я не претендую на строгую научность изложения и демонстрирую только свои отдельные возможности.
ЕГЭ!? Сколько о нем написано, сколько о нем сказано? Обратимся к школьному фольклору:
- Новая страшилка для школьников — «Баба ЕГЭ».
- Большинство учителей школы на вопрос "Что вы думаете о ЕГЭ?" отвечают: "Эгеге!"
- Раньше детей пугали «Бабайкой», а теперь –« Егэйкой».
Сколько изменений выдержал за эти годы сам экзамен и насколько ЕГЭ изменил нас, учеников и учителей?
После введения ЕГЭ и ОГЭ мне, как и многим моим коллегам , пришлось искать новые способы подготовки учащихся к новой форме аттестации уровня знаний 11-классников, а затем и 9-классников.
Поиск потребовал анализа собственного опыта, опыта учителей истории и обществознания, изучения методической литературы, осмысления и использования на практике инновационных способов и приёмов работы.
В результате у меня сформировалась определённая система подготовки учащихся к итоговому экзамену, которая основана на глубоком убеждении в том, что нужна фундаментальная подготовка по обществознанию под руководством учителя и с использованием современных педагогических технологий. Лишь имея за плечами такую подготовку, ученик может спокойно идти на экзамен.
Успех на экзамене требует от учащихся постоянных тренировок в решении заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта и меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. Для такой работы я создала банк заданий по основным вопросам кодификатора, содержащиеся в нем задания ежегодно обновляю. Прорешивая подобранные мною варианты, каждый ученик имеет возможность подготовиться к итоговым тематическим зачетам. Те учащиеся, которые справляются с заданиями успешно, получают статус «коуча» , они помогают одноклассникам подготовиться к зачетам (работает принцип «тот, кто обучает , лучше учится сам») .
Представленный выше способ работы является примером коучинга (коучинг (англ. coaching) — метод тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой цели).[1]
Процесс коучинга полезен тем, что введение учащихся в учебную деятельность осуществляется с максимальной отдачей, повышает их мотивацию, развивает познавательные интересы, формирует коммуникативные качества старшеклассников.
Кроме постоянных тренировок , залогом успеха при подготовке к ЕГЭ, является глубокое осмысление школьниками информации, полученной на уроках.
Что же побуждает мыслить наших учеников? Ответ давно известен всем.
Залогом успешной мыслительной деятельности выступает сформированная учебная мотивации школьников.
В частности, С.Т.Григорян понимает учебную мотивацию как «активное, деятельное состояние ученика, в котором реализуются его направленность, склонность и заинтересованность в учебе».[2]
Когда Вы готовите обед, то чем руководствуетесь в первую очередь, тем, что полезно, или тем, что вкусно? Только честно! Когда в разгар рабочего дня голод настигает Вас, что возникает в воображении? Тарелка с бесспорно полезной белокочанной капустой или большой кусок жареного мяса?
А когда мы готовим урок? Всегда ли мы учитываем, что ученикам тоже хочется делать не то, что «надо», а то, что им интересно?
Хотите не кулинарный пример? Пожалуйста! Трудно найти человека, который не любил бы загадки, головоломки, кроссворды и прочие интеллектуальные игры. И дети, и взрослые часами просиживают за компьютерными играми. Почему же они так затягивают? Думаю, Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Интерес - один сильно действующих мотивов деятельности.
Формирование интереса у старшеклассников как ведущего мотива учебной деятельности напрямую зависит от структуры самой деятельности, в которую включен ребенок. Изменяя ее содержание и формы, можно создать такие условия обучения, которые повлияют на учебные мотивы школьников. Об этом удачно сказал А.Н.Леонтьев: «Учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не приносятся в нее извне «в готовом виде».[3]
Для повышения мотивации учащихся я использую возможности технологии критического мышления.
Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата. В этом смысле оно противопоставляется ненаправленному, или автоматическому, мышлению, т.е. не направленному на достижение определенной цели.
«Когда мы мыслим критически, — поясняет Д. Халперн, — мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». [4]
Популярным методом указанной технологии, является графическая организация материала.
Модели, рисунки, схемы, кластеры, превращают скрытый от глаз процесс мышления в наглядный.
Работая с темой «Общество как система», я предлагаю учащимся «нарисовать» понятие системы в тетрадях, а затем объяснить свои схемы.
Проникающие друг в друга окружности, квадраты, стрелки позволяют ребятам разобраться с элементами системы, что поможет в работе с заданиями ЕГЭ.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
СФЕРЫ | УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) |
Экономическая | Заводы, фирмы, банки, рынки и др. |
... | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
1.Запишите слово, пропущенное в схеме.
К числу выше указанных методов, относится и метод «интеллек-карт».
Метод интеллект- карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.[5]
Обучаю составлению ИК постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома.
При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по темам. Например, «Государство -основной институт политической системы общества», «Гражданское право» и др.
Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.
Считаю, что применение интеллект -карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку учащиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить еѐ. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Мое знакомство с указанными методами состоялось в 2006 году, благодаря Магальник Людмиле Алексеевне, на тот момент заведующей кафедры управления и развития образования ИПКРО.
Многие из экзаменационных заданий можно научиться выполнять с помощью исследовательской деятельности.
Например, проведение социологических опросов позволяет отработать необходимые навыки для решения экзаменационных заданий на анализ социальных реалий, заданий с графиками и диаграммами. Так при изучении темы «Образование» в 9 классе, проводим небольшой социологический опрос, после чего выстраиваем таблицу с результатами, делаем выводы.
В 11классе при изучении аналогичной темы ребята проводят социологическое исследование, результатом которого становится гистограмма.
К гистограмме учащиеся самостоятельно составляют вопросы, соответствующие типу заданий на экзамене.
После выполнения подобных опросов , задания на анализ статистической информации, графиков, диаграмм у учеников, сдающих экзамены, не вызывают особых затруднений.
По данным результатов экзаменов прошлых лет у выпускников стабильно вызывает затруднение задание 25 на объяснение смысла понятия и составления предложений к нему, здесь механическое заучивание только часть успеха, для 100% результата я применяю прием «лингвистический конструктор»: из набора слов надо составить нужное определение. Учащиеся самостоятельно подбирают правильное сочетание слов, передвигая их в нужном порядке на интерактивной доске.
Эффективным инструментом выступает интерактивная доска и при разборе заданий с графиками, таблицами, диаграммами. Например, можно передвигать кривые предложения в зависимости от характера задания, выделять цветом, изменять данные, добавить кривую спроса. Сохранённая информация позволит в дальнейшем не тратить время на разъяснение аналогичных заданий.
При подготовке учащихся 11-го класса к выполнению 29 задания я использую стенгазету «Мир сегодня». В газете дежурные «корреспонденты» еженедельно представляют в виде коротких заметок те события, которые их заинтересовали. Газета состоит из трех рубрик: «Экономика», «Политика», «Культура». Работа в качестве «корреспондентов» позволяет учащимся расширить кругозор, свободно ориентироваться в современной жизни общества, приводить практические аргументы в своих эссе.
Эффективным методом при работе с заданием 29 считаю просмотр видео- роликов, отрывков из кинофильмов. Яркие, наглядные сюжеты побуждают учащихся к дискуссии, участие в которых позволяет отработать умение аргументировать свою позицию в эссе.
Хорошим способом заинтересовать ребят, «разговорить»старшеклассников (что в конечном итоге помогает аргументировать свою позицию), является такой прием как групповые упражнения.
Так при изучении в 11 классе темы «Социальные интересы и формы социального взаимодействия» использую групповое упражнение
« Невидимая связь », сопровождая его интересной притчей.
При помощи мотка прочных ниток, которую ребята держат в руках, поочередно выполняя с нитью различные действия(натягивают, рвут, отпускают, запутывают), старшеклассники через чувственный опыт познают разные способы поведения в конфликтных ситуациях(«натянутые отношения», «тянет одеяло на себя», « посадил себе на шею »), определяют наиболее конструктивное поведение личности при разрешении конфликтов, после такого упражнения не возникает проблем с заданиями на ЭГЭ по указанной выше теме.
Представленные выше методы работы, безусловно, поддерживают у школьников интерес и к изучаемым темам и к самому процессу обучения. О важности подобных методов писал великий русский педагог В.А. Сухомлинский: «Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения».[6]
При подготовке учащихся к решению задания 28 использую удобную схему.
1. Понятие об объекте
2 .Характерные признаки объекта.
а)_______________
б)_______________
в)_________________
3 Функции объекта
а)_______________
б)_______________
в)_________________
4 Формы (виды, типы) объекта
а)_______________
б)_______________
в)_________________
5. Особенности объекта в современном мире.
При работе с заданиями 20, 21-24, я использую метод «Инсерт» (пометки на полях).
Учащиеся читают текст, делая пометки:
«v» -известная информация;
«+» - новая информация;
«?» - непонятная информация;
« - » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.
После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...». [7]
Поэтому в ходе подготовки школьников к ЕГЭ значительное место занимает самостоятельная работа учащихся.
После изучения очередной темы, учащиеся выполняют задание, в ходе которого в специальных тетрадях фиксируют те вопросы, которые вызвали затруднение, дома еще раз прорабатывают трудный вопрос, переводя таким образом «область незнания в область знания».
С этой же целью один раз в неделю провожу групповые консультации. Работа на них строится с учетом двух правил:
1.Пришел - задай вопрос! 2.Если знаешь -дай ответ, только потом «помощь»учителя!
На консультациях использую секундомер. Работа с секундомером, позволяет ученикам правильно рассчитать время на экзамене.
Таким образом, моя система подготовки к ЕГЭ, с одной стороны, обеспечивает обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, а с другой — развивает их потенциальные, творческие возможности, их мыслительные способности.
Таким образом, что бы ни делал учитель со школьниками, готовя их к экзамену, необходимо поддерживать мотивацию старшеклассников , живой интерес к предмету, и тогда на ваших уроках дети будут удивляться, и с этого удивления начнётся их путь к успеху .
Список литературы:
[1], Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
[2,с.3],Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей-М.,Просвещение,1983г.
[3,с.96],А.Н.Леонов. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат,1975 г.
[4,с.135],Д. Халперн. Психология критического мышления.4-е международное издание-СПб, 2012г.
[5], О методе интеллект -карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского
[6],В.А.Сухомлинский,« Человек как предмет воспитания». Издательство: "Директ- Медиа" ,2012 г.
[7], Александр Пятигорский, русский философ. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников
Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...
Учение с увлечением
Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...
Учение с увлечением
Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...
Учение с увлечением
Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...
"Учение с увлечением"
Книга для чтения...
Учение с увлечением на уроках физики.
Физика формирует творческие способности учеников, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. В э...
Инновационный проект "Учение с увлечением"
Тема проекта: "Учение с увлечением: методы проблемного обучения в освоении теоретических основ изобразительного искусства".Основная идея проекта заключается в создании проблемных ситуаций ...