Дидактические материалы к теме «Права человека»
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_materialy_k_teme_prava_cheloveka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Митрохина Людмила Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ г.Мурманска СОШ № 45
Дидактические материалы к теме «Права человека»
Правовое государство и прогресс общества.
С.С.Алексеев – современный российский ученый, юрист.
… Утверждение начала правового государства. Это означает, что политическая власть ставится под права, под его контроль и, следовательно, должна функционировать в качестве государственной власти в рамках всех институтов государства и права, в сочетании и взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. В содержании права, его норм и принципов, наряду с категорией прав и свобод человека, все более входят два основополагающих начала правового государства. Одно – общедозволительное («дозволено все, кроме запрещенного законом»), действующее в отношении граждан, их объединений. Другое - расширительное («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»), действующее в отношении властных государственных органов и должностных лиц…
Право в современном гражданском обществе выдвигается в центр общественно-политической жизни, продолжается его возвышение. И это в высшей степени существенно потому, что именно через право во многом утверждаются в обществе приоритет личности, ее высокий статус, права и свободы человека, господство нравственно-духовных, гуманитарных начал. Все это предопределяет такой качественный переворот в развитии общества, когда оно… становится не только «гражданским», но и «правовым». Причем правовой характер общества – всего общества, а не только одной государственной власти – выступает в качестве его преобладающей, наиболее существенной черты.
«Государство и право: начальный курс» - М, 1993, СТР. 60-62
Вопросы к тексту:
- О каком признаке правового государства говорится в двух последних предложениях данного текста?
- Как вы понимаете смысл общедозволительного начала правового государства?
- Почему первое из названных автором фрагмента начал действует в отношении отдельных граждан и их объединений, а второе – в отношении властных государственных органов и должностных лиц? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Аргументируйте свой ответ.
- В чем автор данного текста видит смысл и направление развития правового государства в правовое общество? Как он оценивает такое развитие?
Конституция Российской Федерации
Преамбула Конституции Российской Федерации.
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Преамбула[1]
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Конституция Российской Федерации. – М, 1993
- Как в преамбуле Конституции РФ определяется источник данного правового документа?
- Какие основополагающие цели провозглашены в преамбуле?
- Какое значение для развития российского государства имеют положения преамбулы о сохранении исторически сложившегося государственного единства, об утверждении гражданского мира и согласия?
- В чем, по вашему мнению, проявляется принадлежность многонационального народа России к мировому сообществу? Чем вы объясняете появление идеи такой принадлежности в преамбуле Конституции?
[1] Преамбула – вводная часть Конституции, международного договора или какого-либо иного важного акта, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели.
Конституция в системе законодательных актов.
С.В.Клименко, А.Л. Чичерин – современные российские правоведы.
1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер…
Она закрепляет основы общественно-экономического строя государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы государственной власти и управления.
Именно поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.
2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер
Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция устанавливает сам процесс правотворчества: юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
3. Конституция обладает высшей юридической силой, утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам Конституции.
4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя.
…Итак, Конституция – это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, Закон о Конституционном суде РФ).
«Основы государства и права», М. 1997, стр.63-65
Конституция Российской Федерации и права человека.
Л.А.Окуньков - современный юрист.
В отличие от идеологизированных конституций бывших СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положение действующей Конституции Российской Федерации (ст.2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко было ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Далее, в Конституции имеется отдельная глава (гл.2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.
В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений в Конституции, принятия действенных мер по ее неуклонному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы по теме Квадратные уравнения
Представленные вашему вниманию дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся и для осуществления контроля знаний, умений и навыков. Они могут ...
Дидактические материалы по теме «Базы данных» 9 класс
Пояснительная запискаПредставленные дидактические материалы разработаны для проведения уроков информатики и ИКТ в 9 классе по программе И.Г. Семакина, Л.А.Залоговой, С.В. Русакова, базовый уровень, ра...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по теме "Координатная плоскость"
Дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления контроля над их знаниями, умениями и навыками по теме "Координатная плоскость".В Дидактических мате...
Дидактические материалы по теме "Множества".
Данные дидактические материалы предназначены для организации работы учащихся на уроках информатики и являются дополнением к рабочей тетради А.В.Горячева. Предложены задания для самостоятельного ...
Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»
Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...
Дополнительные материалы к уроку по теме "Права человека"
Дополнительные материалы к уроку по теме "Права человека"...
Контрольный срез знаний по обществознания 7 класс по теме: "Права человека. Человек и закон".
Материал может быть использован для проверки знаний учащихся 7 класса на уроках обществознания по теме: "Права человека. Человек и закон"....