Нормативно-правовой акт. Урок обществознания в 10 классе.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obshchestvoznaniya_dlya_10_klassa_po_teme.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме
«Нормативно-правовой акт»
Выполнил: К. А. Коновалов, учитель истории и обществознания МБОУ Атепцевской СОШ
Литература: Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов,, А. В. Белявский и др. Обществознание 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием нормативно-правового акта, видами нормативно-правовых актов, их юридической силой и принадлежностью к предмету ведения различных уровней власти, подвести учащихся к пониманию места нормативно-правового акта в системе правовых норм.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос (10 минут). Письменный тест в формате ЕГЭ (см. Приложение 1) выявляет качество усвоения следующего материала: виды и признаки правовых норм, система права, ее структура (нормы, институты, отрасли права), классификация отраслей права.
- Самопроверка результатов выполнения теста (2 минуты).
- Изучение нового материала.
- Понятие нормативно-правового акта (10 минут). Учитель выводит на экран определение нормативно-правового акта (принятый компетентными государственными органами официальный документ, содержащий нормы права) и перечень его признаков (официальный характер, общеобязательность, гарантированность государством, санкции за нарушение, подлежит обязательному опубликованию, изложен юридическим языком). Учитель обращает внимание учащихся на обязательность опубликования нормативно-правового акта (в неопубликованном виде не существует) и соблюдения юридического языка во избежание двусмысленных толкований. Учитель подводит учащихся к пониманию того, что признаки нормативно-правового акта являются «отражением» признаков правовых норм. Учащиеся записывают определение и признаки нормативно-правового акта в тетрадь.
- Виды нормативно-правовых актов (15 минут). Учитель выводит на экран незаполненную таблицу «Виды нормативно-правовых актов» (см. Приложение 2) и предлагает учащимся подумать, какие государственные органы имеют право издавать нормативные акты каждого вида. Учащиеся самостоятельно, опираясь на учебник, заполняют в тетрадях вторую графу таблицы, в случае затруднений обращаются к помощи учителя. Учитель знакомит учащихся с понятием юридической силы (низший нормативный акт не может противоречить высшему) и обращает внимание учащихся на то, что положение различных видов актов в таблице отражает их юридическую силу.
- Предмет ведения нормативно-правовых актов (5 минут). Учитель выводит на экран определение предмета ведения (круг вопросов, которые уполномочен решать определенный государственный орган) и виды предметов ведения (РФ, совместное ведение РФ и субъектов, ведение субъектов РФ). Учитель предлагает учащимся подумать, к каким предметам ведения относятся известные им виды нормативно-правовых актов. Учащиеся самостоятельно, опираясь на учебник, заполняют в тетрадях третью графу таблицы, в случае затруднений обращаются к помощи учителя.
- Итоговый контроль (3 минуты).
Учитель выводит на экран полностью заполненную таблицу «Виды нормативно-правовых актов» (см. Приложение 1) и предлагает учащимся сравнить результаты своей работы в тетрадях с данной таблицей. Учащиеся вносят исправления (при необходимости) в свои работы.
Домашнее задание: с. 197 – 201. Вопросы 2 – 5 (с. 206)
Урок состоялся: 15 февраля 2017 г. Присутствовали: председатель ШМО учителей естествознания и обществознания МБОУ Атепцевской СОШ И. В. Манидина.
Приложение 1.
Тест
(правильные ответы выделены прописными буквами курсивом)
- Что из перечисленного относится к признакам правовых норм? Запишите цифры, под которыми указаны верные варианты.
- Опираются на силу общественного мнения
- Носят общеобязательный характер
- Утверждаются государством
- Охватывают сферу личной жизни
- Имеют формально определенный характер
Ответ:____235______
- Что из перечисленного не является видом правовых норм? Запишите цифры, под которыми указаны верные варианты.
- Уполномочивающие
- Запрещающие
- Комплексные
- Обязывающие
- Специальные
Ответ:____35______
- В приведенном ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это словосочетание.
- Институт права
- Норма права
- Система права
- Отрасль права
Ответ:__СИСТЕМА ПРАВА____
- Запишите слово, пропущенное в таблице:
Базовые отрасли права
............ | Закрепляют права и обязанности |
Процессуальные | Закрепляют порядок защиты прав и исполнения обязанностей |
Ответ:__МАТЕРИАЛЬНЫЕ____
Приложение 2.
Виды нормативных актов
Вид нормативного акта | Кем принимается | Предмет ведения |
Конституция (Основной закон) | Всенародно (на референдуме) | РФ |
Федеральные конституционные законы | Федеральным собранием (парламентом) РФ | РФ |
Федеральные текущие законы | Федеральным собранием (парламентом) РФ | РФ, совместное ведение |
Законы субъектов РФ | Законодательными собраниями субъектов РФ | Ведение субъектов РФ |
Подзаконные акты | Органами исполнительной власти | РФ, совместное ведение, ведение субъектов РФ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права
Аннотированный перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...