Подготовка к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Подготовка к ОГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatiyatemyobshchestvoichelovek.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятия темы «Общество и человек»
Общество | |||
в широком смысле слова | в узком смысле слова | ||
обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей; формы объединения людей | Всё человечество в его прошлом (истории), настоящем (современности) и будущем (перспективе) | совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности | определённый этап развития человечества |
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Сферы жизни общества
экономическая | Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения в процессе производства, обмен и распределение продуктов производства |
социальная | Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья и семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга |
политическая | Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти |
духовная | Наука, нравственность, религия, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры |
Глобальные проблемы человечества – проблемы, охватывающие всё человечество, от решения которых зависит его дальнейшее развитие.
К глобальным относятся проблемы:
- предотвращения войн и сохранения мира на Земле, борьбы с терроризмом;
- преодоления экологического кризиса и его последствий;
- борьбы со стихийными бедствиями;
- борьбы с наркоманией, избавления человечества от наиболее опасных болезней;
- смягчения сложной демографической ситуации;
- преодоления экономической и культурной отсталости ряда регионов мира;
- обеспечения продовольствием всех народов мира;
- освоения космоса и Мирового океана и др.
Отличительные признаки глобальных проблем:
- масштабы и проявления выходят за рамки одного государства;
- комплексный характер (все тесно связаны друг с другом);
- общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран мира;
- острота проявления;
- возможность их решения лишь усилиями мирового сообщества.
Человек – биосоциальное существо:
- биологическое существо – проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании различных процессов в человеческом организме;
- социальное существо – лишь в обществе, в общении с людьми становится человеком (формируются речь, мыслительные способности и др.)
Основные отличия человека от животного:
- способность производить и использовать орудия труда;
- способность мыслить и обладать членораздельной речью;
- способность к целенаправленной творческой деятельности (создание того, чего в природе не существует).
Характеристика человека:
Индивид | Индивидуальность | Личность |
отдельно взятый представитель всего человеческого рода; самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь | неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств; выражает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, неповторимость его внешнего облика, манеры поведения, характера и т.д. | социально и духовно развитый человек; выражает особые, только данному человеку свойственные качества (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и др., которые проявляются в деятельности) |
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей, изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.
Виды деятельности:
игра | общение | учение | труд |
особый вид деятельности, целью которого является в детстве – познание мира, в другом возрасте – развлечение, отдых | вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями | вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений | вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата |
Познание – процесс постижения человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.
Результат познания – знания.
Цель познания – истина.
Истина – знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно.
Самосознание – знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости.
Пути осуществления самосознания:
- познание других;
- анализ собственной деятельности и поведения;
- самонаблюдения (личные дневники, анкеты, тесты)
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Типы обществ
Традиционное (аграрное) | Индустриальное (промышленное) | Постиндустриальное (информационное) | |
основной фактор производства | земля | капитал | знания |
черты производства | ручной труд | применение машин и механизмов, технологий | автоматизация и компьютеризация производства |
характер труда | индивидуальный труд | в основном деятельность по стандарту | повышение творческого начала в труде |
большинство населения занято в | сельском хозяйстве | промышленности | сфере услуг |
социальная структура | сословия, классы, замкнутость страт | классовое деление, открытость страт | стирание классового различия, рост численности среднего класса |
воздействие на природу | локальное, неконтролируемое | глобальное, неконтролируемое | глобальное, контролируемое |
политическая жизнь | преобладание монархий, отсутствие политических свобод | демократические преобразования, провозглашение политических свобод | политический плюрализм, сильное гражданское общество |
духовная жизнь | господство традиционных религиозных ценностей, в основном устная передача информации; малое количество образованных людей | утверждается вера в науку, возникновение массовой культуры, массовая грамотность и образование | усиление роли науки, образования и информации, непрерывное образование |
Духовная жизнь – сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.
Духовный мир личности | ||||
знания | чувства | потребности | способности | ценности |
вера | переживания | стремления | убеждения | цели |
Духовная жизнь человека выражается в двух видах деятельности:
- направленной на производство и создание духовных, культурных ценностей (произведений культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.)
- направленной на сохранение, усвоение, воспроизведение, распределение, распространение созданных духовных культурных ценностей.
Совесть – важнейшая духовная ценность, нравственный самоконтроль.
Человеческое достоинство – уважение к человеку, основанное на признание его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах.
Потребности – надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения.
Виды потребностей человека | ||
Естественные (биологические, органические, материальные) | Социальные | Духовные (идеальные, познавательные) |
Потребности в пище, воздухе, воде, одежды, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др. | Потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. | Потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др. |
Ценностные ориентации – жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности.
Талант – получение оригинальных совершенных и общественно значимых продуктов деятельности в какой-то определённой сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Группа – реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, интеллигенция, молодёжь, ветераны, горожане, селяне и др.
Малая группа – группа из двух или более человек, объединённых одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Признаки малой группы:
- взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;
- небольшое количество участников (от 2-3 до 20-25 человек);
- общая деятельность, подчинённая общей цели.
Классификация малых групп | |||
основа для классификации | совместная деятельность | длительность существования | характер отношений между членами группы |
виды малых групп | производственные, учебные, спортивные, семейные | постоянные, временные | формальные (официальные), неформальные (неофициальные) |
Условия, влияющие на положение человека в малой группе:
- роль и позиции человека в группе;
- групповые интересы;
- групповые нормы (правила, принимаемые всеми членами группы);
- групповые ценности;
- групповые санкции (запретительные, поощрительные).
Положительное воздействие малой группы на человека:
- даёт человеку уверенность в себе, снабжает положительными эмоциями, необходимыми для его развития;
- в группе человек отрабатывает свои коммуникативные умения;
- от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя;
- отношения между людьми в группе приучают человека выполнять существующие социальные нормы, несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью.
Свобода – способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира.
Ответственность – характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, с группой (большой или малой).
Взаимодействие – согласованность действий.
Взаимопонимание – понимание на основе взаимности, понимание друг друга.
Взаимовосприятие – восприятие одним человеком других людей.
Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.
Общение бывает: познавательным, деловым, интимно-личностным.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты:
- конструктивные – стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;
- неконструктивные – одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, к оскорблениям.
Фазы конфликтов:
- определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной;
- выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации;
- выбор способов действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки к ГИА по обществознанию
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социоло...
Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"
Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...
Тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ...
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.Работа с заданием С9.
Структура написания эссе. Советы при работе с заданием С9...
Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...