Урок 5 класс Одноклассники, сверстники, друзья
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Залогина Татьяна Николаевна

Урок новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_odnoklassniki_sverstniki_druzya.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок тема: «Одноклассники, сверстники, друзья».

Класс: 5. Предмет: обществознание.

Тип урока: комбинированный.

Цель  урока:  рассмотрение  понятий  «одноклассники»,  «сверстники»,  «друзья»;

формирование  представления  о  значимости  дружбы  в  жизни  человека,  классного

коллектива и общества.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  уметь  объяснять  значение  понятий  «одноклассники»,  «сверстники»,  «друзья»  на

конкретных примерах;

  уметь  определять  значение  социальных  связей,  формирующихся  в  процессе

совместного  обучения,  как  деятельности  значимой  для  дальнейшего

самоопределения личности в системе отношений в обществе;

  уметь  выбирать  правильную  форму  и  стиль  общения  с  одноклассниками  и

друзьями;

  осознавать ценности дружеской поддержки сверстников.

Метапредметные:

  Уметь выделять главное в прочитанном тексте;

  Уметь планировать свои действия;

  Уметь определять понятия, формулировать и обосновывать выводы;

  Уметь формулировать и аргументировано высказывать собственную позицию.

Личностные:

  Проявлять личностные качества, способствующие успешной социализации;

  Повысить мотивацию к изучению обществознания.

Педагогические  технологии  и  приемы:  технология  развития  критического  мышления;

игровая.

Методы обучения: беседа, метод оценки и контроля.

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, парная.

Этап

урока

Деятельность учителя  

Деятельность учеников  

Формирование

УУД

1.Мотивирование к

учебной деятельности

-  Добрый  день.  У  меня  отличное настроение,  я  надеюсь,  у  вас  тоже.  Это так?  А  если  у  вас  хорошее  настроение, то,  как  вы  можете  подарить  его

окружающим?  Правильно,  улыбкой. Давайте  улыбнёмся  друг  другу. Посмотрите  на  своего  соседа  по  парте, улыбнитесь.  Я  желаю  вам,  чтобы хорошее  настроение  у  вас  сохранилось на протяжении всего урока.

Улыбаются друг другу.

2.Формулирование

темы урока,

постановка проблемных вопросов

(Слайд  1)  Посмотрите  на  слайд.  Я думаю, что вы узнали этих героев!

- Что  может  связывать  этих  героев  из мультфильмов?

- Значит о чем сегодня пойдет речь?

Откроем  тетради  и  запишем  тему:«Одноклассники, сверстники, друзья»

-  Что  мы  должны  сегодня  узнать  и  на какие  вопросы  мы  должны  ответить  на уроке?

(Слайд 2) План урока:

-  Что  означают  слова  «дружба»,

«сверстник», «одноклассник»;

- Каким должен быть настоящий друг;

-  Почему  дружба  важна  для  нашего

класса и всего общества.

3.Мотивац

ионный

этап

-  Ребята,  а  почему  нам  нужно    изучить эту  тему?  Ведь  вы  учитесь  вместе  уже пятый год и друг о друге много знаете?

Могут  сказать,  что

изучение  темы необходимо,  чтобы

больше  узнать  о правилах  дружбы  и общения  с одноклассниками  и

сверстниками,  чтобы уметь  поддерживать дружеские отношения  с окружающими.

Коммуникативные

– вступление в

диалог,

доказательство

своего мнения.

4.

Актуализация знаний

-  Что  такое  дружба,  каждый  знает. Наверное,  и  спрашивать  смешно.  Но сейчас  я  вам  предлагаю  подумать  и составить в тетрадях кластер со словом «дружба». -  Итак,  посмотрим,  что  у  вас

получилось.

Несколько  минут

индивидуально

самостоятельно

работают  в  тетрадях.

Составляют  кластер  со

словом «дружба».

-  Зачитывают  слова,

записанные в тетради.

Общеучебные

действия: отбор,

анализ и фиксация

информации.

Коммуникативные

– вступление в

диалог,

доказательство

своего мнения.

5.

Изучение

нового

материала

1.  Что  означают  слова  «дружба»,

«сверстник», «одноклассник».

(Слайд 4)

-  В  толковом словаре Ожегова слово   «дружба»  объясняется  так:  Дружба  –близкие  отношения,  основанные  на взаимном  доверии,  привязанности,

общности интересов.

-  С  понятием  дружбы  мы определились.  Теперь  рассмотрим понятие «Сверстник».

-  Кто-нибудь  может  уже  знает,  что означает  это  слово? Сверстник  - человек  одинакового  с  кем-либо

возраста. Понятие  «Одноклассник»  вам  всем

знакомо.

2.  Каким  должен  быть  настоящий друг.

-  Ребята,  давайте  подберём родственные слова к слову дружба.

-  Кого  мы  можем  назвать  другом  и какими  же  качествами  должен обладать друг?

- Ребята, а вы умеете дружить?

-  А  каждый  ли  человек  умеет  быть

другом?

-  Каждый  человек  хочет,  чтобы  у  него были  верные  друзья.  Но  не  у  всех  они есть.  А  можно  ли  научиться  дружить? Что для этого нужно сделать?

-  Прежде  всего,  нужно  понять  какой  я.

Что во мне хорошего, а что не очень. Я

предлагаю  вам  написать  объявление

«Ищу  друга»,  указав  свои положительные  и  отрицательные стороны. (Приложение 1)

Затем  ребята  сдают  листочки.

Учитель  выбирает  несколько  и

зачитывает,  не  называя  фамилии.

Ребята  поднимают  руки,  если  они

хотели бы дружить с этим человеком.

-  Тот  человек,  который  писал  это

объявление,  должен  сделать  для  себя

выводы,  если  сейчас  было  мало

желающих  с  ним  дружить,  значит

немного  что-то  нужно  в  себе

постараться изменить.

Отвечают  на  вопросы

учителя.

Подбирают

однокоренные  слова  к

слову  «дружба»:

дружить, друг, друзья.

Называют  качества

друга:  добрый,  верный,

преданный и др.

Отвечают  на  вопросы

учителя.

Отвечают  на  вопросы

учителя.

Пишут объявление «Ищу

друга».  Указывают  две

положительные  и  две

отрицательные  черты

своего характера.

Поднимают  руки,  если

хотели бы дружить с тем

человеком,  который

написал объявление.

Коммуникативные

– доказательство

своего мнения

Познавательные,

логические  –

осуществление

анализа,  сравнения,

обобщения.

6.

Физкультм

инутка

-  Поставьте  руки  на  пояс.  Если  я

называю  положительные  черты

взаимоотношений между людьми, то вы

делаете  наклон  влево,  если

отрицательные,  негативные  черты,  то вправо.

Недоброжелательность

Сотрудничество  Дружелюбие

Несогласие  Скука  Теплота  Взаимная

поддержка Враждебность Радость

Делают наклоны влево и

вправо.

8.Изучение

нового

материала

3.  Почему  дружба  важна  для

нашего класса и для всего общества

-  Дружба  связывает  не  только

отдельных  людей,  но  и  целые

коллективы,  классы.    А  зачем

человеку  друг?  Для  того,  чтобы

ответить на этот вопрос  поработаем с

текстом. (Приложение 2)

-  Что  вас  удивило  в  судьбе

выдающегося математика?

-Как  помогали  одноклассники  Льву

Семёновичу?

-  Какие  качества  одноклассников

давали  уверенность  родителям  Льва

Семёновича, что ему с ними, хорошо и

безопасно?

-  Скажите,  есть  ли  такие  качества  у

ваших одноклассников?

-  Были  ли  ситуации,  когда  вы

приходили друг другу на помощь?

-  И  наоборот,  бывали  ли  конфликты  у

вас в классе, споры?

-  Что  нужно  сделать,  чтобы

урегулировать  конфликт  и  чтобы  не

возникали конфликты?

-  Люди  постоянно  общаются.

Одноклассники,  сверстники,  друзья.

Как  сделать  так,  чтобы  общение  было

комфортным,  приятным  для  каждого  в

классе?  Сейчас  вы  будете  работать  в

парах  и  создавать  правила  дружбы.

(Приложение 3)

Работа с текстом.

Высказывания  по

вопросам.

Предлагают  пути

урегулирования

конфликтных ситуаций.

Работают  в  парах.

Создают  правила

дружбы:  не  ссориться,

уступать,  помогать  друг

другу,  быть  вежливым,

честным и т.д.

Познавательные,

логические  –

осуществление

анализа,  сравнения,

обобщения.

Личностные,

нравственно-этической

ориентации  –

оценивание

усваиваемого

содержания.

Регулятивные  –

оценка и контроль.

9.Первичное

закрепление

материала

-Ребята,  я предлагаю  вам игру  «Собери

пословицу».  На  доске  размещены

пословицы  о  дружбе,  но  их

части     перепутаны.  Вам  нужно

восстановить пословицы и объяснить их

смысл.

Сопоставляют  части

разных  пословиц  о

дружбе,  объясняют  их

смысл.

Регулятивные  –

оценка и контроль.

Логические  –

осуществление

анализа,  сравнения,

обобщения.

10.Рефлексия

- Продолжи фразы:

-Сегодня на уроке я узнал...

-На этом уроке я понял, что…..

- На уроке я научился ……

- Этот урок побудил меня задуматься над …

Продолжают фразы.  

Личностные  –

самооценка,

контроль и оценка.

Закончить  наш  урок  мне  хотелось  бы  притчей.  Это  притча  о  дружбе,  которая

рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне:  однажды они поспорили, и один из них

дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не  говоря, написал на песке:

«Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они  продолжали  идти  и  нашли  оазис,  в  котором  решили  искупаться.  Тот,

который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя,

он  написал  на  камне:  «Сегодня  мой  самый  лучший  друг  спас  мне жизнь».

Тот,  кто  дал  пощёчину  и  который  спас  жизнь  своему  другу  спросил  его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

-  Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры

могли  стереть  это.  Но  когда  кто-либо  делает  нам  что-то  хорошее,  мы  должны

выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Я  хочу  пожелать  и  вам,  чтобы  вы  во  взаимоотношениях  со  своими

одноклассниками,  сверстниками,  друзьями  научись  обиды  писать  на  песке,  а  радости

гравировать на камне.

На этом наш рок завершен. Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами

поработать. Надеюсь, вам тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по психологии и обществознанию в 5 классе «Одноклассники, сверстники, друзья»

Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....

Урок обществознания в 5 классе по теме: "Одноклассники, сверстники, друзья"

Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся.  Учащимся предлагаются занимательные вопросы, упражнения.  На уроке использовалась презентация, как сопров...

Урок обществознания "Одноклассники, сверстники, друзья" 5 класс

Урок обществознания в 5 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой по ФГОС.На уроке используются различные формы работы, технологии, способствующие формированиюличностных, метапредметных и предм...

Презентация к уроку Обществознания в 5 классе "Одноклассники, сверстники, друзья"

Данную презентацию можно использовать при подготовке к уроку обществознания в 5 классе "Одноклассники, сверстники, друзья"...

Презентация к уроку обществознание 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья"

Презентация предназначена к уроку "Одноклассники, сверстники, друзья"...