Нормативно-правовой акт. Урок обществознания в 10 классе.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Коновалов Кирилл Андреевич
Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме «Нормативно-правовой акт» по учебнику Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов,, А. В. Белявский и др. Обществознание  10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Про¬свещение, 2014.Целью разработки является познакомить учащихся с понятием нормативно-правового акта, видами нормативно-правовых актов, их юридической силой и принадлежностью к предмету ведения различных уровней власти, подвести учащихся к пониманию места нормативно-правового акта в системе правовых норм. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме

«Нормативно-правовой акт»

Выполнил: К. А. Коновалов, учитель истории и обществознания МБОУ Атепцевской СОШ

Литература: Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов,, А. В. Белявский и др. Обществознание  10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием нормативно-правового акта, видами нормативно-правовых актов, их юридической силой и принадлежностью к предмету ведения различных уровней власти, подвести учащихся к пониманию места нормативно-правового акта в системе правовых норм.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальный опрос (10 минут). Письменный тест в формате ЕГЭ (см. Приложение 1) выявляет качество усвоения следующего материала: виды и признаки правовых норм, система права, ее структура (нормы, институты, отрасли права), классификация отраслей права.
  1. Самопроверка результатов выполнения теста (2 минуты).

  1. Изучение нового материала.
  1. Понятие нормативно-правового акта (10 минут). Учитель выводит на экран определение нормативно-правового акта (принятый компетентными государственными органами официальный документ, содержащий нормы права) и перечень его признаков (официальный характер, общеобязательность, гарантированность государством, санкции за нарушение, подлежит обязательному опубликованию, изложен юридическим языком). Учитель обращает внимание учащихся на обязательность опубликования нормативно-правового акта (в неопубликованном виде не существует) и соблюдения юридического языка во избежание двусмысленных толкований. Учитель подводит учащихся к пониманию того, что признаки нормативно-правового акта являются «отражением» признаков правовых норм. Учащиеся записывают определение и признаки нормативно-правового акта в тетрадь.
  2. Виды нормативно-правовых актов (15 минут). Учитель выводит на экран незаполненную таблицу «Виды нормативно-правовых актов» (см. Приложение 2) и предлагает учащимся подумать, какие государственные органы имеют право издавать нормативные акты каждого вида. Учащиеся самостоятельно, опираясь на учебник, заполняют в тетрадях вторую графу таблицы, в случае затруднений обращаются к помощи учителя. Учитель знакомит учащихся с понятием юридической силы (низший нормативный акт не может противоречить высшему) и обращает внимание учащихся на то, что положение различных видов актов в таблице отражает их юридическую силу. 
  3. Предмет ведения нормативно-правовых актов (5 минут). Учитель выводит на экран определение предмета ведения (круг вопросов, которые уполномочен решать определенный государственный орган) и виды предметов ведения (РФ, совместное ведение РФ и субъектов, ведение субъектов РФ). Учитель предлагает учащимся подумать, к каким предметам ведения относятся известные им виды нормативно-правовых актов. Учащиеся самостоятельно, опираясь на учебник, заполняют в тетрадях третью графу таблицы, в случае затруднений обращаются к помощи учителя.

  1. Итоговый контроль (3 минуты).

 Учитель выводит на экран полностью заполненную таблицу «Виды нормативно-правовых актов» (см. Приложение 1) и предлагает учащимся сравнить результаты своей работы в тетрадях с данной таблицей. Учащиеся вносят исправления (при необходимости) в свои работы.

Домашнее задание: с. 197 – 201. Вопросы 2 – 5 (с. 206)

Урок состоялся: 15 февраля 2017 г. Присутствовали: председатель ШМО учителей естествознания и обществознания МБОУ Атепцевской СОШ И. В. Манидина.

Приложение 1.

Тест 

(правильные ответы выделены прописными буквами курсивом)

  1. Что из перечисленного относится к признакам правовых норм? Запишите цифры, под которыми указаны верные варианты.

  1. Опираются на силу общественного мнения
  2. Носят общеобязательный характер
  3. Утверждаются государством
  4. Охватывают сферу личной жизни
  5. Имеют формально определенный характер

Ответ:____235______

  1. Что из перечисленного не является видом правовых норм?  Запишите цифры, под которыми  указаны верные варианты.

  1. Уполномочивающие
  2. Запрещающие
  3. Комплексные
  4. Обязывающие
  5. Специальные

Ответ:____35______

  1. В приведенном ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это словосочетание. 

  1. Институт права
  2. Норма права
  3. Система права
  4. Отрасль права

Ответ:__СИСТЕМА ПРАВА____

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Базовые отрасли права

............

Закрепляют права и обязанности

Процессуальные

Закрепляют порядок защиты прав и исполнения обязанностей

Ответ:__МАТЕРИАЛЬНЫЕ____

Приложение 2.

Виды нормативных актов

Вид нормативного акта

Кем принимается

Предмет ведения

Конституция (Основной закон)

Всенародно (на референдуме)

РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральным собранием (парламентом) РФ

РФ

Федеральные текущие законы

Федеральным собранием (парламентом) РФ

РФ, совместное ведение

Законы субъектов РФ

Законодательными собраниями субъектов РФ

Ведение субъектов РФ

Подзаконные акты

Органами исполнительной власти

РФ, совместное ведение, ведение субъектов РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права

Аннотированный перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...