Рабочая программа по обществознанию ФГОС 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Юркина Надежда Петровна

 

Рабочая программа составлена на основе проектов Феде­рального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаменталь­ного ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_obshch_5_kl.docx102.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт(второго поколения)
  3. Базисный учебный план  
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы.  М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  6.  Программы Обществознание. 5-9 кл. Рабочие программы / Боголюбов(ФГОС)Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение»2011г
  7. Информационное письмо о включённых в Федеральный перечень 2012 – 2013 учебниках обществознания для 5-9 классов издательства «Просвещение».

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

1.«Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф.  Издательство «Просвещение» 2014г.

Также данная программа написана с использованием научных,  научно-методических и методических рекомендаций:

1.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. -  М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

3.Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена на основе проектов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Структура курса и последовательность предъявления материала

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся крут социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  1. использование элементов причинно-следственного анализа;
  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую
  5. (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликт.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

 

  Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатовявляется способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический  диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.

Оценка индивидуального проекта

1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

3. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.

4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

5.Критерии оценки проектной работы:

5.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

5.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

5.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

5.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

5.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.

По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Портфолио обучающегося как метод оценки

Портфолио - наиболее адекватный метод интегральной (накопительной) оценки. Портфолио (портфель достижений) сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в исторической и обществоведческой  областях.

В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, входят:

1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений творчества,   рефлексии.   Такими   работами   (в   рамках обсуждаемых предметов) могут быть, исходя из различных учебных задачиситуаций,учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:

•  выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам по истории;

2) систематизированные материалы текущей оценки:

• отдельные листы наблюдений;

• оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;

•результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;

• выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;

3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её.с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)

  1. Человек в социальном измерении (18 ч)

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

  1. Ближайшее социальное окружение (9 ч)

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)

  1. Общество — большой «дом» человечества (12 ч)

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

  1. Общество, в котором мы живём (15 ч)

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?

Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)

  1. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.        4

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

  1. Основы российского законодательства (9 ч)

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)

  1. Мир экономики (12 ч)

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые

технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

  1. Человек в экономических отношениях (6 ч)

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

  1. Мир социальных отношений (9 ч)

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный сослав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)

  1. Политическая жизнь общества (16 ч)

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические

партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

  1. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

  1. Человек в меняющемся обществе (3 ч)

     Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Раздел программы (блок) Тема урока

Кол- во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование

ЭОР

Домашнее задание

дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

1

Введение

1

Урок изучения нового материала

Знать значение, использование термина «обществознание».

Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы

Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание»

Работа с текстом учебника

Учебник Общество

знание

Рабоча

я тетрадь

Стр 5-8 учебника

1.09

Глава 1 Человек

2-3

Загадка человека

Загадка человека (практикум)

Способности человека.

1

1

Урок изучения нового материала

Урок практикум

Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобынго человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам

Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возра ста. Сформиро вать в себе каче ства доброго, ми лосердного, поря дочного челове ка, выполняюще го свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримири мое отношение к проявлениям не честности и об ману. Научиться беречь свое здо ровье, вести здо ровый образ жиз ни и избегать вредных привыч

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

Учебник

Общество

знание

Рабочая тетрадь по общество

знанию

раздаточный материал по общество

знанию

Карта

«Россия и сопредель

ные государства»

презентация к уроку

П.1 раб тетр

№ 2,3,4

П. 1

Раб тетр.

№ 6,7,8

8.09

15.09

4-5

Отрочество - особая пора жизни

Самостоятельность- показатель взрослости.

1

1

Урок изучения нового материала

Комбинированный

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Оценка   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт
своей  личности  с  учётом   мнения  других  людей,   в  том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполне ние в повсед невной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

Отрочество- пора мечтаний. Самостоятельность- показатель взрослости.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

презентация к уроку

П.2

Раб тетр

№3,4

П.2   раб тетр

№ 7,8

22.09

29.09

6-7

Практикум по главе «Человек»

Учимся общаться.

1

1

Урок практикум

Проблемный урок.

Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду

Работа с текстом учебника по задани ям; выпол нение проблемных зада ний и мо делирование ситуа ций и их анализ

Тестовое задание

Подготовка мини проекта

подготовка к тесту

6.10

-

13.10

Глава 2 Семья

8

Семья и семейные отношения

1

Урок открытия нового знания

Характеризовать понятие «семья».                Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двух поколенных, трех поколенных. Характеризовать причины возникно вения семейных конфликтов, пред лагать пути их разрешения. Назы вать основной до кумент, регулирую щий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Воспитывать

любовь и уважение к старшему поколению, семье.

Моделирование ситуаций и их анализ.

презентация к уроку

П.3

Раб

Тетр. № 2,3

20.10

9-10

Какие бывают семьи

Семейное хозяйство

1

1

Комбинированный

Комбинированный

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин.Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.

Составить семейный бюджет.

презентация к уроку

творческие работы учащихся

П. 4

Раб. Тетр.

№ 2,3

П.4 раб тетр №6,7,8

27.10

10.11

11-12

Свободное время

Свободное время

1

1

Комбинированный

Комбинированный

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения.

Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «сво бодное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь состав лять рассказы по рисункам.

Воспитание умение правильно использовать свободное время.

Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды».

презентация к уроку

П.5 раб тетр № 3,4

П. 5

Раб тетр. №5,6,8

17.11

24.11

13

Практикум по главе «Семья»

1

Повторение и обобщение

Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

 Составлять рассказы:

-учимся быть рачительными хозяевами;

-учимся помогать семье;

-мы - семья, а это значит...

Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи

Моделирование ситуаций и их анализ.

Творческое задание.

Раб. Тетр № 2,7

П5

Мини проект мое хобби

1.12

Глава 3. Школа.

14

Образование в жизни человека

1

Урок изучения нового материала

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности. Использовать элементы причинно следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме

Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться

Моделирование ситуаций и их анализ.

презентация к уроку

П. 6

Раб тетр

№3,4

8.12

15-16

Профессия - ученик

Образование

и самообразование

1

1

Комбинированный

Урок  практикум

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика

Воспитание ответственности, умение учиться

Моделирование ситуаций и их анализ.

презентация к уроку

П. 7

Раб тетр№ 3,4,

П. 7 раб тетр №7

15.12

22.12

17-18

Одноклассники, сверстники, друзья.

Слово не воробей

1

1

Комбинированный

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

Воспитание  дружеских отношений младших  подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Моделирование ситуаций и их анализ.

презентация к уроку

П. 8

Раб тетр

№ 2,3

П.8 раб тетр. № 4,5

12.01

19.01

19

Школа.

1

Урок развивающего контроля

Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Контроль и оценка

деятельности

Воспитание ответственности, умение учиться

Решение познавательных задач

тест

П.8 раб. Тетр №7,8

подготовка к тесту

26.01

Глава 4. Труд.

20-21

Труд – основа жизни

Как оценивается труд

1

1

Урок изучение нового материала

Урок - практикум

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человек

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Моделирование ситуаций и их анализ.

презентация к уроку

 П.9 раб тетр № 2,3

П.9 раб тетр №6,7

2.02

9.02

22-23

Труд и творчество.

Что такое творчество

1

1

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Творческий труд. Творчество в искусстве

Решение познавательных задач, работа с текстом учебника

презентация к уроку

П. 10

Раб тетр № 2,3,4

П.10раб.

Тетр № 6

16.02

1.03

24-25

Практикум

по главе «Труд»

Учимся творчеству.

1

1

Урок развивающего контроля

Контроль знаний

Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проб-лемных заданий с использованием учеб.литературы

Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

Решение тестовых заданий

Мини проект

подготовка к тесту

15.03

5.04

Глава 5.Родина

26

Наша Родина-Россия.

1

Урок изучения нового материала

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

Решение познавательных задач

Карта Россия и сопредельные государства

Рисунки, творческие работы

П.11

Раб тетр№ 3,4,5

П.11

Раб тетр 7,8

12.04

27

Государственные символы России.

1

Комбинированный

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны

Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Моделирование ситуаций и их анализ.

Стенд Государственные символы РФ

Рисунки, доклады,

презентации

П. 12

Раб тетр

№2,3,4

П.12

Раб тетр.№ 5,6

19.04

28-29

Гражданин России.

Права и обязанности граждан.

1

1

Комбинированный

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».Называть и иллюстриро вать примерами основные права граждан РФ. Назы вать основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добро совестного выпо лнения гражданских обязаннос тей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представлен ным в СМИ

Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином.

Моделирование ситуаций и их анализ.

П. 13

Раб тетр

№ 3,4

П.13

раб тетр № 6,7

26.04

3.05

30-31

Мы – многонациональный народ.

Многонациональная культура России

1

1

Комбинированный

Комбинированный

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства.

Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

Моделирование ситуаций и их анализ.

П.14

Раб тетр № 3,4

П. 14

 раб тетр № 7

10.05

17.05

32-33

Годовая контрольная работа.

Итоговое обобщающее  повторение

1

1

Урок рефлексии

Урок рефлексии

Знать основные  положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника,   выделять   главное.

 Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.

Умение работать с тестовыми заданиями

Тестовые задания

Работа с тестами

24.05

31.05

34-35

Защита проектов

2

Систематизация и контроль знаний

Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог

Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
на уроках и в доступной социальной практике

Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности

Творческие работы

(презентации, рисунки,

сочинения эссе, доклады).

проекты

Тематическое планирование

Название темы

Количество уроков

1

Введение

1

1

Человек

6

2

Семья

6

3

Школа.

6

4

 Труд.

4

5

Внеаудиторные занятии

2

Всего

35

Коррекция календарно-тематического планирования

Внеаудиторные занятия

№ занятия

класс

Дата

факт

Тема и номер урока в календарно-тематическом планировании

Название темы занятия

1

2.03.2016

4.03.2016

Урок №34 Защита проектов

Защита проектов на фестивале проектов

2

3.03.2016

5.03.2016

Урок №35 Защита проектов

Защита проектов на фестивале проектов

Описание учебно-методического, материально- технического и информационного обеспечения  образовательного процесса по обществознанию

  1. «Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Ивановой Л. Ф.  Издательство «Просвещение» 2014г.
  2. Людмила Иванова: Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. ФГОС, Издательство: Просвещение, 2012 г.

Средства обучения

  1. Мультимидийная доска
  2. Мультимидийная система
  3. Телевизор
  4. Компьютер

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
  2. http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
  3. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
  4. http://www.iurizdat.ru/editions/ofTicial/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
  5. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
  6. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России
  7. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
  8. http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта
  9. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
  10. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
  11. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.  
  12. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        
  13. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом  
  14. http://his.1september.ru  Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
  15. http://www.fipi.ru  - ФИПИ
  16. http://school-collection.edu.ru/catalog/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предметам  и классам– планирования, методические материалы, энциклопедия «Кругосвет»
  17. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
  18. Всеросс. Олимпиада школьников http://rosolymp.ru/
  19. http://www.zavuch.info/   - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
  20.  Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
  21. Президент России: официальный сайт  http://www.president.kremlin.ru
  22. Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
  23. Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
  24. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
  25. Права человека в России  http://www.hro.org
  26. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
  27. Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
  28. Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
  29.  Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru
  30. Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r
  31. Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова http://lesson-history.narod.ru
  32. Научно-образовательные ресурсы Интернет

Материально-техническое обеспечение

     В учебном заведении основными компонентами учебного оборудования, используемого на уроках обществознания являются:

- библиотечный фонд (книгопечатная продукция);

- печатные пособия;

- экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде;

- технические средства обучения.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методический комплект: 1.Учебник. Обществознание: учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений / (Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. редкол.: Л. Н. Боголюбов и др.). –  М.: Просвещение, 2014;

2. Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.

3. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.

4.Кравченко А.И. «Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .

5.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М: Русское слово, 2009.

Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

Печатные пособия

2.

1.Тестовые задания, карточки к урокам;

2.Конституция РФ

3.Российская символика: герб, флаг, гимн, портрет Президента  В. В. Путина;

4.Схемы по обществознанию (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов), карты и таблицы

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

Экранно-звуковые пособия

3.

1. Презентации к урокам

2. Аудиозаписи: «Гимны России: история», «С чего начинается Родина», «Учат в школе»

Используются учителем и учащимися, при коллективной работе: выступлении учителя или учащегося, обсуждении у доски, общей дискуссии

Планируемые результаты изучения учебного предмета

1. Формирование универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия.

  • знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • эмоционально  положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании  моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

 Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

 Познавательные универсальные учебные действия.

  • научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

      Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,  компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности  значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Приложения к программе

  1. Контрольно- измерительные материалы . Обществознание  5 класс. Поздеев А.В. , М . «Вако»2012г
  2. УМК Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2012 г
  3. Темы проектов по обществознанию

Сроки реализации  -  1 год

1.Загадки человека - кто на кого похож

2. Моя семья – моя гордость.

А) Моя семья в годы войны

Б) Мои любимые бабушки и дедушки

В) Папа , мама ,я – дружная семья(досуг семьи).

Г) Мое хобби.

3. Трудовая деятельность

А) Профессии родителей.

Б) Кем я хочу стать

В) Помощь ближним.

4. Школьные годы чудесные.

А) Школа настоящего.

Б) Школа будущего.

В) Мои одноклассники.

5. Что такое  Родина.

А) Моя малая Родина .

Б) Моя Родина – Россия.

В) Мы – многонациональный народ.

Темы творческих работ:

1.Идеальное утро

2. Памятка покупателя

3. Семейный портрет

4. Идеальная школа

5. Мой микрорайон

6. Путешествие в страну Советов.

7. Письмо другу

8. Хочу все знать

Методические рекомендации

Проектная деятельность

Цель: формировать всесторонне развитую личность  

Задачи: 1.познакомить обучающихся с удивительным миром  древних мифов

             2.воспитывать уважительное отношение к зарубежной культуре

            3.пополнить словарный запас учащихся

Вид проекта: информационный ,практико-ориентированный, творческий или ролевой.

Цель проекта:

1. Используя технологию создания учебной ситуации, формировать проектно-исследовательскую компетенцию ;

2. Формировать навык работы с информационным пространством;

3.Расширить знания о Древнем мире;

 4. Научить применять полученные знания на уроках истории и информатики, путем создания презентации.

Формы проектов или продукт

Эссе , презентация , реклама , отчет , исследование , научный доклад .

Продукт: презентация , историческая карта, эссе ,реклама , отчет , исследование , научный доклад .

Источники информации: учебник, интернет, энциклопедии, статьи

План работы над проектом:

1 этап (1-2 неделя): сбор информации по теме (с указанием источников); создание первого кадра на уроке информатики (название, автор)

2 этап(3-4 неделя): отбор и анализ информации (что надо, а что лишнее); создание второго кадра (план) на уроке информатики

3 этап(5-6 неделя): обобщение собранного материала; создание 3-4 кадра по индивидуальному плану на уроке информатики

4 этап(4 неделя): Оформление общей презентации (вставляем все источники в презентацию) на уроке информатики

Презентация 1 кадр – титульный лист (преподаватель информатики)

2 кадр – актуальность (преподаватель истории и информатики)

3 кадр – цель работы (преподаватель истории)

4-18 кадр – информация учащихся

19 кадр – список литературы и интернет-ресурсов

В процессе работы количество кадров может изменяться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для у...

Рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС

Рабочая программа разработана  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нравственного развития и...

Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. ФГОС.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программа по обществознанию 5 класс по фгос

составлена в соответствии с требованиями фгос...

Рабочая программа по обществознанию ФГОС 6 класс

Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематически планированием....

Рабочая программа по обществознанию 7 класс (Боголюбов, ФГОС)

Рабочая программа по обществознанию 7 класс (Боголюбов, ФГОС)...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс (ФГОС)

Рабочая программа для 7 класса (учебник Боголюбова) составлена в соответствии ФГОС содержит пояснительную записку и учебно-тематическое планирование...