Урок обществознания
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Сенюшкина Наталья Николаевна

Тема урока: "Труд с точки зрения закона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Труд с точки зрения закона"

Цели  урока: 

1.Личностный результат –

            -осознавать  ответственность за будущее своей страны,  как гражданина   страны;

            - уважительно относиться к закону;

            - формировать положительную мотивацию к обучению;

            - создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

2. Метапредметный результат –

          -самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации,  устанавливать логические  

             связи.

          -организовывать и регулировать свою деятельность.
         - владение умениями работать с учебной  и дополнительной  информацией : анализировать и обобщать факты, формулировать и  

             обосновывать выводы;

          - сотрудничать с соучениками,  работать в группе .

3. Предметный результат –

          -знать основные нормативные документы, регулирующие трудовые отношения.

          -понимать и применять знания норм трудовых  отношений;  

          -уметь извлекать нужную информацию из источника.

         Задачи урока:

             Образовательная:  на основе анализа  нормативных правовых документов,  познакомить с трудовыми правами граждан и обязанностями сторон в трудовых

отношениях; формировать уважение к закону и труду;

     Развивающая: способствовать развитию коммуникативных компетенций работать в группах.  На основе работы с текстом   презентовать приобретённые знания и опыт, строить логически  построенный ответ.

 Используя раздаточный материал, учащиеся  смогут работать с текстовыми материалами. Способствовать развитию творческих  умений и эстетики у учащихся;

    Воспитательная: содействовать развитию уважения к личности, к закону, труду. Закрепление навыка работы в парах. Формирование    умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.  

Оборудование. презентация «Труд с точки зрения закона»,  учебник  «Обществознание»,   документы :  Конституция РФ, Трудовой договор, Трудовой Кодекс РФ, Трудовая книжка  

 Основные понятия:  работник, работодатель, трудовой договор, заработная плата, социальное обеспечение, правовое регулирование ,  труда несовершеннолетних.  

Предполагаемый результат:  Знание учащимися основных документов, регламентирующих трудовую деятельность граждан.                                                              Знание особенностей законодательства в области организации детского труда.                                             Умение работать в группе, с документами.                                                                        Уважительно относиться к труду и людям труда                                                                   .Уважать закон.

Формы работы учащихся: работа в  парах, индивидуальная работа.

 Этапы урока:

             I. Организационный момент

             II. Проверка домашнего задания

             III. Этап актуализации, целеполагания,  мотивации  к учебной деятельности

             IV. Усвоение знаний новой темы.

             V. Проверка понимания новых знаний и их закрепление.

             VI. Формулировка домашнего задания  и консультация по его выполнению.

             VII. Итог урока

             VIII. Рефлексия

1.        Организационный момент        - Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь! Новый день в разгаре! Но мы с вами так, же спокойны и добры, приветливы и дружны как утром! Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Формулирование темы урока        - Ребята, я вам предлагаю прочитать пословицы:

Лентяй да шалопай – два родных брата.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Труд человека кормит, а лень портит. Слайд 3

- Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в пословицах? Конечно, о труде и лености. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

- Да, вы совершенно правы. И тема нашего урока такова: «Труд с точки зрения закона».

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое “труд”, познакомимся с основными документами, касающимися права граждан на труд. Узнаем, какие документы нужны при поступлении на работу.         Слайд №4,5

Проверка домашнего задания        У каждого из вас на парте лежат карточки со словами “да”, “нет”. Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы поднимаете ту карточку, на которой, по-вашему, мнению зафиксирован правильный ответ. Будьте готовы свой ответ обосновать.

- Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес?

-Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа?

- Карманные деньги – это деньги, которые лежат в кармане?

- Нужны ли ребёнку карманные деньги?

- Подросток с 14-ти лет имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?

- Несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет совершают сделки с письменного   согласия родителей?

-В древние времена дети не работали, а только играли?

- До начала XX века в большинстве стран дети начинали работать в возрасте 16-ти лет?

- Рабочий день детей был 14-16 часов?

- Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться?

- За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги – зарплату?

- В каникулы подростки могут устроиться работать на почту?

- Подростки не должны работать полный рабочий день? Слайд 6

Молодцы! Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый  изнурительный труд.

Сегодня, часть подростков, активно занимается экономической деятельностью. Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами.

Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен  никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать. У человека есть право на труд.        Слайд 7

Физическая пауза        

Комплексы упражнений для снижения утомления глаз

1. Удивление

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабить лоб.

2. Сердитесь

И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Нахмуриться- расслабить брови.

3. Страх

И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Расширить глаза – расслабить веки.

4. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Зажмуриться – расслабить веки.

5. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Сузить глаза – расслабиться.

6. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабиться.

7. И.п. – сидя. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

8. II.п. – сидя. Закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой и амплитудой. И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите веки, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови.

9. И.п. – сидя. Разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончиками пальцев небольшими крупными движениями помассируйте виски. Прикрытые веки должны оставаться расслабленными. Этот комплекс воздействует на мышцы и сосуды глаз.

Работа с новым материалом        - Ребята, скажите, пожалуйста, так что же обозначает слово “труд”?

- Мы с вами говорили, что каждый человек имеет право на труд, что это обозначает?

Правильно, это значит, что люди могут свободно выбирать работу, иметь справедливые и благоприятные условия труда.  Слайд 8

- В современной России действует много законов, регулирующих труд человека. Это отражается в правовых документах:

Всеобщая декларация прав человека.

Конституция РФ.

Трудовой Кодекс РФ.

Трудовой договор.

Трудовая книжка. Слайд 9

- Сейчас мы с вами с данными документами познакомимся более подробно.

Всеобщая декларация прав человека слайд10

Данный документ имеет статус международного документа, декларация была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций. Данный документ провозглашает право на труд для каждого человека.

Конституция РФ  слайд 11

В статье 37 Конституции РФ закреплено право граждан на труд.

- Особое внимание хочется обратить на пункт 3 статьи 37 Конституции РФ, где говорится о том, что государство гарантирует защиту от безработицы.

- Что такое безработица? Когда человека можно считать безработным?

Безработным согласно закону признается трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы и готов приступить к работе.

Трудовой Кодекс РФ  слайд 12

В данном документе законодатели более подробно описали права и обязанности работников и работодателей.

Данный Кодекс (свод законов) был принят в 2001 году и состоит он из 424 статей.

Закон разрешает:

- трудоустройство подростков с 16 лет;

- трудовую деятельность подростков с 14 лет в свободное от учебы время (необходимо согласие родителей (законных представителей)).

Закон определяет продолжительность рабочего дня для подростков:

- 14-16 лет (учащиеся) – 2,5 часа;

- 15–16 лет (работники) – 3,5 часа;

- 16-18 лет – 5 часов.

Закон запрещает привлекать подростков до 18 лет:

- к тяжелым, вредным и опасным работам;

- к работам в ночное время.

Трудовой Договор  слайд 14

При устройстве на работу между работодателем и работником заключается Трудовой договор. Это письменный документ, заполняется в двух экземплярах: один остается у работника, второй – у работодателя. В данном документе определены права и обязанности сторон, также рассмотрены причины и правила расторжения трудового договора (при увольнении сотрудника).

Трудовая книжка

В данном документе прописывается дата приема на работу, место работы, должность, номер приказа о принятии на работу, увольнении. Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7

         

Работа с новым материалом        Итак, давайте, подумает, какие документы необходимы человеку при поступлении на работу?

Паспорт.

Трудовая книжка.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Военный билет (при наличии).

Документ об образовании.        Слайд 14

 Закрепление изученного материала        Ситуация:

Место действия – кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входит подросток.

Подросток  – Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.

Работодатель – Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?

Подросток – Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.

Работодатель – Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?

Подросток – Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?

Работодатель – О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?

- Какие аспекты законодательства нарушены работодателем?                 

- Ребята, на доске записаны слова. Сотрите те слова, которые не относятся к теме   нашего урока:    увольнение,  налоги, работник,  заработная плата, отпуск, право на жильё, трудовая книжка, работодатель, медицинская помощь, защита Отечества, трудовой договор, охрана природы.                 

Назовите подходящее по смыслу понятия:  

Человек или организация, предлагающее работу …( работодатель) .

Документ, в котором официально обозначены условия труда и оплаты (трудовой договор)

Человек, который согласен выполнять какую-либо работу за определенное вознаграждение (работник)

Домашнее задание        § 12, стр. 81

Итог урока        - О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Какие документы регламентируют трудовую деятельность граждан РФ?

- Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки.

- Урок окончен. До свидания!                 

Дополнительный материал        Разбор ситуаций. Нарушен закон или нет:

Саша, 13 лет, устроился работать почтальоном на весь год.

Маша, 15 лет, договорилась в устной форме о работе летом по раздаче рекламы.

Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день.

Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору на работу по четыре часа в день с двумя выходными в неделю.                  

Приложение 2

Конституция РФ, статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.      

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Реферат по обществознанию "Коммуникативные УУД на уроках обществознания"

Этот реферат я разработала в период обучения на курсах, как  итоговую работу  по програме повышения квалификации. Возможно для кого-то эта работа окажется полезной....

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....