Рабочая программа по обществознанию для 11 класса
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего полного образования, программы по обществознанию для 10 - 11 классов базового уровня (авторы Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев),

Программа рассчитана на 66 учебных часов при недельной нагрузке в два часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_obshch-nie_11_klass.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Требование к уровню подготовки учеников.

4. Список методической литературы по предмету.

5. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение учебного предмета

6. Календарно-тематическое планирование.

7.Список литературы для учащихся.

8. Критерии оценивания по обществознанию

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего полного образования, программы по обществознанию для 10 - 11 классов базового уровня (авторы Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев),

Программа рассчитана на 66 учебных часов при недельной нагрузке в два часа.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

—        развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,

экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,

способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных

дисциплин;        

—        воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

—        освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

—        овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

Данная программа ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 11  классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире.

         В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

—        определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

—        объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

—        решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

—        применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

—        умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

—        поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

—        выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

—        работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

—        самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

—        участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

—        формулирование полученных результатов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

•        социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

•        сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

•        характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

•        содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

•        описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

•        сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;

•        объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

•        приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;

•        оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

•         решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

•        осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

•        самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

             Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 •        полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

•        общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

•        нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

•        реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

•        первичного анализа и использования социальной  информации.

        

Содержание программы

  1. Введение. Общество и общественные отношения (1 час)

2. Экономика (27 часов)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.  Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.  Особенности развития фондового рынка в России.

 Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы.

 Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника,  потребителя, семьянина, гражданина.

3. Социально-политические отношения (14часов)

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания  в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

4. Правовое регулирование общественных отношений (24 часа)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

 Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

 Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

                                                                               Учебно-тематическое планирование

по обществознанию

Учебники:

  1. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев. Обществознание. Учебник для 11-го класса. Москва «Просвещение». 2011 г.
  2. Л.Н.Боголюбов. А.Ю.Лазебникова. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11– ых классов. Москва «Просвещение». 2009 г.

Методическая литература:

  1. А.В.Клименко, В.В.Румынина. Обществознание. Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.
  2. Г.И.Аверьянова. Обществознание. Тематические тренировочные задания. Москва. ЭКСМО. 2011 г.

№ п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение. Общество и общественные отношения

1

2

Экономика

27

3

Социально-политические отношения

14

4

Правовое регулирование общественных отношений

24

Итого

65

Учебно-тематический план

           В соответствии с производственным календарем 23/02.15г., 09.03.15г., 04.05.15г., 11.05.15г., являются праздничными днями. В связи с этим наблюдаются уплотнения в программе за счет резервного времени и уроков повторения. В неделю 2 часа, за год 68 часов.


Календарно- тематическое планирование по обществознанию

п/п

Тема раздела

Количество часов

Дата проведения урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечание

по плану

по факту

1

Введение. Общество как динамическая система.

1

01.09

называть признаки общества как системы, как динамической системы

I.Человек и экономика

26

2

Экономика и экономическая наука

1

2.09

понимать значение экономики как науки  как хозяйственной деятельности

3

Экономическая деятельность и её измерители

1

8.09

знать измерители экономической деятельности: ВВП, ВНП

4

Экономический рост и развитие

1

9.09

объяснять факторы роста и развития экономики

5

Экономические циклы

1

15.09

характеризовать стадии экономического цикла

6

Рыночные отношения в современной экономике

1

16.09

ориентироваться в вопросах экономических отношений

7

Рыночная структура и инфраструктура

1

22.09

различать виды рынка

8

Монополия и конкуренция

1

23.09

знать виды и типы монополий и конкуренции

9

Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство

1

29.09

понимать сущность антимонопольного законодательства

10

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы

1

30.09

показывать факторы производства как ограниченные ресурсы

11

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки

1

6.10

объяснять понятия экономических и бухгалтерских, постоянных и переменных издержек

12

Основные источники финансирования бизнеса

1

17.10

называть источники финансирования крупного и малого бизнеса

13

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

1

13.10

понимать сущность менеджмента и маркетинга

14

Контрольная работа Человек и экономика

1

14.10

ориентироваться в вопросах рыночной экономики

15

Роль государства в экономике. Правовые основы предпринимательства

1

20.10

объяснять механизмы государственного регулирования экономики

16

Государство и экономика. Общественные блага. Внешние эффекты

1

21.10

показывать роль государства в экономике

17

Основы денежной и бюджетной политики. Кредитно-финансовая политика

1

27.10

объяснять цель и сущность монетарной и фискальной политики

18

Государственный бюджет. Государственный долг

1

28.10

показывать доходную и расходную части бюджета

19

Налоговая система в РФ. Налоги, уплачиваемые предприятиями

1

10.11

характеризовать виды налогов

20

Банковская система. Финансовые институты

1

11.11

составлять схему банковской системы

21

Инфляция: виды, причины, последствия

1

17.11

составлять план ответа по теме

22

Рынок труда

1

18.11

объяснять сущность биржи труда

23

Безработица и государственная политика в области занятости населения

1

24.11

знать виды безработицы

24

Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы

1

25.11

знать проблемы мировой экономики

25

Государственная политика в области международной торговли

1

1.12

составлять план ответа по теме

26

Особенности современной экономики России

1

2.12

ориентироваться в вопросах рыночной экономики

27

Человек в системе экономических отношений

1

8.12

ориентироваться в вопросах рыночной экономики

II. Социально - политические отношения и духовная жизнь

14

28

Что такое свобода. Свобода и ответственность

1

9.12

соотносить понятия свободы и ответственности

29

Сущность и особенности общественного сознания

1

15.12

объяснять различные подходы к понятию общественного сознания

30

Контрольная работа Общество и экономика

1

16.12

систематизировать знания по теме

31

Структура общественного сознания

1

22.12

знать сущность общественного сознания

32

Политическое сознание

1

23.12

составлять план ответа

33

Политическая идеология

1

12.01

характеризовать  различные идеологии

34

Человек в политической жизни

1

13.01

ориентироваться в вопросах политики

35

Регулирование политического поведения

1

19.01

понимать механизмы регулирования политического поведения

36

Политическая элита

1

20.01

объяснять состав политической элиты

37

Политическое лидерство

1

26.01

знать виды политического лидерства

38

Демографическая ситуация и современной России

1

27.01

понимать сущность демографической ситуации

39

Семья как социальный институт

1

2.02

характеризовать тенденции в развитии семьи

40

Религиозные организации и объединения и РФ

1

3.02

понимать сущность права на свободу вероисповедания

41

Обобщение. Человек в системе социально-политических и духовных отношений

1

9.02

систематизировать знания по теме

III.Право

25

42

Право в системе социальных норм

1

10.02

понимать разные подходы к пониманию права

43

Система российского права

1

16.02

строить схему системы права

44

Гражданство в РФ

1

17.02

знать  пути приобретения гражданства в РФ

45

Воинская обязанность

1

24.02

знать сущность обязанности

46

Права и обязанности налогоплательщиков

1

2.03

работать с Конституцией РФ

47

Экологическое право

1

3.03

осознавать выполнение права и обязанности

48-49

Гражданское право

2

10.03

16.03

осознавать выполнение права и обязанности

50

Контрольная работа Право

1

17.03

52-52

Семейное право

2

30.03

31.03

осознавать выполнение права и обязанности

53

Трудовое законодательство

1

6.04

осознавать выполнение права и обязанности

54

Процессуальное право: гражданский процесс

1

7.04

понимать принципы гражданского процесса

55

Процессуальное право: арбитражный процесс

1

13.04

понимать принципы арбитражного процесса

56

Процессуальное право: уголовный процесс

1

14.04

понимать принципы уголовного процесса

57

Процессуальное право: административная юрисдикция,

1

20.04

понимать принципы административной юрисдикции

58

Процессуальное право: конституционное судопроизводство.

1

21.04

понимать сущность конституционности акта

59-60

Международная защита прав человека

2

27.04

28.04

оценивать положение о международной защите прав человека

61

Обобщение. Человек в системе правовых отношений

1

5.05

систематизировать знания по теме

62

Контрольная работа Человек и общество в XXI веке

1

12.05

систематизировать знания по теме

63-64

Взгляд в будущее

2

18.05

19.05

знать классификацию глобальных проблем человечества

        Литература

  1. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев. Обществознание. Учебник для 11-го класса. Москва «Просвещение». 2011 г.
  2. Л.Н.Боголюбов. А.Ю.Лазебникова. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11– ых классов. Москва «Просвещение». 2009 г.
  3. А.В.Клименко, В.В.Румынина. Обществознание. Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.
  4. Г.И.Аверьянова. Обществознание. Тематические тренировочные задания. Москва. ЭКСМО. 2011 г.
  5. Конституция РФ. Москва. 2009 г
  6. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. ООО «Издательство Астрель». 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....