Подготовка к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Елена Александровна Таранова

Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatiyatemysotsialnyeotnosheniya.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Основные понятия раздела «Социальные отношения»

Социальная структура общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними

В основе социальной структуре лежит:

  • общественное разделение труда
  • потребности и интересы социальных групп
  • ценности социальных групп
  • нормы и роли социальных групп
  • образ жизни социальных групп

Функции социальной структуры:

  • организует общество в единое целое
  • способствует сохранению целостности и стабильности общества

Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп, характеризующиеся длительностью, системностью, самовозобновляемостью, широтой социальных связей

Характер отношений

Сотрудничество

Соперничество

  • выражено в обоюдной заинтересованности, выгодности отношений для обеих сторон
  • направлено на достижение возникающей совместной цели, что содействует также укреплению взаимопонимания, партнёрства, дружбы
  • связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т.п.
  • выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника
  • связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели

социальный конфликт

Виды социальных отношений

  • социально-групповые – отношения между классами, социальными слоями и др.
  • социально-демографические – отношения между мужчинами, женщинами, детьми, молодёжью, пенсионерами и др.
  • социально-этнические – отношения между нациями, народностями, национальными и этнографическими группами и др.
  • социально-профессиональные – отношения между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями
  • межличностные – отношения человека с окружающими его людьми

Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)

Виды социальных групп

  • По численности – большие (например, народы) и малые (например, семья)
  • По характеру взаимодействия – первичные (например, коллеги по работе) и вторичные (например, профсоюз)
  • По характеру и формам взаимоотношений – формальные (например, коллектив предприятия) и неформальные (компания друзей)

Социальная роль – поведение, ожидаемое от человека, занимающего определённое место в социальной системе

основная социальная роль

ситуационная социальная роль

гражданин, член семьи, труженик, собственник, потребитель и др.

пассажир, пешеход, покупатель, зритель и др.

Требования  общества к человеку

  • закреплены в правилах – социальных нормах
  • поддерживают выполнение социальных ролей различными мерами поощрения и наказаниями – санкциями

Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей

Социальный статус является показателем общественного положения личности или социальной группы, охватывающим:

  • профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы
  • материальное положение
  • политическое влияние, партийную и профсоюзную принадлежность
  • деловые связи
  • национальность
  • религиозность
  • возраст
  • семейное положение, родственные связи

Виды социальных статусов

Социальные статусы

Приписанный (предписанный) – принадлежит человеку от рождения

Достигаемый – приобретается человеком собственными усилиями

Прирождённый – носит биологический характер

Приписываемый – не носит биологического характера

Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития

Участники социального конфликта

  • индивиды
  • социальные группы
  • организации и объединения

Стадии социального конфликта

  • предконфликтная – складывание конфликтной ситуации (осознание противоположными сторонами существующего эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей; выбор способа воздействия на противника)
  • непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику, невозможность достичь согласия (наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников)
  • разрешение конфликта – прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников (устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга)

Причины социальных конфликтов

  • социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций
  • различия в уровнях доходов, власти, культуры, доступе к образованию, информации
  • религиозные различия
  • поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)

Виды социальных конфликтов

  • внутриличностный – происходит внутри личности на уровне индивидуального сознания
  • межличностный – происходит между двумя и более членами одной группы или нескольких групп
  • межгрупповой – конфликт одной группы с другой (конфликт между различными классами общества, национальностями, религиозными группами, конфликт «отцов и детей» и др.)
  • конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, административных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания
  • конфликт, охватывающий отдельные сферы общественной жизни (экономический,  политический, этнический и др.)
  • конфликт, охватывающий общество в целом (социальная революция – быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому; война)

Условия, способствующие успешному разрешению социальных конфликтов

  • своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей
  • обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон
  • совместный поиск путей преодоления конфликтов:

- прямой диалог сторон

- компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущемления коренных интересов сторон

- посредничество – использование третьей стороны в разрешении конфликта

- демонстрация взаимного уважения сторон друг к другу

Роль социального конфликта

позитивная

негативная

  • информирование о наличии общих проблем
  • стимулирование социальных изменений
  • снятие психологической напряжённости участников конфликта: осознание своих интересов и интересов других, переход к сотрудничеству
  • создание стрессовых ситуаций
  • нарушение порядка общественной жизни
  • разрушение равновесия сил, устойчивого положения

Семья – социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью

Функции семьи

  • репродуктивная – биологическое продолжение рода
  • воспитательная – подготовка молодого поколения к жизни в обществе
  • хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи
  • духовно-эмоциональная – развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе
  • досуговая – организация нормального досуга, взаимообогащение интересов

Основные изменения в современной семье

  • уменьшение размеров семьи и количества детей в ней
  • уменьшение значимости в семье старшего брата и старшей сестры
  • обеспечение материального благосостояния семьи не только мужчинами, но и женщинами

Этика семейных отношений – учение о способах индивидуального поведения человека в семье, а также о взаимоотношениях между членами семьи.

Типы семей (по распределению семейных ролей)

  • традиционная – за супругами в соответствии с их полом закреплены определённые роли: жена выполняет роль матери и хозяйки, муж ответственен за материальное обеспечение семьи
  • коллективистская – все семейные роли распределяются между мужем и женой фактически поровну.

Психологический климат в семье – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личностей в семье

  • тёплый и приятный климат – отношения заботы, внимания, сотрудничества в семье (царят любовь, доверие друг другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь друг другу)
  • тяжёлый и неприятный климат – отношения неуважения и безразличия в семье (царят напряжённость, ссоры, конфликты, дефицит положительных эмоций)

Основные стили семейных отношений

  • попустительский – отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений; преобладают отстранённость, холодное отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого
  • авторитарный – преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, чёрствость, агрессивность по отношению друг к другу
  • демократический – преобладают подлинное равноправие, взаимное уважение, богатство чувств, сотрудничество

Направленность семейных отношений

  • на деятельность (деловую сторону жизни) – выражается в оценке людей по их успехам в деятельности, что может порождать крайне бездушных деловых людей. не думающих о чувствах близких
  • на взаимоотношения с другими людьми – приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих»
  • на себя и самоудовлетворение порождает отношения эгоизма, себялюбия

Семейный долг – превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим

  • долг родителей перед обществом – забота о своих детях, создание необходимых условий для их полноценного развития
  • долг родителей перед своими детьми – родители имеют равные права и обязанности в отношении детей – забота о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, материальном обеспечении и обучении, защита детей во всех учреждениях
  • долг детей (особенно когда они становятся взрослыми) – заботиться о своих родителей, о семье, её благополучии, быте, эмоциональной сфере

Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни

Цели социальной политики

  • гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения жильём
  • стабилизация демографической ситуации: снижение детской смертности и смертности граждан в трудоспособном возрасте
  • обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ
  • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы

Основные направления социальной политики

  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
  • охрана труда и здоровья людей
  • установление гарантированного минимума размера оплаты труда
  • государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан
  • установление государственных пенсий и пособий

Основные принципы социальной политики современной России

  • избавление государства от функции монопольного производителя социальных услуг
  • переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию
  • формирование рынка социальных услуг с реальной конкуренцией их производителей
  • дифференциация социальной сферы по формам собственности, условиям предоставления услуг
  • переход от социальной помощи, предоставляемой различным категориям населения, к адресной, осуществляемой на основе заявительного принципа
  • регионализация и муниципализация социальной политики: учёт разнообразия условий жизни в различных регионах страны

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований

Черты этноса

  • общность языка
  • общая историческая судьба
  • специфическая материальная и духовная культура
  • семейно-бытовое поведение
  • нормы повседневного поведения, этикет

Типы этносов

  • Род – группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской)
  • Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов
  • Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой
  • Нация – историческая сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп

Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей

Условия существования нации

  • общность территории
  • общность языка
  • общность экономического уклада
  • общность культуры
  • общность психического склада

На возникновении наций повлияли

  • переход к капитализму
  • усиление экономических связей
  • образование внутреннего рынка
  • распространение грамотности и литературного языка

Национальные интересы – интересы нации или иного этноса как выражение их потребностей в экономической, социальной, политической и духовной жизни

  • необходимость сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка
  • необходимость стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития
  • необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес»
  • следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур

Национальное государство – государство, образованное на исторически сложившейся территории той или иной нации (этноса) и воплощающее её суверенитет

Национальность – принадлежность человека к той или иной нации

Межнациональное сотрудничество – участие граждан различной национальной принадлежности, представителей национальных организаций. структур национальной государственности в общем деле, опирающееся на наличие устойчивых взаимовыгодных интересов

Межнациональное сотрудничество осуществляется

  • в экономике – совместные предприятия
  • в торговле – обмен материальными ценностями
  • в науке – совместные исследования
  • в духовной сфере – театральные и кинофестивали, издание и распространение печатной продукции и др.
  • в спорте – соревнования, олимпиады
  • в политико-правовой сфере – совместные выступления по проблемам международной политики, договоренности об улучшении условий жизни соотечественников за рубежом и др.

Межнациональные конфликты – споры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами

Основные причины

  • территориальные споры
  • противоречия, связанные с языком народа, который является этническим меньшинством
  • неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы: различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти и т.д.
  • бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания
  • отрицание государством самобытности этнических меньшинств
  • ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе

Повод: любое событие (например, уличная ссора), если оно послужило последней каплей, переполнившей чашу терпения

Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду

Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий

Принципы разрешения межнациональных конфликтов

  • соединение принципов территориальной и персональной автономии
  • недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное равноправие
  • уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп
  • осуждение насилия в решении национальных проблем
  • неприятие шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всём, что касается межэтнического общения, затрагивающего национальные чувства людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к ГИА по обществознанию

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо­мики, социоло...

Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"

Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...

Тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ...

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.Работа с заданием С9.

Структура написания эссе. Советы при работе с заданием С9...

Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...