Рабочая программа по обществознанию ФГОС
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.docx | 36.34 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по обществознанию в 7 классе (35 часов)
I четверть - 9 II четверть - 7 III четверть - 10 IV четверть - 9
№ | Тема урока | кол-во ча- сов | Элементы содержания | Вид контро- ля | Планируемые результаты | Дата проведения | |||
план | факт | ||||||||
Предметные | Метапредметн. | Личностные | |||||||
1-2 | Что значит жить по правилам | 2 | Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Общественное сознание и ценности. Уважение социального многообразия. | Текущий | Научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | ||
3-4 | Права и обязанности граждан | 2 | Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Права, обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Личные (гражданские) права, социально- экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Право и его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. понятие прав, свобод и обязанностей. | Текущий | Научатся определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе» | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
5 | Почему важно соблюдать законы | 1 | Конституция РФ -основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституция РТ | Текущий | Научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, Почему свобода не может быть безграничной. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную Деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
6-7 | Защита Отечества | 2 | Защита Отечества -долг и обязанность. Гражданственность и патриотизм. | Текущий | Научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга. | Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | ||
8-9 | Для чего нужна дисциплина | 2 | Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина | Текущий | Научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение. | Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | ||
II четверть | |||||||||
10-11 | Виновен - отвечай | 2 | Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Как защищаются права человека в России. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. | Текущий | Научатся определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | ||
12-13 | Кто стоит на страже закона | 2 | Как защищаются права человека в России Правоохранительные органы РФ. Судебные органы. Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. судебное разбирательство. | Текущий | Научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
14 | Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | Регулирование поведения людей в обществе | Тематический | Научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | Сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | ||
15-16 | Экономика и ее основные участники | 2 | Основные участники экономики - производители и потребители. Экономика и ее роль в жизни общества.. Права. обязанности и ответственность работника и работодателя Крупные производственные предприятия Татарстана | Текущий | Научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | ||
III четверть | |||||||||
17-18 | Мастерство работника | 2 | Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Трудовые отношения Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале 21 века. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. | Текущий | Научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. | Оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. | ||
19-20 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 | Современное производство. Новые технологии и их возможности. Факторы производства. Предприятия и их современные формы. Государственный бюджет. Товары и услуги, экономические ресурсы и потребности. Цикличность экономического развития. | Текущий | Научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат. | Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия. | Сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | ||
21-22 | Виды и формы бизнеса | 2 | Предприниматель.Этика предпринимателя. Типы экономических систем. Роль банков в экономике. Финансовый кризис: его причины и последствия. Налоги. | Текущий | Научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | ||
23-24 | Обмен, торговля, реклама | 2 | Права потребителя. Особенности экономического развития России. | Текущий | Научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
25-26 | Деньги и их функции | 2 | Деньги и их функции. Инфляция. | Текущий | Научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции | Познавательные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | ||
IV четверть | |||||||||
27 | Экономика семьи | 1 | Экономика семьи. Семейное потребление. Прожиточный минимум. | Текущий | Научатся определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи. | Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. | ||
28 | Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» | 1 | Человек в экономических отношениях | Тематический | Научатся определять все термины и понятия раздела | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | ||
29 | Воздействие человека на природу | 1 | Обязанность бережно относится к природным богатствам | Текущий | Научатся определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им. | ||
30 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | Обязанность бережно относится к природным богатствам | Текущий | Научатся давать определение понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали | Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | ||
31 | Закон на страже природы | 1 | Обязанность бережно относится к природным богатствам. Защита природных богатств в Татарстане. | Текущий | Научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы | Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | ||
32 | Практикум по теме: «Человек и природа» | 1 | Обязанность бережно относится к природным богатствам | Тематический | Научатся анализировать свое отношение к окружающей среде | Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. | ||
33 | Итоговое повторение . Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | Периодический | Научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | |||
34 | Итоговое повторение урок контроля знаний и умений | 1 | Периодический | ||||||
35 | РЕЗЕРВ | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа по обществознанию 7 класса разработана на основе
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
2. Примерные программы по обществознание. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения)
3.Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год;
4.Устава и образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Описание учебного предмета в базисном учебном плане
Классы: 7 А, Б, В
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Национально-региональный компонент отмечен жирным курсивом.
Общая характеристика программы.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели изучения обществознания в основной школе: способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Задачи:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программы 7 класс (35 ч)
Социальные нормы
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Уважение социального многообразия. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, еѐ основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.
Экономика и социальные отношения
Мир экономики
Экономика и еѐ роль в жизни общества. Товары и услуги, экономические ресурсы и потребности. Цикличность Экономического развития.
Современное производство. Новые технологии и их возможности. Факторы производства. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Спрос и предложение.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: работники каких профессий востребованы на рынке труда в начале XXI века. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература
Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.
4. Интернет ресурсы:
standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru
Литература для учителя обществознания (основная школа):
- Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.
- Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
- В. Латышева. — М., 2004.
- Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
- И. Кравченко. - М., 2008.
- Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
- Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
- Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /
- Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
- Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
- Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /
- Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.
- Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
- Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
- Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
- Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
- Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
- Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
- Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.
- Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
- Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
- Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
- Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
- Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
- Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.
- Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
- Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение)
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.
http://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
http: //www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию ФГОС Боголюбов
Программа составлена к УМК Боголюбов на основе программы под его же редакцией....
Рабочая программа по обществознанию ФГОС 6 класс
Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематически планированием....
Рабочая программа по обществознанию (ФГОС)
1. Пояснительная записка 1.1. Рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана в соответствии со следующими документами: ...
Рабочая программа по обществознанию ФГОС 5-9 классы
Рабочая программа составлена на основе 1.требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), 2.основной образовательной п...
Рабочая программа по обществознанию ФГОС 5 класс
Рабочая программа составлена на основе проектов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общег...
Рабочая программа по обществознанию (ФГОС)
Рабочая программа по обществознанию (ФГОС) к УМК Соболевой...
Эксперимент. Рабочая программа по обществознанию ФГОС СОО
Экспериментальная разработка . рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов в рамках проекта содержанияя ООП по обществознанию...