открытый урок обществознания в 5 классе «Россия – многонациональное государство»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.
Требования современного школьного образования являются актуальностью данной работы. Особенностью содержания является возможность использовать на уроке несколько методов, в т.ч. элементы урока-имитации.
Роль учителя заключается в проведении соответствующей подготовительной работы, четкой организации работы в группах и с документами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_5_klass.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский
Открытый урок в 5 классе
Тема:
«Россия – многонациональное государство»
( в соответствие с требованиями ФГОС)
Учитель: Перегудова С.М.
2016-2017 учебный год
.
Введение
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.
Требования современного школьного образования являются актуальностью данной работы. Особенностью содержания является возможность использовать на уроке несколько методов, в т.ч. элементы урока-имитации.
Роль учителя заключается в проведении соответствующей подготовительной работы, четкой организации работы в группах и с документами.
Методы, используемые учителем:
-объяснительно-иллюстративный;
-частично-поисковый.
Цель урока - достичь образовательных результатов:
- Личностный результат – осознавать необходимость единого национального государства и воспитания толерантности.
- Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
- Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.
Задачи урока:
- На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
- На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
- В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.
Формы:
-групповая работа;
-индивидуальная работа;
-коллективная работа;
-работа с документом.
Приемы работы:
-заполнение таблицы на основе просмотренной презентации;
-анализ документа и текста гимна.
Способ оценивания результатов:
проведение игры «Верю – не верю».
КОНСТРУКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
«Россия – многонациональное государство»
Цель урока - достичь образовательных результатов:
- Личностный результат – осознавать необходимость единого национального государства и воспитания толерантности.
- Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
- Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.
Задачи урока:
- На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
- На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
- В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо;
Методический прием: урок- имитация
Ход урока:
Стадия вызова. Запись и обсуждение темы урока, постановка познавательных задач.
(Прослушивание гимна РФ)
Вспомните Гимн России и объясните значение его слов:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Работа с учебной презентацией «Россия – многонациональная держава» - заполнение первой части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
Какие вопросы у вас появились после просмотра презентации по теме? Коллективное обсуждение и запись наиболее важных вопросов во вторую часть таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
знал | знаю | хочу узнать |
В России живет много национальностей | Территорию расселения некоторых народов | Сколько народностей проживает в Оренбургском крае? |
Стадия осмысления содержания.
Иногда мы говорим «наша страна Россия», а иногда – «государство Российская Федерация». Почему так? В чем разница между этими терминами? (Работа с текстами). Коллективное обсуждение результатов работы.
А теперь обратимся к документу. Главным документом государства является Конституция. (Читаем преамбулу и статью 27).
Какой вывод можно сделать на основе этого текста? Что будет, если не соблюдать эту статью и не уважать права других народов?
Вопросами развития народов России в нашей стране занимается Государственная дума РФ. Давайте представим себе. Что мы находимся на одном из ее заседании.
(Разбились на группы-«комиссии» по различным социальным вопросам). Повесткой сегодняшнего заседания было обсуждение вопроса «Решение национального вопроса в РФ. Как учитывать особенности разных народов в жизни государства?» Каждой комиссии предложена проблема.
Коллективное обсуждение результатов работы и заполнение третьей части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
знал | знаю | хочу узнать |
В России живет много национальностей | Территорию расселения некоторых народов | Как решаются вопросы равноправного проживания народов России? |
Стадия рефлексии и подведения итогов урока.
Игра «Верю – не верю».
а/ В России проживает более ста национальностей.
б/ Главный документ государства – указ президента.
в/ В Конституции РФ есть статья, рассказывающая о правах народов страны.
г/ Страна – это термин географический, а государство – политический.
д/ Каждый человек имеет национальность.
Домашнее задание:
А: Повторить все термины по главе «Введение»
В: кластер урока
С: рассуждение по теме с опорой на записи в тетради
Заключение
Таким образом, в ходе урока учащиеся учились работать с документом, развивали навык работы в группах и умение заполнять таблицу по полученной информации. Результаты усвоения данного материала будут проверяться в ходе проведения самостоятельной работы.
Источники:
- Ф. А. Михайловский. История Древнего мира.5 класс.- ОООТИД «Русское слово -РС»,2006._
- Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М.: «Вентана-Граф» 2012.
- Учебная презентация «Россия – многонациональная держава».
- Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы.
Компетентностно-ориентированные задания к уроку
«Россия – многонациональное государство»
- Составьте синквейны по терминам «государство» и «страна».
а/Слово или имя.
б/ Два прилагательных - эпитета.
в/ Три глагола.
г/ Фраза из четырёх слов.
д/ Одно существительное-характеристика.
- Найдите лишнее слово в перечне терминов:
Нравы, обычаи, указы, традиции, культура.
- Продолжите фразы:
а/Быть человеком - значит_____________________
б/ Человек, который позволяет себе плохо говорить о людях другой национальности, _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вы познакомились с темами «История вещей и одежды в разные вре -мена», «История письменности» и «Россия – многонациональное государство». Что вам кажется в них самым важным? Коротко расскажите о своем мнении.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- Вы стали свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей. Расскажите о случившемся.
Случай из жизни.
Однажды я стал свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей. Произошло вот что. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока "Россия - многонациональное государство"
Материал используется на уроке истории в 5 классе (с использование ФГОС)....
Конспект открытого урока в 7 классе «Россия на рубеже веков. Петр I»
Тип урока: комбинированныйЦель урока: Образовательная цель: создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности Петра первого , для понимания...
Презентация к открытому уроку обществознания 9 класс. Уголовно-правовые отношения.
1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...
Открытый урок обществознания 9 класс. Уголовно - правовые отношения. Технологическая карта
1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...
Презентация по обществознанию "Этнические общности. Россия- многонациональное государство"
Презентация по обществознанию "Этнические общности. Россия- многонациональное государство" 8 класс...
Открытый урок обществознания 8 класс, тема:"Социальные статусы и роли"
Урок предусматривает использование интерактивных методов и приемов ТРКМ, что позволяет учащимся качественно усваивать материал....
Открытый урок в 10 классе "Россия в эпоху Петра -Великого"
Сценарий проблемно-эвристического урока по истории в 10 классе на тему:«Россия в эпоху Петра Великого»...