Подготовка к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Подготовка к ОГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatiyatemysotsialnyeotnosheniya.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные понятия раздела «Социальные отношения»
Социальная структура общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними
В основе социальной структуре лежит:
- общественное разделение труда
- потребности и интересы социальных групп
- ценности социальных групп
- нормы и роли социальных групп
- образ жизни социальных групп
Функции социальной структуры:
- организует общество в единое целое
- способствует сохранению целостности и стабильности общества
Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп, характеризующиеся длительностью, системностью, самовозобновляемостью, широтой социальных связей
Характер отношений | |
Сотрудничество | Соперничество |
|
|
социальный конфликт |
Виды социальных отношений
- социально-групповые – отношения между классами, социальными слоями и др.
- социально-демографические – отношения между мужчинами, женщинами, детьми, молодёжью, пенсионерами и др.
- социально-этнические – отношения между нациями, народностями, национальными и этнографическими группами и др.
- социально-профессиональные – отношения между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями
- межличностные – отношения человека с окружающими его людьми
Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)
Виды социальных групп
- По численности – большие (например, народы) и малые (например, семья)
- По характеру взаимодействия – первичные (например, коллеги по работе) и вторичные (например, профсоюз)
- По характеру и формам взаимоотношений – формальные (например, коллектив предприятия) и неформальные (компания друзей)
Социальная роль – поведение, ожидаемое от человека, занимающего определённое место в социальной системе
основная социальная роль | ситуационная социальная роль |
гражданин, член семьи, труженик, собственник, потребитель и др. | пассажир, пешеход, покупатель, зритель и др. |
Требования общества к человеку
- закреплены в правилах – социальных нормах
- поддерживают выполнение социальных ролей различными мерами поощрения и наказаниями – санкциями
Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей
Социальный статус является показателем общественного положения личности или социальной группы, охватывающим:
- профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы
- материальное положение
- политическое влияние, партийную и профсоюзную принадлежность
- деловые связи
- национальность
- религиозность
- возраст
- семейное положение, родственные связи
Виды социальных статусов
Социальные статусы | ||
Приписанный (предписанный) – принадлежит человеку от рождения | Достигаемый – приобретается человеком собственными усилиями | |
Прирождённый – носит биологический характер | Приписываемый – не носит биологического характера |
Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития
Участники социального конфликта
- индивиды
- социальные группы
- организации и объединения
Стадии социального конфликта
- предконфликтная – складывание конфликтной ситуации (осознание противоположными сторонами существующего эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей; выбор способа воздействия на противника)
- непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику, невозможность достичь согласия (наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников)
- разрешение конфликта – прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников (устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга)
Причины социальных конфликтов
- социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций
- различия в уровнях доходов, власти, культуры, доступе к образованию, информации
- религиозные различия
- поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
Виды социальных конфликтов
- внутриличностный – происходит внутри личности на уровне индивидуального сознания
- межличностный – происходит между двумя и более членами одной группы или нескольких групп
- межгрупповой – конфликт одной группы с другой (конфликт между различными классами общества, национальностями, религиозными группами, конфликт «отцов и детей» и др.)
- конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, административных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания
- конфликт, охватывающий отдельные сферы общественной жизни (экономический, политический, этнический и др.)
- конфликт, охватывающий общество в целом (социальная революция – быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому; война)
Условия, способствующие успешному разрешению социальных конфликтов
- своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей
- обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон
- совместный поиск путей преодоления конфликтов:
- прямой диалог сторон
- компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущемления коренных интересов сторон
- посредничество – использование третьей стороны в разрешении конфликта
- демонстрация взаимного уважения сторон друг к другу
Роль социального конфликта
позитивная | негативная |
|
|
Семья – социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью
Функции семьи
- репродуктивная – биологическое продолжение рода
- воспитательная – подготовка молодого поколения к жизни в обществе
- хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи
- духовно-эмоциональная – развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе
- досуговая – организация нормального досуга, взаимообогащение интересов
Основные изменения в современной семье
- уменьшение размеров семьи и количества детей в ней
- уменьшение значимости в семье старшего брата и старшей сестры
- обеспечение материального благосостояния семьи не только мужчинами, но и женщинами
Этика семейных отношений – учение о способах индивидуального поведения человека в семье, а также о взаимоотношениях между членами семьи.
Типы семей (по распределению семейных ролей)
- традиционная – за супругами в соответствии с их полом закреплены определённые роли: жена выполняет роль матери и хозяйки, муж ответственен за материальное обеспечение семьи
- коллективистская – все семейные роли распределяются между мужем и женой фактически поровну.
Психологический климат в семье – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личностей в семье
- тёплый и приятный климат – отношения заботы, внимания, сотрудничества в семье (царят любовь, доверие друг другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь друг другу)
- тяжёлый и неприятный климат – отношения неуважения и безразличия в семье (царят напряжённость, ссоры, конфликты, дефицит положительных эмоций)
Основные стили семейных отношений
- попустительский – отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений; преобладают отстранённость, холодное отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого
- авторитарный – преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, чёрствость, агрессивность по отношению друг к другу
- демократический – преобладают подлинное равноправие, взаимное уважение, богатство чувств, сотрудничество
Направленность семейных отношений
- на деятельность (деловую сторону жизни) – выражается в оценке людей по их успехам в деятельности, что может порождать крайне бездушных деловых людей. не думающих о чувствах близких
- на взаимоотношения с другими людьми – приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих»
- на себя и самоудовлетворение – порождает отношения эгоизма, себялюбия
Семейный долг – превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим
- долг родителей перед обществом – забота о своих детях, создание необходимых условий для их полноценного развития
- долг родителей перед своими детьми – родители имеют равные права и обязанности в отношении детей – забота о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, материальном обеспечении и обучении, защита детей во всех учреждениях
- долг детей (особенно когда они становятся взрослыми) – заботиться о своих родителей, о семье, её благополучии, быте, эмоциональной сфере
Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни
Цели социальной политики
- гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения жильём
- стабилизация демографической ситуации: снижение детской смертности и смертности граждан в трудоспособном возрасте
- обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ
- обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы
Основные направления социальной политики
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
- охрана труда и здоровья людей
- установление гарантированного минимума размера оплаты труда
- государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан
- установление государственных пенсий и пособий
Основные принципы социальной политики современной России
- избавление государства от функции монопольного производителя социальных услуг
- переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию
- формирование рынка социальных услуг с реальной конкуренцией их производителей
- дифференциация социальной сферы по формам собственности, условиям предоставления услуг
- переход от социальной помощи, предоставляемой различным категориям населения, к адресной, осуществляемой на основе заявительного принципа
- регионализация и муниципализация социальной политики: учёт разнообразия условий жизни в различных регионах страны
Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований
Черты этноса
- общность языка
- общая историческая судьба
- специфическая материальная и духовная культура
- семейно-бытовое поведение
- нормы повседневного поведения, этикет
Типы этносов
- Род – группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской)
- Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов
- Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой
- Нация – историческая сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания
Этническое самосознание – чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп
Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей
Условия существования нации
- общность территории
- общность языка
- общность экономического уклада
- общность культуры
- общность психического склада
На возникновении наций повлияли
- переход к капитализму
- усиление экономических связей
- образование внутреннего рынка
- распространение грамотности и литературного языка
Национальные интересы – интересы нации или иного этноса как выражение их потребностей в экономической, социальной, политической и духовной жизни
- необходимость сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка
- необходимость стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития
- необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес»
- следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур
Национальное государство – государство, образованное на исторически сложившейся территории той или иной нации (этноса) и воплощающее её суверенитет
Национальность – принадлежность человека к той или иной нации
Межнациональное сотрудничество – участие граждан различной национальной принадлежности, представителей национальных организаций. структур национальной государственности в общем деле, опирающееся на наличие устойчивых взаимовыгодных интересов
Межнациональное сотрудничество осуществляется
- в экономике – совместные предприятия
- в торговле – обмен материальными ценностями
- в науке – совместные исследования
- в духовной сфере – театральные и кинофестивали, издание и распространение печатной продукции и др.
- в спорте – соревнования, олимпиады
- в политико-правовой сфере – совместные выступления по проблемам международной политики, договоренности об улучшении условий жизни соотечественников за рубежом и др.
Межнациональные конфликты – споры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами
Основные причины
- территориальные споры
- противоречия, связанные с языком народа, который является этническим меньшинством
- неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы: различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти и т.д.
- бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания
- отрицание государством самобытности этнических меньшинств
- ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе
Повод: любое событие (например, уличная ссора), если оно послужило последней каплей, переполнившей чашу терпения
Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду
Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий
Принципы разрешения межнациональных конфликтов
- соединение принципов территориальной и персональной автономии
- недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное равноправие
- уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп
- осуждение насилия в решении национальных проблем
- неприятие шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всём, что касается межэтнического общения, затрагивающего национальные чувства людей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки к ГИА по обществознанию
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социоло...
Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"
Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...
Тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ...
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.Работа с заданием С9.
Структура написания эссе. Советы при работе с заданием С9...
Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...