Конструкт урока "Россия - многонациональное государство"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Материал используется на уроке истории в 5 классе (с использование ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_safonova.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс методических разработок учителей «Современный урок»
Тема:
«Россия – многонациональное государство»
( в соответствие с требованиями ФГОС)
Автор: учитель высшей категории истории, обществознания
и английского языка МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)
г. Оренбурга
Сафонова Ольга Александровна
2013 г.
Содержание:
Введение_______________________________________________3-4
- Конспект урока_______________________________________ 5-8
Заключение_____________________________________________9
Литература_____________________________________________ 10
Введение
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.
Эти требования современного школьного образования являются актуальностью данной работы. Особенностью содержания является возможность использовать на уроке несколько методов, в т.ч. элементы урока-имитации.
Роль учителя заключается в проведении соответствующей подготовительной работы, четкой организации работы в группах и с документами.
Методы, используемые учителем:
-объяснительно-иллюстративный;
-частично-поисковый.
Задачи урока:
- На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
- На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
- В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.
Цель урока - достичь образовательных результатов:
- Личностный результат – осознавать необходимость единого национального государства и воспитания толерантности.
- Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
- Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.
Формы:
-групповая работа;
-индивидуальная работа;
-коллективная работа;
-работа с документом.
Приемы работы:
-заполнение таблицы на основе просмотренной презентации;
-анализ документа и текста гимна.
Способ оценивания результатов:
проведение игры «Верю – не верю».
КОНСТРУКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
«Россия – многонациональное государство»
Цель урока - достичь образовательных результатов:
- Личностный результат – осознавать необходимость единого национального государства и воспитания толерантности.
- Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
- Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.
Задачи урока:
- На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
- На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
- В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
Методический прием: урок- имитация
Ход урока:
Стадия вызова. Запись и обсуждение темы урока, постановка познавательных задач.
(Прослушивание гимна РФ)
Вспомните Гимн России и объясните значение его слов:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Работа с учебной презентацией «Россия – многонациональная держава» - заполнение первой части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
Какие вопросы у вас появились после просмотра презентации по теме? Коллективное обсуждение и запись наиболее важных вопросов во вторую часть таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
знал | знаю | хочу узнать |
В России живет много национальностей | Территорию расселения некоторых народов | Сколько народностей проживает в Оренбургском крае? |
Стадия осмысления содержания.
Иногда мы говорим «наша страна Россия», а иногда – «государство Российская Федерация». Почему так? В чем разница между этими терминами? (Работа с текстами). Коллективное обсуждение результатов работы.
А теперь обратимся к документу. Главным документом государства является Конституция. (Читаем преамбулу и статью 27).
Какой вывод можно сделать на основе этого текста? Что будет, если не соблюдать эту статью и не уважать права других народов?
Вопросами развития народов России в нашей стране занимается Государственная дума РФ. Давайте представим себе. Что мы находимся на одном из ее заседании.
(Разбились на группы-«комиссии» по различным социальным вопросам). Повесткой сегодняшнего заседания было обсуждение вопроса «Решение национального вопроса в РФ. Как учитывать особенности разных народов в жизни государства?» Каждой комиссии предложена проблема. которую
Коллективное обсуждение результатов работы и заполнение третьей части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
знал | знаю | хочу узнать |
В России живет много национальностей | Территорию расселения некоторых народов | Как решаются вопросы равноправного проживания народов России? |
Стадия рефлексии и подведения итогов урока. Игра «Верю – не верю».
а/ В России проживает более ста национальностей.
б/ Главный документ государства – указ президента.
в/ В Конституции РФ есть статья, рассказывающая о правах народов страны.
г/ Страна – это термин географический, а государство – политический.
д/ Каждый человек имеет национальность.
Домашнее задание: 1. Повторить все термины по главе «Введение»
2. Подготовиться к проверочной работе.
Компетентностно-ориентированные задания к уроку
«Россия – многонациональное государство»
- Составьте синквейны по терминам «государство» и «страна».
а/Слово или имя.
б/ Два прилагательных - эпитета.
в/ Три глагола.
г/ Фраза из четырёх слов.
д/ Одно существительное-характеристика.
- Найдите лишнее слово в перечне терминов:
Нравы, обычаи, указы, традиции, культура.
- Продолжите фразы:
а/Быть человеком - значит_____________________
б/ Человек, который позволяет себе плохо говорить о людях другой национальности, _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вы познакомились с темами «История вещей и одежды в разные вре -мена», «История письменности» и «Россия – многонациональное государство». Что вам кажется в них самым важным? Коротко расскажите о своем мнении.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- Вы стали свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей. Расскажите о случившемся.
Случай из жизни.
Однажды я стал свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей. Произошло вот что. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Заключение
Таким образом, в ходе урока учащиеся учились работать с документом, развивали навык работы в группах и умение заполнять таблицу по полученной информации. Результаты усвоения данного материала будут проверяться в ходе проведения самостоятельной работы.
Литература:
Ф. А. Михайловский. История Древнего мира.5 класс.- ОООТИД «Русское слово -РС»,2006._
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М.: «Вентана-Граф» 2012.
Учебная презентация «Россия – многонациональная держава».
Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о многонациональном государстве и толерантности.
Классный час о многонациональном государстве и толерантности.(Презентация)Цели:•познакомить учащихся с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления;•...
Россия - многонациональное государство
Цель: Формирование у детей младшего подросткового возраста чувства патриотизма. Задачи:1. Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриоти...
Урок "Россия - многонациональное государство"
Урок обществознания в 6 классе.Цели: создать условия формирования и развития чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных концесс...
открытый урок обществознания в 5 классе «Россия – многонациональное государство»
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности уч...
Статья в сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства" (стр. 89)
В сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационально...
РОССИЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. рабочая тетрадь для студентов к внеаудиторному занятию по дисциплине ОУД.04 «История» специальность 34.02.01. Сестринское дело
Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении аудиторных занятий по истории, разработана в соответствии с требованиями Государственног...
Россия многонациональное государство
История России.Народы проживающие на территории РФ....