Особенности применения кейс-метода на уроках обществознания в 9 классах
статья по обществознанию (9 класс) по теме
В статье раскрывается сущность метода кейс-технологии, освещаюются основные алгоритмы работы с кейсами, дается краткая историческая справка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod-_tehnika_obucheniya.docx | 143.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод— техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Кей-метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл.
В начале двадцатого века в Гарварде преподаватели начали в дополнение лекции организовывать студенческое обсуждение. Преподаватель «презентовал проблему», перед студентами ставилась задача и рассматривались различные варианты её решения. Первый учебник по написанию ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 году при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Донама (Wallace B. Donham).
Алгоритм работы с кейсом
1. Ознакомление с сюжетом.
Текст раздается каждому участнику практического занятия. На ознакомление выделяется 3-5 мин в зависимости от его сложности.
Преподаватель-тьютор начинает занятие с контроля знания учащимися содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в описанной ситуации?» или «Где (когда) происходят описываемые события ?».
Возможно, что далее участники занятия зададут руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации.
2.Проблематизация - обнаружение в ходе дискуссии в малых группах противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность».
Преподаватель-тьютор фиксирует на доске обнаруженные противоречия, «странности». Время – не более 2-3 минут.
3.Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
Преподаватель-тьютор фиксирует на доске предлагаемые формулировки проблемы, а затем в диалоге с учащимися помогает им отобрать наилучшую (наиболее соответствующую обнаруженному противоречию)
Время – 3-4 минуты.
4.Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп)
Время – не более 3 минут.
5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа)
Преподаватель-тьютор, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. В некоторых случаях от тьютора может потребоваться подготовка распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках. Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.
Время – до 20 минут.
6. Презентация.
Это очень важный аспект кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного человека. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера).
Время — не более 2 мин. на одну группу.
В некоторых случаях, можно вместо презентации попросить представить письменное решение кейса, т.е. развернутый ответ на проблемный вопрос (индивидуальная письменная работа). Предупредить об этом учащихся нужно в самом начале занятия.
1.3. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием кейс-технологии.
Первое занятие с использованием кейс технологии, можно провести в формате сдвоенного урока, учитывая большую вероятность срыва, из-за непривычности для учащихся, жесткого временного графика самостоятельной работы. Резерв времени на таком занятии следует посвятить рефлексии только что завершившейся деятельности (Что и как мы делали? В какой последовательности?)
На последующих занятиях необходимо добиваться строгого соблюдения хроносхемы. Это необходимо для формирования организационной компетентности учащихся (умение планировать деятельность в заданных временных рамках с учетом своих возможностей и способностей).
Распределение учащихся по группам и расстановка столов для групповой работы проводится до начала занятия. Вообще все организационные моменты (развеска карт, всякого рода таблиц, диаграмм, схем и т.д. и т.п.) должны быть вынесены за пределы занятия.
Оценивание ведется отдельно по каждому из этапов занятия, начиная со второго, т.е. проблематизации. Оценивается только успешные результаты как групповой работы, так и индивидуальные ответы. За них выставляются «плюсы» в специально подготовленной таблице-ведомости. Правила перевода плюсов в традиционные баллы следует тщательно обговорить с учащимися на первом же занятии, проводимом по кейс-технологии. Эти правила нужно распечатать и вывесить в кабинете. Следует очень внимательно отнестись к возможным предложениям учащихся по их изменению, обязательно обсудить эти предложения с классом.
В процессе работы учитель-тьютор может использовать как готовые кейсы, так и собственные разработки. В последнем случае, кейс будет представлять собой результат научно-методической деятельности учителя. Как интеллектуальный продукт, кейс имеет свои источники:
- Общественная жизнь во всем ее разнообразии;
- Художественные и публицистические тексты;
- Статистические материалы по экономической, демографической, культурной проблематике;
Таким образом, деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две составляющие:
- Первая - творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Осуществляется эта работа за пределами аудитории и включает в себя исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя;
- Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает в качестве организатора, контролера регламента, консультанта. Совместно с учащимися реализует функцию оценивания.
Предлагаемые в данном пособии кейсы относятся по своему объему к категории мини-кейсов, что делает их вполне пригодными к использованию во временном масштабе одного, максимум двух уроков.
При использовании кейс-технологии на уроках истории и обществознания преимущественно развиваются следующие универсальные учебные действия:
1. личностные универсальные учебные действия, а именно – самоопределение и нравственно-этическая ориентация;
2. регулятивные универсальные учебные действия, а именно – целеполагание, планирование и самооценка;
3. познавательные универсальные учебные действия, а именно:
а) общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение;
б) логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство, выдвижение гипотез и их проверка;
в) постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”
методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....
Методическая разработка урока в 10классе с применением кейс-метода "Learning from the past"
Урок можно проводить с любым УМК....
Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (эссе).
В эссе представлены рассуждения автора о возможности и целесообразности применения кейс-метода на уроках физики....
Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).
Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....
Статья: "Формирование ключевых компетенций на урока- истории и обществознания, посредством применения кейс-метода"
Кейс-метод выступает практическим методом организации учебного процесса. Будучи интерактивным методом обучения очень нравится учащимся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретич...
Кейс-метод. Материалы к уроку в 11 классе "Роль государства в рыночной экономике"
Кейс-метод погомает подготовить задания для развития читательской грамотнсти на уроках обществознания....
Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»
Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...