Презентация "Познание как деятельность. Истина и ее критерии"
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

познание, познавательная деятельность, элементы познания, ступени познания, чувственное познание, рациональное познание, формы познания, виды познания, философы об истине, истина, абсолютная истина, относительная истина, проблема истины, свойства истины, агностики, эмпирики, рационалисты, прагматики, объективная истина, субъективная истина, научное познание, уровни научного познания, методы научного познания, ненаучное (обыденное) познание, социальное познание, познание средствами искусства, самопознание, урок обществознания 10 класс, деятельность человека, познание как деятельность, что такое познание, что такое истина

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обществознания 10 класс Фарзуллаева Н.Ю., учитель обществознания МБОУ Чуровской СОШ Познание как деятельность. Истина и ее критерии

Слайд 2

Френсис Бэкон, английский философ (1581 – 1626) «Знание – сила»

Слайд 3

Что такое познание? В процессе своей деятельности человек приобретал знания. Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека. Знания появляются в результате познавательной деятельности.

Слайд 4

Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание – это процесс получения знания.

Слайд 5

Элементы познавательной деятельности Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы: Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество) Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека) Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания). Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире. Результат познания – знание.

Слайд 6

Ступени познания

Слайд 7

Формы познания

Слайд 8

Формы чувственного познания Ощущение - Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов Восприятие - Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности Представление - Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).

Слайд 9

Формы рационального познания Понятие - Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки. Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Умозаключение (теория) Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области

Слайд 10

Ступени познания Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют. Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств). Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении , не являются истинными.

Слайд 11

Философы об истине

Слайд 12

Проблема истины

Слайд 13

Свойства истины

Слайд 14

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли

Слайд 15

Истина

Слайд 16

Абсолютная истина Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении. Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание. В реальности такое знание практически невозможно.

Слайд 17

Относительная истина На пути к абсолютно й истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание. Относительность истины определяется рядом причин: Познаваемый мир бесконечен и изменчив; Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени; Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.

Слайд 18

Виды познания Обыденное Научное Философское Художественное Социальное Самопознание

Слайд 19

1. Научное познание Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя. Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов. Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем. Используются особые методы и формы познания.

Слайд 20

Уровни научного познания Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса. Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо. Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.

Слайд 21

Методы научного познания 1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент 2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование

Слайд 22

2. Способы ненаучного (обыденного) познания Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. Опыт повседневной жизни, жизненная практика. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука . Познание средствами искусства.

Слайд 23

3. Социальное познание Совпадает объект и субъект познания. Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества. Сложность изучаемого объекта – общества. Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом. Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.

Слайд 24

4. Самопознание Получение человеком знаний о самом себе. Формы самопознания: Самоузнавание Самооценка Самоисповедь Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.

Слайд 25

5. Художественное познание 1. Познание мира с помощью художественных образов. 2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли. 3. Субъективное отражение действительности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку "Истина и ее критерии"

Материалы к уроку "Истина и ее критерии"...

Истина и ее критерии

Урок по обществознанию....

Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР "Истина и ее критерии. Относительность истины"

Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание) (10 класс)...

Основные понятия к темам "Истина и её критерии" "Познание"

Материал содержит понятия для изучения основ философских знаний по темам "Истина и её критерии" "Познание"...

Рабочий лист по теме "Истина и ее критерии"

Рабочий лист включает поблемные вопросы, тестовые задания, отрывки из источников. Позволяет вести учащимся самостоятельную работу , а также работать фронтально....

"Истина и её критерии" 10 класс

Тема урока: «Истина и ее критерии».1.      Цели урока:§  Образовательная цель:- ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев;§  Продолжить форм...

Истина и ее критерии

Презентация к уроку обществознания в 10 классе с планом урока и индивидуальным рабочим листом учащегося....