Конструкт урока "Россия - многонациональное государство"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Материал используется на уроке истории в 5 классе (с использование ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_safonova.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс методических разработок учителей «Современный урок»

Тема:

«Россия – многонациональное государство»

( в соответствие с требованиями ФГОС)

Автор: учитель высшей категории истории, обществознания

 и английского языка МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)

 г. Оренбурга

 Сафонова Ольга Александровна

2013 г.

Содержание:

Введение_______________________________________________3-4

  1. Конспект урока_______________________________________ 5-8

Заключение_____________________________________________9

Литература_____________________________________________ 10

 

Введение

          На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

        Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие,  вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.  

        Эти требования современного школьного образования являются актуальностью данной работы. Особенностью содержания является   возможность использовать на уроке несколько методов, в т.ч. элементы урока-имитации.

        Роль учителя заключается в проведении соответствующей подготовительной работы, четкой организации работы в группах и с документами.

Методы, используемые учителем:

-объяснительно-иллюстративный;

-частично-поисковый.

Задачи урока:

  1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
  2. На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и   презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
  3. В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.

Цель урока - достичь образовательных результатов:

  1. Личностный результат – осознавать необходимость  единого национального государства и воспитания толерантности.
  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую   информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
  3. Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные  признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы  государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.  

Формы:

-групповая работа;

-индивидуальная работа;

-коллективная работа;

-работа с документом.

Приемы работы:

-заполнение  таблицы на основе просмотренной презентации;

-анализ документа и текста гимна.

Способ оценивания результатов:

проведение игры «Верю – не верю».

КОНСТРУКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

«Россия – многонациональное государство»

Цель урока - достичь образовательных результатов:

  1. Личностный результат – осознавать необходимость  единого национального государства и воспитания толерантности.
  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую   информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
  3. Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные  признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы  государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.  

Задачи урока:

  1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
  2. На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и   презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
  3. В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.

 

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);

Методический прием: урок- имитация

Ход урока:

Стадия вызова. Запись и обсуждение темы урока, постановка познавательных задач.

(Прослушивание гимна РФ)

Вспомните Гимн России и объясните значение его слов:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Работа с учебной презентацией «Россия – многонациональная держава» - заполнение первой части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

Какие вопросы у вас появились после просмотра презентации по теме? Коллективное обсуждение и запись наиболее важных вопросов во вторую часть таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

знал

знаю

хочу узнать

В России живет много национальностей

Территорию расселения некоторых народов

Сколько народностей проживает в Оренбургском крае?

Стадия осмысления содержания.

Иногда мы говорим «наша страна Россия», а иногда – «государство Российская Федерация». Почему так? В чем разница между этими терминами? (Работа с текстами). Коллективное обсуждение результатов работы.

А теперь обратимся к документу. Главным документом государства является Конституция.   (Читаем преамбулу и статью 27).

Какой вывод можно сделать на основе этого текста? Что будет, если не соблюдать эту статью и не уважать права других народов?

     Вопросами развития народов России в нашей стране занимается Государственная дума РФ. Давайте представим себе. Что мы находимся на одном из ее заседании.

(Разбились на группы-«комиссии» по различным социальным вопросам). Повесткой сегодняшнего заседания было обсуждение вопроса «Решение национального вопроса в РФ. Как учитывать особенности разных народов в жизни государства?» Каждой комиссии  предложена проблема. которую

Коллективное обсуждение результатов работы и заполнение третьей части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

знал

знаю

хочу узнать

В России живет много национальностей

Территорию расселения некоторых народов

Как решаются вопросы равноправного проживания народов России?

 

Стадия рефлексии и подведения итогов урока. Игра «Верю – не верю».

а/ В России проживает более ста национальностей.

б/ Главный документ  государства – указ президента.

в/  В Конституции РФ есть статья, рассказывающая о правах народов страны.

г/ Страна – это термин географический, а государство – политический.

д/ Каждый человек имеет национальность.

Домашнее задание:  1. Повторить все термины по главе «Введение»
                                        2. Подготовиться к проверочной работе.

Компетентностно-ориентированные задания к уроку

«Россия – многонациональное государство»

  1. Составьте синквейны по терминам «государство» и «страна».

а/Слово или имя.

б/ Два прилагательных - эпитета.

в/ Три глагола.

г/ Фраза из четырёх слов.

д/ Одно существительное-характеристика.

  1. Найдите лишнее слово в перечне терминов:

Нравы, обычаи, указы, традиции, культура.

  1. Продолжите фразы:

а/Быть человеком  - значит_____________________

б/ Человек, который позволяет себе плохо говорить о людях другой национальности, _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вы познакомились с темами «История вещей и одежды в разные вре -мена», «История письменности» и «Россия – многонациональное государство».  Что вам кажется в них самым важным? Коротко расскажите о своем мнении.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Вы стали свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей. Расскажите о случившемся.

Случай из жизни.

   Однажды я стал свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей.  Произошло вот что. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Заключение

Таким образом, в ходе урока учащиеся  учились работать с документом, развивали навык работы в группах и умение заполнять таблицу по полученной информации. Результаты усвоения данного материала будут проверяться в ходе проведения самостоятельной работы.

Литература:

 Ф. А. Михайловский. История Древнего мира.5 класс.- ОООТИД «Русское слово -РС»,2006._

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М.: «Вентана-Граф» 2012.

Учебная презентация «Россия – многонациональная держава».

Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о многонациональном государстве и толерантности.

Классный час о многонациональном государстве и толерантности.(Презентация)Цели:•познакомить учащихся с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления;•...

Россия - многонациональное государство

Цель:  Формирование   у детей младшего подросткового возраста чувства патриотизма.  Задачи:1. Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриоти...

Урок "Россия - многонациональное государство"

Урок обществознания в 6 классе.Цели: создать условия формирования и развития чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных концесс...

открытый урок обществознания в 5 классе «Россия – многонациональное государство»

        На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности уч...

Статья в сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства" (стр. 89)

В сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях  многонационально...

РОССИЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. рабочая тетрадь для студентов к внеаудиторному занятию по дисциплине ОУД.04 «История» специальность 34.02.01. Сестринское дело

Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении  аудиторных  занятий по истории, разработана в соответствии с требованиями Государственног...

Россия многонациональное государство

История России.Народы проживающие на территории РФ....