Истина и ее критерии
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

Презентация к уроку обществознания в 10 классе с планом урока и индивидуальным рабочим листом учащегося.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!” Абу Шакур

Слайд 2

Что объединяет утверждения? «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» «Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего» «Человек – биосоциальное существо»

Слайд 3

§22. Истина и ее критерии

Слайд 4

Какое определение точнее? Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Слайд 5

Фома Аквинский Р. Декарт Аристотель Важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Слово «истина» означает соответствие мысли предмету. Истина есть тождество вещи и представления.

Слайд 6

Виды истины Абсолютная истина Относительная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.

Слайд 7

Утверждение: Под номером 1 изображен сок

Слайд 9

Который час?

Слайд 11

Большое ли яблоко?

Слайд 12

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний? Рационалисты Эмпирики Прагматики Конвенционалисты

Слайд 13

Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям. Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение. И.В. Гёте

Слайд 15

Свойства истины Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения. Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.



Предварительный просмотр:

Предмет:  обществознание

Класс: 10 «к»

Тема:  «Истина и ее критерии»

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
  • расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
  • способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
  • создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
  • развивать творческую деятельность.

Специальные материалы и оборудование:

  • ксерокопии с высказываниями и заданиями
  • презентация на тему урока

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Изучение нового материала.

Слайд №1.

“Лишь тот умен, кто понимает,

Что неучен, что мало знает!”

Абу Шукур

Как вы думаете почему, я начал урок с высказывания древневосточного мудреца....  (ответ учащихся: знание – сила)

Слайд №2.

«От перемены мест слагаемых сумма не меняется»

«Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего»

«Человек – биосоциальное существо»

  • Мы будем изучать именно то, что объединяет эти выражения.

 (подводим учащихся к тому, что все эти выражения верны и ищем синоним слову «верны» - истинны)

            Итак, с чем мы сегодня познакомимся и что нам необходимо будет узнать.

(вместе формулируем цели и задачи урока)

Слайд №3.

§22. Истина и ее критерии

)

  • Записываем тему урока в тетрадь
  • Пока ваши тетради открыты, прошу вас самостоятельно записать определение «истины» ориентируясь лишь на собственные знания. В конце урока мы сравним определения.

(учащиеся записывают определение в течении пары минут)

  • Ребята, на ваших партах листы с определениями. Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?

( при разборе ответов указываем на недостатки /подчеркнуты/ каждого определения кроме истинного)

  • Итак, общепринятым определением истины является… (корректируем ответы учащихся и приводим примеры в опровержение первых 4-х определений)

Слайд №4.

  1. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. (гелиоцентризм)
  2. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. (гром и молния - Перун)
  3. Истина – это то, во что верит человек. (атеист и религиозный человек)
  4. Истина – достоверное, правильное знание (наказание ученика учителем горохом)
  5. Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

ИСТИНА – это … соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

(точный термин выходит анимацией позже)

Слайд №5. Философы и их определения истины

  • Ребята, вы, конечно, обратили внимание, что существует много трактовок нашего термина. И все потому что существует несколько видов истины (абсолютная, относительная)
  • Обратите внимание на листочки с заданиями на ваших партах. В задании №2 вам необходимо соотнести определение с самим понятием.

Слайд №6.

  1. Абсолютная истина

А). это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

  1. Относительная истина

Б). это неполное, неточное, ограниченное знание, соответствующее определенному уровню развития общества.

(определение под литерой «В» - лишнее)

  • Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

(записываем виды истины в тетрадь)

  • Теперь давайте глядя на слайды определим каким видам истины соответствуют примеры.

Слайд №7.

Пример первый – сок (относительная истина)

Слайд №8.

Пример второй – дважды два (абсолютная истина)

  • Итак, от чего же зависят критерии истины? Посмотрим на слайды…


Слайд №9. Слайд с часами.    

Который час? Если бы это были настоящие часы, то люди слева и справа могли ответить иначе.

  • Взгляните пожалуйста на ваши индивидуальные листы.

Что изображено в задании № 3?

Слайд №10. Лица.

Кто изображен? А если вверх ногами?

Слайд №11. Яблоко.

Большое или маленькое … давайте поднесем ладошки.

  • Итак ребят от чего зависят критерии истины? От той позиции с которой вы даете определение. Иначе говоря – от тех критериев на которые вы опираетесь. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

  • В зависимости от позиций выделяют разные критерии истины
  • Взгляните на задание №4 на листах и стрелочками соотнесите взгляды с критериями истины.
  • Но прежде давайте вспомним на какие идеи опирается каждое из этих направлений познания (краткие ответы учащихся)

Слайд №12.  Таблица критериев истины

Взгляды

Критерии истины

Эмпирики

Чувственный опыт

(истина лишь то, что можно почувствовать)

Рационалисты

Разум

(истина лишь то, что можно осознать и описать логикой и разумом)

Конвенционалисты

Конвенция

(истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенция»)

Прагматики

Практика

(истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач)

Слайд №13. Заключительный слайд с афоризмами Гёте.

Ребята сейчас на уроке вы учитесь. Не бойтесь ошибаться, ибо не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!

Подведение итогов урока:

  • Рефлексия (что нового узнали?)
  • Сравнение ранее написанных определений с книжным вариантом
  • Что понравилось/не понравилось
  • Отметки с комментариями и Д/З (стр 227-234, выписать св-ва истины)


Предварительный просмотр:

Задание №1. 

Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?

  1. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
  2. Истина – это те выводы, с которыми все согласны.
  3. Истина – это то, во что верит человек.
  4. Истина – достоверное, правильное знание.
  5. Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Задание №2. 

Соотнесите определение с самим понятием.

  1. Абсолютная истина

  1. Относительная истина

А). Это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Б). Это неполное, неточное, ограниченное знание, соответствующее определенному уровню развития общества.

В). Это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Задание №3. 

Что изображено на рисунках?

1.C:\Documents and Settings\Voland13\Рабочий стол\лицо1.gif                     2.  C:\Documents and Settings\Voland13\Рабочий стол\Лицо2.gif

Задание №4. 

Соотнесите философские взгляды с критериями истины.

Взгляды

Критерии истины

  1. Рационалисты

  1. Эмпирики

  1. Прагматики

  1. Конвенционалисты

А). Ощущения являются единственным источником и основанием знания. Источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт

Б). За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. Критерием истины выступает разум.

В). Истиной можно считать и соглашение между исследователями. Главное чтобы это было удобно использовать.

Г). Любые практические знания подтвержденные накопленным опытом и научными экспериментами способствующие решению насущных задач действительности.

Д/З (прочитать §22 стр. 227-234; выписать свойства истины)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку "Истина и ее критерии"

Материалы к уроку "Истина и ее критерии"...

Истина и ее критерии

Урок по обществознанию....

Презентация "Познание как деятельность. Истина и ее критерии"

познание, познавательная деятельность, элементы познания, ступени познания, чувственное познание, рациональное познание, формы познания, виды познания, философы об истине, истина, абсолютная истина, о...

Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР "Истина и ее критерии. Относительность истины"

Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание) (10 класс)...

Основные понятия к темам "Истина и её критерии" "Познание"

Материал содержит понятия для изучения основ философских знаний по темам "Истина и её критерии" "Познание"...

Рабочий лист по теме "Истина и ее критерии"

Рабочий лист включает поблемные вопросы, тестовые задания, отрывки из источников. Позволяет вести учащимся самостоятельную работу , а также работать фронтально....

"Истина и её критерии" 10 класс

Тема урока: «Истина и ее критерии».1.      Цели урока:§  Образовательная цель:- ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев;§  Продолжить форм...