Урок 5 класс Одноклассники, сверстники, друзья
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок тема: «Одноклассники, сверстники, друзья».
Класс: 5. Предмет: обществознание.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: рассмотрение понятий «одноклассники», «сверстники», «друзья»;
формирование представления о значимости дружбы в жизни человека, классного
коллектива и общества.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
уметь объяснять значение понятий «одноклассники», «сверстники», «друзья» на
конкретных примерах;
уметь определять значение социальных связей, формирующихся в процессе
совместного обучения, как деятельности значимой для дальнейшего
самоопределения личности в системе отношений в обществе;
уметь выбирать правильную форму и стиль общения с одноклассниками и
друзьями;
осознавать ценности дружеской поддержки сверстников.
Метапредметные:
Уметь выделять главное в прочитанном тексте;
Уметь планировать свои действия;
Уметь определять понятия, формулировать и обосновывать выводы;
Уметь формулировать и аргументировано высказывать собственную позицию.
Личностные:
Проявлять личностные качества, способствующие успешной социализации;
Повысить мотивацию к изучению обществознания.
Педагогические технологии и приемы: технология развития критического мышления;
игровая.
Методы обучения: беседа, метод оценки и контроля.
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, парная.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности | - Добрый день. У меня отличное настроение, я надеюсь, у вас тоже. Это так? А если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его окружающим? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на протяжении всего урока. | Улыбаются друг другу. | |
2.Формулирование темы урока, постановка проблемных вопросов | (Слайд 1) Посмотрите на слайд. Я думаю, что вы узнали этих героев! - Что может связывать этих героев из мультфильмов? - Значит о чем сегодня пойдет речь? Откроем тетради и запишем тему:«Одноклассники, сверстники, друзья» - Что мы должны сегодня узнать и на какие вопросы мы должны ответить на уроке? (Слайд 2) План урока: - Что означают слова «дружба», «сверстник», «одноклассник»; - Каким должен быть настоящий друг; - Почему дружба важна для нашего класса и всего общества. | ||
3.Мотивац ионный этап | - Ребята, а почему нам нужно изучить эту тему? Ведь вы учитесь вместе уже пятый год и друг о друге много знаете? | Могут сказать, что изучение темы необходимо, чтобы больше узнать о правилах дружбы и общения с одноклассниками и сверстниками, чтобы уметь поддерживать дружеские отношения с окружающими. | Коммуникативные – вступление в диалог, доказательство своего мнения. |
4. Актуализация знаний | - Что такое дружба, каждый знает. Наверное, и спрашивать смешно. Но сейчас я вам предлагаю подумать и составить в тетрадях кластер со словом «дружба». - Итак, посмотрим, что у вас получилось. | Несколько минут индивидуально самостоятельно работают в тетрадях. Составляют кластер со словом «дружба». - Зачитывают слова, записанные в тетради. | Общеучебные действия: отбор, анализ и фиксация информации. Коммуникативные – вступление в диалог, доказательство своего мнения. |
5. Изучение нового материала | 1. Что означают слова «дружба», «сверстник», «одноклассник». (Слайд 4) - В толковом словаре Ожегова слово «дружба» объясняется так: Дружба –близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. - С понятием дружбы мы определились. Теперь рассмотрим понятие «Сверстник». - Кто-нибудь может уже знает, что означает это слово? Сверстник - человек одинакового с кем-либо возраста. Понятие «Одноклассник» вам всем знакомо. 2. Каким должен быть настоящий друг. - Ребята, давайте подберём родственные слова к слову дружба. - Кого мы можем назвать другом и какими же качествами должен обладать друг? - Ребята, а вы умеете дружить? - А каждый ли человек умеет быть другом? - Каждый человек хочет, чтобы у него были верные друзья. Но не у всех они есть. А можно ли научиться дружить? Что для этого нужно сделать? - Прежде всего, нужно понять какой я. Что во мне хорошего, а что не очень. Я предлагаю вам написать объявление «Ищу друга», указав свои положительные и отрицательные стороны. (Приложение 1) Затем ребята сдают листочки. Учитель выбирает несколько и зачитывает, не называя фамилии. Ребята поднимают руки, если они хотели бы дружить с этим человеком. - Тот человек, который писал это объявление, должен сделать для себя выводы, если сейчас было мало желающих с ним дружить, значит немного что-то нужно в себе постараться изменить. | Отвечают на вопросы учителя. Подбирают однокоренные слова к слову «дружба»: дружить, друг, друзья. Называют качества друга: добрый, верный, преданный и др. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Пишут объявление «Ищу друга». Указывают две положительные и две отрицательные черты своего характера. Поднимают руки, если хотели бы дружить с тем человеком, который написал объявление. | Коммуникативные – доказательство своего мнения Познавательные, логические – осуществление анализа, сравнения, обобщения. |
6. Физкультм инутка | - Поставьте руки на пояс. Если я называю положительные черты взаимоотношений между людьми, то вы делаете наклон влево, если отрицательные, негативные черты, то вправо. Недоброжелательность Сотрудничество Дружелюбие Несогласие Скука Теплота Взаимная поддержка Враждебность Радость | Делают наклоны влево и вправо. | |
8.Изучение нового материала | 3. Почему дружба важна для нашего класса и для всего общества - Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. А зачем человеку друг? Для того, чтобы ответить на этот вопрос поработаем с текстом. (Приложение 2) - Что вас удивило в судьбе выдающегося математика? -Как помогали одноклассники Льву Семёновичу? - Какие качества одноклассников давали уверенность родителям Льва Семёновича, что ему с ними, хорошо и безопасно? - Скажите, есть ли такие качества у ваших одноклассников? - Были ли ситуации, когда вы приходили друг другу на помощь? - И наоборот, бывали ли конфликты у вас в классе, споры? - Что нужно сделать, чтобы урегулировать конфликт и чтобы не возникали конфликты? - Люди постоянно общаются. Одноклассники, сверстники, друзья. Как сделать так, чтобы общение было комфортным, приятным для каждого в классе? Сейчас вы будете работать в парах и создавать правила дружбы. (Приложение 3) | Работа с текстом. Высказывания по вопросам. Предлагают пути урегулирования конфликтных ситуаций. Работают в парах. Создают правила дружбы: не ссориться, уступать, помогать друг другу, быть вежливым, честным и т.д. | Познавательные, логические – осуществление анализа, сравнения, обобщения. Личностные, нравственно-этической ориентации – оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные – оценка и контроль. |
9.Первичное закрепление материала | -Ребята, я предлагаю вам игру «Собери пословицу». На доске размещены пословицы о дружбе, но их части перепутаны. Вам нужно восстановить пословицы и объяснить их смысл. | Сопоставляют части разных пословиц о дружбе, объясняют их смысл. | Регулятивные – оценка и контроль. Логические – осуществление анализа, сравнения, обобщения. |
10.Рефлексия | - Продолжи фразы: -Сегодня на уроке я узнал... -На этом уроке я понял, что….. - На уроке я научился …… - Этот урок побудил меня задуматься над … | Продолжают фразы. | Личностные – самооценка, контроль и оценка. |
Закончить наш урок мне хотелось бы притчей. Это притча о дружбе, которая
рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне: однажды они поспорили, и один из них
дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
«Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот,
который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя,
он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры
могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны
выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Я хочу пожелать и вам, чтобы вы во взаимоотношениях со своими
одноклассниками, сверстниками, друзьями научись обиды писать на песке, а радости
гравировать на камне.
На этом наш рок завершен. Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами
поработать. Надеюсь, вам тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по психологии и обществознанию в 5 классе «Одноклассники, сверстники, друзья»
Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....
Конспект урока по обществознанию 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья.
Урок составлен в соответствии с ФГОС....
Урок обществознания в 5 классе по теме: "Одноклассники, сверстники, друзья"
Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся. Учащимся предлагаются занимательные вопросы, упражнения. На уроке использовалась презентация, как сопров...
Урок обществознания "Одноклассники, сверстники, друзья" 5 класс
Урок обществознания в 5 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой по ФГОС.На уроке используются различные формы работы, технологии, способствующие формированиюличностных, метапредметных и предм...
Презентация к уроку Обществознания в 5 классе "Одноклассники, сверстники, друзья"
Данную презентацию можно использовать при подготовке к уроку обществознания в 5 классе "Одноклассники, сверстники, друзья"...
5 класс Одноклассники,сверстники, друзья
конспекты уроков...
Презентация к уроку обществознание 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья"
Презентация предназначена к уроку "Одноклассники, сверстники, друзья"...