План-конспект урока обществознания в 11 классе "Семейное право"
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) на тему
2 -й урок по теме «Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов» в разделе «Правовое регулирование общественных отношений». Предыдущий урок по теме «Семья и брак »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_11klass.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Роль права в регулировании семейных правоотношений
Место урока в системе уроков: 2 -й урок по теме «Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов» в разделе «Правовое регулирование общественных отношений». Предыдущий урок по теме «Семья и брак »
Тип урока: урок постановки и решения частной задачи
Формы работы: деятельностный метод обучения, решение проблемных, нестандартных задач, индивидуальная и групповая работа в процессе решения правовых задач, работа с текстом Семейного кодекса
Средства: Слайды, ПК учителя, проектор
Цель урока: выявить роль права в регулировании семейно-брачных отношений
Задачи:
Предметные: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов в семье; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений Метапредметные: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники.
На изучение данной темы отводится два часа. На первом уроке проведена работа с теоретическим правовым содержанием: учащиеся углубляют свои знания, полученные ими в основной школе об источниках семейного права, условиях вступления в брак, порядке его расторжения, субъектах семейных правоотношений, личных правах супругов. Второй урок – практическая отработка теоретических знаний.
Вступительное слово учителя.
На всём протяжении своего существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико. Назовите общечеловеческие ценности (здоровье, образование, традиции и обычаи, вера, семья). Почему семья признаётся ценностью человечества?
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
I. Вводно-мотивационный этап
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. Ситуация «знания» (4-5 мин).
Решение первой правовой задачи: Михеева и Третьяков при вступлении в брак решили сохранить свои добрачные фамилии. Однако перед рождением ребенка они решили, что у них должна быть общая фамилия, и обратились в ЗАГС с заявлением о присвоении им общей фамилии путем присоединения. Органы ЗАГСа отказали им в перемене фамилии, ссылаясь на то что это допускается только при вступлении в брак или при расторжении брака и что двойная фамилия не допускается.
Законны ли действия ЗАГСа? Когда супруги вправе решать вопрос о перемене фамилии? Допускается ли двойная фамилия по законодательству РФ?
2. Ситуация «незнания».Возникновение проблемной ситуации.
Вторая правовая задача: В суд обратилась с иском к бывшему мужу Михайлова о разделе имущества на сумму 30 тыс.400руб. Михайлова также просила увеличить ее долю в связи с тем, что с ней осталось проживать двое несовершеннолетних детей (8 и 14 лет). Кроме того, истица просила выделить ей из спорного имущества автомашину и гараж, так как дети нуждаются в летнем отдыхе и, имея автомашину, она смогла бы возить их за город. Михайлов признал частично и указал, что из совместно нажитого имущества, подлежащего разделу, должны быть исключены автомашина и гараж (общей стоимостью 20 тыс. 400 рублей), так как они были приобретены на полученные им авторские вознаграждения за опубликованные научные труды.
Одновременно, Михайлов просил суд включить в опись имущества, подлежащего разделу, женские ювелирные украшения из золота и серебра, которые остались у истицы.
Ответьте на следующие вопросы:1.Являются ли автомашина и гараж личным имуществом Михайлова?
2.Подлежат ли разделу, как общее совместное имущество супругов, женские ювелирные украшения?
3.Подлежит ли удостоверению требование истицы об увеличении ее доли в общем совместном имуществе?
4.Как должен быть разрешен спор?
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, выявляются цели и задачи урока, чётко проговаривается цель урока.
Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ и обсуждение проекта её решения.
• 10 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Учащиеся выбирают задания и по выбору формируют 3 группы. Ознакомившись с заданиями, выводят алгоритм. А как мы оценим выполнение вами решение задач? Предлагают необходимые критерии.
Критерии оценивания:
1.задание не выполнено- 0б.
2.разрешен ли конфликт?-1б.
3.предложены пути решения- 3б.
Во время выступления группы, остальные заполняют таблицу по критериям. Если нет правильных решений по правовым задачам, то решают остальные группы
II. Операционно-содержательный этап.
1 группа. Личные и имущественные правоотношения супругов.
Правовая задача: Гольская получила по наследству от бабушки жилой дом с земельным участком. Супруг Гольской убедил ее, что нужно продать этот дом и, добавив средств, приобрести более комфортное жилье в городе для постоянного проживания. Гольская согласилась продать дом с земельным участком и, добавив 50 000 руб., супруги приобрели трехкомнатную квартиру за 600 000 руб. Спустя 3 года супруги поссорились, и Гольская предъявила иск о расторжении брака (ввиду отсутствия согласия мужа на расторжение брака) и о разделе совместно нажитого имущества. Супруг Гольской потребовал, чтобы в состав имущества, подлежащего разделу, была включена трехкомнатная квартира как приобретенная в период брака, хотя и зарегистрированная в собственность Гольской. Гольская же считала, что поскольку большую часть средств вложила именно она от продажи имущества (дом с земельным участком), полученного по наследству, то дом принадлежит ей, а супругу полагается компенсация в размере 25 000 руб. – половина вложенной за счет общих доходов супругов суммы. В чьей собственности (общей или личной) находится приобретенная квартира? Как следует разрешить спор?
Ответ: В соответствии с ч.1 ст .36 Семейного кодекса РФ, имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью. Таким образом, дом с земельным участком действительно являлся собственностью Гольской. Однако, общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. (Ст.34 Семейного кодекса РФ). После продажи дома, Гольская получила денежные средства, которые являются ее доходом. Квартира была приобретена за счет общих доходов супругов, а значит несмотря на то, что зарегистрирована на Гольскую, является общим имуществом супругов и должна быть разделена в равных долях.
2 группа. Права и обязанности родителей.
Правовая задача: Максимова обратилась в суд с иском к Максимову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия, а дочери исполнилось 18 лет, но она является студенткой, а получаемая ею стипендия очень мала. Ей, как матери, одной трудно содержать детей.
Ответчик иска не признал, сославшись на то, что сын подрабатывает и имеет в месяц где-то 300 рублей, а на дочь он не обязан платить алименты, т.к. она совершеннолетняя.
Ответьте на следующие вопросы:
- Обязаны ли платить алименты родители на несовершеннолетних детей, имеющих достаточный заработок?
- Возможно ли взыскание алиментов на совершеннолетних трудоспособных детей, если они не имеют необходимых средств к существованию?
- Какое решение вынесет суд по иску Максимовой?
Ответ:
1. Согласно п. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В законе нет оговорки о том, имеют ли несовершеннолетние дети достаточный заработок или нет.
2. Нет, поскольку в законе только оговорено право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей (ст. 85 Семейного кодекса РФ).
3. Суд примет решение о взыскании алиментов на сына Максимовой, в остальном иск оставит без удовлетворения.
3 группа. Основные права ребенка.
Правовая задача: После расторжения брака супругов Григорьевых их 7-летний сын был по решению суда оставлен у матери. Родители договорились, что отец будет встречаться с мальчиком дважды в месяц. Спустя год Григорьева вышла замуж и в целях укрепления отношений между ее новым мужем и мальчиком стала всячески препятствовать общению с сыном. Она не разрешала мальчику гулять на улице, где его мог увидеть отец, а потом увезла к своей матери в деревню. Узнав, где находится сын, отец приехал в деревню и вопреки возражениям бабушки увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании ребенка. Григорьев предъявил встречный иск об определении места жительства сына.
Дайте правовую оценку действиям Григорьева. Какой орган должен быть привлечен судом к участию в деле? Какое решение вынесет суд по вышеуказанным искам?
Ответ:
1. Согласно п. 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ, все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения, однако при наличии разногласий между родителями, они или один из них вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Поэтому действия Григорьева с точки зрения закона неправомерны.
2. В соответствии с п.2 ст. 66 Семейного кодекса РФ, если родители не могут прийти к соглашению о порядке осуществления родительских прав, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
3. При определении места жительства ребенка, суд будет принимать решение исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ). Если в данном случае, ребенок останется у матери, то суд также с учетом всех обстоятельств должен включить в решение и порядок осуществления родительских прав отцом (п. 2 ст. 66 Семейного кодекса РФ). Если же в дальнейшем мать ребенка будет злостно не выполнять решение суда, то есть продолжать препятствовать общение с отцом, то суд может принять решение о передаче ребенка отцу (п. 3 ст. 66 Семейного кодекса РФ).
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.
В завершении подводится итог обсуждения, учащиеся делают вывод по каждой задаче
и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания.
• 4-5 минут;
• Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 1-2 типовых заданий);
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
III. Рефлексивно-оценочный этап(итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Домашнее задание: Написать эссе на выбор:«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Ф.Адлер,«Семья – кристалл общества».(В.Гюго)
Технологическая карта. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационный момент 1 мин. | Приветствует учащихся, организует доброжелательный настрой.
| Слушают учителя, включаются в ритм урока. |
2 | Ситуация «знания» 3мин | Учащимся предлагается правовая задача: Михеева и Третьяков при вступлении в брак решили сохранить свои добрачные фамилии. Однако перед рождением ребенка они решили, что у них должна быть общая фамилия, и обратились в ЗАГС с заявлением о присвоении им общей фамилии путем присоединения. Органы ЗАГСа отказали им в перемене фамилии, ссылаясь на то что это допускается только при вступлении в брак или при расторжении брака и что двойная фамилия не допускается. Отраслевым нормативно-правовым актом, регулирующим семейные правоотноше-ния является Семейный Кодекс РФ, принятый в 1995 г. | Решают правовую задачу, опираясь на текст Семейного Кодекса РФ |
3 | Ситуация «незнания»2мин. | Учащимся предлагается правовая задача:В суд обратилась с иском к бывшему мужу Михайлова о разделе имущества на сумму 30 тыс.400руб. Михайлова также просила увеличить ее долю в связи с тем, что с ней осталось проживать двое несовершеннолетних детей (8 и 14 лет). Кроме того, истица просила выделить ей из спорного имущества автомашину и гараж, так как дети нуждаются в летнем отдыхе и, имея автомашину, она смогла бы возить их за город. Михайлов признал частично и указал, что из совместно нажитого имущества, подлежащего разделу, должны быть исключены автомашина и гараж (общей стоимостью 20 тыс. 400 рублей), так как они были приобретены на полученные им авторские вознаграждения за опубликованные научные труды. Одновременно, Михайлов просил суд включить в опись имущества, подлежащего разделу, женские ювелирные украшения из золота и серебра, которые остались у истицы. Ответьте на следующие вопросы:1.Являются ли автомашина и гараж личным имуществом Михайлова? 2.Подлежат ли разделу, как общее совместное имущество супругов, женские ювелирные украшения? 3.Подлежит ли удостоверению требование истицы об увеличении ее доли в общем совместном имуществе? 4.Как должен быть разрешен спор? | Учащиеся дают разные версии |
3 | Постановка и принятие учебной задачи 2 мин | Вопросами подводит детей к постановке цели и задач урока. Верно ли решение задачи? Правы ли мы с точки зрения закона? Что будем изучать на уроке? Чем будем заниматься на уроке? Какие взаимоотношения? С помощью чего будем изучать? Какая наша учебная задача? Значит какая тема урока? Тема урока : Роль права в регулировании семейных правоотношений (запись на доске) Вспомним, кто является субъектом правоотношений? Что является основой правоотношений? Таким образом предлагаю вам изучить данные вопросы по группам- раздаются правовые задачи, учащиеся выбирают из них | Слушают учителя, ставят цель урока Отвечают на вопросы учителя Нет, не уверены Будем выяснять отношения между супругами по поводу раздела имущества Семейного Кодекса РФ С помощью права изучить имущественные отношения супругов Высказывания учеников Супруги, родители, дети,приемные родители, усыновленные, опекуны,опекаемые Основой правоотношений является права и обязанности субъектов 3 группы: 1. права и обязанности супругов 2. права и обязанности родителей 3. права и обязанности детей |
4 | Операционно- содержательный этап 10 мин | Все ознакомились с заданиями. А как мы оценим выполнение вами решение задач? Предлагайте необходимые критерии Решение задач 10 мин Выступление групп ( по 5 мин.) | Критерии оценивания: 1.задание не выполнено- 0б. 2.разрешен ли конфликт?-1б. 3.предложены пути решения- 3б. Во время выступления группы, остальные заполняют таблицу по критериям. Если нет правильных решений по правовым задачам, то решают остальные группы |
7 | Итог урока. Рефлексия. 10 мин Д/Задание | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит итог урока Какая учебная задача стояла перед нами? На основе чего мы говорим о выполнении этой задачи? Теперь вы способны помочь разрешить проблемы жизненных ситуаций. Написать эссе на выбор:«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Ф.Адлер,«Семья – кристалл общества».(В.Гюго)
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности Семейные отношения с точки зрения Семейного Кодекса РФ Научились решать правовые задачи о семейных ситуациях на основе Семейного Кодекса РФ Выставляют полученные отметки в дневник. |
Приложение
Оценочный лист
Критерии оценивания | 1 группа Права и обязанности детей | 2 группа Права и обязанности родителей | 3 группа Права и обязанности супругов |
1.Задача не решена. (0баллов) 2.Разрешен ли конфликт? (1балл) 3.Задача решена с правовой точки зрения, с опорой на Семейный КодексРФ (2 балла) |
Самоанализ урока по обществознанию в 11 кл
В данном классе всего 10 учащихся. На высоком уровне обучается 3 учеников, на среднем – 7 учеников.
Тема урока: Роль права в регулировании семейных правоотношений.( ЕГЭ-Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака)
Место урока в системе уроков: 2 -й урок по теме «Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов» в разделе «Правовое регулирование общественных отношений». Предыдущий урок по теме «Семья и брак »
Тип урока: урок постановки и решения частной задачи
Формы работы: деятельностный метод обучения, решение проблемных, нестандартных задач, индивидуальная и групповая работа в процессе решения правовых задач, работа с текстом Семейного кодекса
Средства: Слайды, ПК учителя, проектор
Цель урока: выявить роль права в регулировании семейно-брачных отношений
Задачи:
Предметные: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов в семье; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений
Метапредметные: формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники.
Структура урока состоит из 3-х этапов:
1. Вводно-мотивационный этап решал задачу постановки учебной задачи. Решение первой правовой задачи определяет ситуацию успеха( повторение основных понятий по теме).Решение второй правовой задачи создает ситуацию «разрыва», определение границы «знание-незнание» (имущественные отношения). В ходе обсуждения решения задачи определены тема урока, учебная задача учащимися.
2. На операционно- содержательном этапе решается учебная задача через УУД- через учебное сотрудничество. Выведены критерии оценивания.
3.На рефлексивно-оценочном этапе определена степень решения поставленной учебной
задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...
План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...
План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"
На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....
Главные правила ОБЖ (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)
Тема: «Главные правила ОБЖ».Цели и задачи урока:1)актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности;2)закрепить знания о правилах безопасности;3)ознакомить с важнейшими правилами безопа...
План-конспект открытого урока по профильному труду в 7 классе.Тема:Криволинейное выпиливание лобзиком. Инструмент. Правила безопасной работы.
Развитие навыков пиления ручным лобзиком, коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), стимулирование сенсорного ...
План-конспект открытого урока по теме «Правила дорожного движения»
Конспект урока, предназначенный для работы с обучающимися 1-2 курса среднего специального звена юридической направленности....
План-конспект открытого урока по математике (6 класс) на тему: «Правило вычисления алгебраической суммы двух чисел»
Урок составлен в соотвествие с ФГОС...