Эксперимент. Рабочая программа по обществознанию ФГОС СОО
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Экспериментальная разработка . рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов в рамках проекта содержанияя ООП по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_obshchestvoznanie_bazovyy.docx | 49.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность
Елецкого муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании методсовета МБОУ СОШ п. Солидарность Протокол № от « » 2016г. Председатель /В.А. Авдеева/ | Принята решением педагогического совета МБОУ СОШ п. Солидарность протокол № _______ от « » 2016 г. | Утверждена приказом МБОУ СОШ п. Солидарность от « » 2016г. № Директор МБОУСОШ п.Солидарность. /Т.И. Купавцева/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 10 класса
на 2016-2017 учебный год
Автор-составитель:
Попова Александра Валерьевна
Раздел 1
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Обществознание »
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
приводить примеры проявления социальной сущности человека;
различать понятия «материальная культура» и «духовная культура», опираясь на примеры;
определять роль духовных ценностей в обществе;
определять формы культуры по признакам, иллюстрировать их примерами;
сравнивать искусство с другими формами духовной культуры;
раскрывать особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе;
определять особенности религии как социального института и формы общественного сознания;
различать мировые и национальные религии;
характеризовать отношения государства и религиозных конфессий в Российской Федерации;
выделять основные этапы социализации индивида;
различать виды потребностей человека, иллюстрируя их примерами;
различать виды деятельности, приводить примеры разных видов деятельности;
различать основные компоненты структуры деятельности;
иллюстрировать конкретными примерами взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий реализации личностью социальных связей (отношений);
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
раскрывать специфические особенности различных видов познавательной деятельности;
различать абсолютную и относительную истины;
выявлять особенности научного познания;
различать типы мировоззрений;
определять и объяснять роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, особенности образования и науки в современном обществе, иллюстрировать их примерами;
объяснять суть рационального экономического поведения собственника, работника, потребителя;
различать формы политического участия граждан, конкретизировав их примерами.
Общество как сложная динамическая система
характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему;
приводить примеры единства и взаимодействия основных сфер жизни общества и институтов общества;
определять роль социальных институтов в жизни общества;
находить, анализировать, систематизировать информацию, иллюстрирующую многообразие социального развития;
приводить примеры проявления прогрессивных и регрессивных изменений с опорой на материал из различных областей научных знаний;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять её в разных формах (текст, схема, таблица);
иллюстрировать примерами процесс глобализации, выявлять причины и последствия глобализации;
отличать глобальные проблемы от локальных;
иллюстрировать проявления различных глобальных проблем на конкретных примерах и фактах.
Основы экономики
определять основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения;
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества;
находить, извлекать и анализировать социальную информацию, отражающую тенденции современного экономического развития; приводить примеры, иллюстрирующие состояние и основные направления развития экономики;
высказывать обоснованное суждение о роли экономики;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
характеризовать условия функционирования предприятия в условиях рыночной экономики, слагаемые эффективного производства;
приводить примеры действия законов спроса и предложения;
различать виды рынков, описывать их функции;
анализировать и делать выводы о влиянии конкуренции и монополии на экономическую жизнь, на поведение основных участников экономики;
сравнивать организационно-правовые формы предприятий;
различать издержки и прибыль;
выявлять и иллюстрировать примерами зависимость между изменениями объёмов производства и его издержками в целях рационального управления последними;
приводить примеры постоянных и переменных затрат (издержек);
выявлять зависимость влияния налогообложения предприятия на его развитие;
различать внешние и внутренние источники финансирования фирм;
раскрывать роль и значение финансов в структуре рыночных отношений;
конкретизировать примерами операции и услуги, предоставляемые банками;
определять задачи, функции и роль Центрального банка в банковской системе России;
различать деятельность различных финансовых институтов;
определять причины инфляции и оценивать последствия инфляции для экономики и различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
выделять причины безработицы и различать виды безработицы;
приводить примеры особенностей труда молодёжи;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости, приводить примеры осуществления такой политики;
сравнивать различные точки зрения на роль государства в экономике;
раскрывать на конкретных примерах задачи современного государства в рыночной экономике и механизмы регулирования экономической жизни общества;
характеризовать основные виды налогов, уплачиваемых в РФ гражданами и предприятиями;
иллюстрировать примерами функции налогов;
различать дефицитный, профицитный, сбалансированный государственный бюджет;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовый национальный продукт), ВВП (валовый внутренний продукт);
раскрывать сущность и соотношение понятий «экономический рост» и «экономическое развитие» на конкретных примерах;
выявлять связь между способами использования различных факторов производства и достижением экономического роста;
различать и сравнивать пути достижения экономического роста;
выявлять предпосылки международного разделения труда;
иллюстрировать примерами основные направления государственной политики в области международной торговли;
раскрывать значение интеграции отдельного государства в мировую экономику, как фактора его экономического развития;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства.
Социальные отношения
выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
определять критерии выделения основных социальных групп;
приводить примеры видов социальных групп, выделяя их основные признаки;
приводить примеры социальной стратификации;
выделять особенности молодёжи как социально-демографической группы;
выявлять причины и последствия социальных конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
приводить примеры проявления отклоняющегося поведения;
различать социальный контроль и самоконтроль;
различать виды и санкции социального контроля;
различать виды социальной мобильности, её каналы, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры путей их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе:
оценивать роль социальных институтов в жизни обществ
иллюстрировать примерами функции семьи;
раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи;
высказывать обоснованные суждения о роли семьи в социализации личности;
характеризовать состояние и динамику изменений численности населения в мире и в России;
раскрывать сущность правового статуса религиозных организаций и объединений в Российской Федерации;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Политика
выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
соотносить властные и политические отношения;
иллюстрировать примерами политические цели и политические действия;
устанавливать причинно-следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать обоснованные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
раскрывать принципы государства как основного института политической системы общества;
различать типы политических режимов;
давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы;
выделять основные этапы избирательной компании;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
находить, анализировать информацию о роли политических лидеров в истории;
выделять функции политической идеологии;
сравнивать основные виды политической идеологии;
отличать политические партии от общественно-политических организаций;
формулировать вывод о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия.
Правовое регулирование общественных отношений
различать право и закон;
сравнивать право с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выявлять иерархические связи нормативно-правовых актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
различать объём прав граждан и неграждан в конкретных ситуациях;
сравнивать прохождение военной службы по призыву, по контракту и прохождение альтернативной гражданской службы;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями налогоплательщика, конкретизировав её примерами;
определять виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды;
иллюстрировать примерами способы защиты экологических прав;
характеризовать содержание, субъекты и объекты гражданских правоотношений;
характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимущественных гражданских прав;
сравнивать организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности;
конкретизировать примерами имущественные и личные неимущественные права;
иллюстрировать примерами способы защиты гражданских прав;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
различать субъекты и объекты семейных правоотношений;
характеризовать порядок заключения и расторжения брака, различать личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов, родителей и детей в семье;
приводить примеры неправомерного поведения субъектов семейного права;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в образовательные организации профессионального образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;
выявлять особенности международного уголовного суда и специфику преследования за совершение международных преступлений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
прогнозировать последствия ложного понимания понятий «свобода», «ответственность» для личности, общества, государства;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров — социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения.
Общество как сложная динамическая система
устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
выявлять тенденции и перспективы общественного развития;
выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений.
Основы экономики
выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных условиях;
моделировать практические ситуации, связанные с расчётом издержек и прибыли производителя;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
объяснять методы изучения рынка и проникновения на рынок, приводить конкретные примеры;
характеризовать стратегию сбыта товаров и услуг на рынке;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
находить и анализировать социальную информацию о состоянии, тенденциях, перспективах развития российской экономики, направлениях государственной политики из адаптированных источников и высказывать обоснованные суждения по данным проблемам;
объяснять сущность, причины, последствия цикличного развития экономики;
называть и описывать фазы экономического цикла.
Социальные отношения
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодёжи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
оценивать роль толерантности в современном мире.
Политика
находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных компаниях;
самостоятельно давать аргументированные оценки личных качеств и деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
разбираться в ситуациях, требующих знаний о способах защиты гражданских прав и принимать оптимальные решения;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону.
Личностные результаты
Реализация данной рабочей программы способствует достижению следующих личностных результатов:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
- Готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- Готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
- Неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России
как к Родине (Отечеству):
- Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите,
- Уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
- Гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни
- Признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность
- Мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулирования отношений в группе или социальной организации
- Готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям
- Готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
Формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, к живой природе, художественной культуре:
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности,
- понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся
отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка
личности к семейной жизни:
- Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни,
- Положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства).
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
труду, в сфере социально-экономических отношений:
- Уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности,
- Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования нацелена на достижение метапредметных результатов, в состав которых входят:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях
Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели
Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы
Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели
Определять несколько путей достижения поставленной цели.
Выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали
Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью
Оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций
Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках
Использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий
Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи
Приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого
Анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами)
При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.)
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального)
Согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением
Представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией
Подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.
Воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития
Точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений
Раздел 2.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Проявление социальной сущности человека. Специфика взаимовлияния двух миров – социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Роль духовных ценностей в обществе. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная; молодёжная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Принципы морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Искусство и другие формы духовной культуры. Религия. Особенности религии как социального института и формы общественного сознания. Мировые религии, различение мировых и национальных религий. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, основные этапы, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Виды деятельности. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Виды потребностей человека. Основные компоненты структуры деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий реализации личностью социальных связей (отношений). Прогнозирование последствий ложного понимания понятий «свобода», «ответственность» для личности, общества, государства. Познание мира. Формы познания, специфические особенности различных видов познавательной деятельности. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Выявление особенностей научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Применение знаний о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Роль мировоззрения в жизни человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности и нормы, представление о них в повседневной жизни, прогнозирование последствий принимаемых решений. Мотивы и предпочтения. Основные направления развития образования, связь науки и образования. Особенности образования и науки в современном обществе, иллюстрация их примерами. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие граждан, различение его форм и конкретизация примерами. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическое лидерство. Типология лидерства.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы, общество как целостная развивающаяся (динамическая) система. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества, их роль в общественном развитии. Единство и взаимодействие основных сфер и институтов жизни общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Тенденции и перспективы общественного развития. Процессы глобализации. Основные направления глобализации, ее причины и последствия. Глобальные и локальные проблемы. Причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Систематизация социальной информации, установление связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) представление ее в разных формах (текст, схема, таблица)
Основы экономики
Экономика, экономическая наука, роль экономики в жизни общества. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика, основные проблемы. Взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества. Тенденции современного экономического развития. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Фондовый рынок, его инструменты. Рыночные структуры: понятие, основные типы: рынок совершенной конкуренции, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Противоречия рынка. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, на поведение основных участников экономики. Роль и место фондового рынка в рыночных структурах. Методы изучения рынка и проникновения на рынок, стратегия сбыта товаров и услуг на рынке. Рыночные отношения в современной экономике. Основные типы фирм. Предприятие, организационно-правовые формы предприятий функционирование предприятия в условиях рыночной экономики, слагаемые эффективного производства. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Зависимость между изменениями объёмов производства и его издержками в целях рационального управления последними. Зависимость влияния налогообложения предприятия на его развитие. Основные источники финансирования бизнеса (внешние, внутренние). Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль и значение финансов в структуре рыночных отношений. Банковская система, операции и услуги, предоставляемые банками. Центральный банк РФ, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда, объекты спроса и предложения на рынке труда, механизм их взаимодействия. Занятость и безработица, виды безработицы. Особенности труда молодежи. Государственная политика в области занятости. Роль государства в экономике, задачи современного государства в рыночной экономике и механизмы регулирования экономической жизни общества. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые гражданами и предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет: дефицитный, профицитный, сбалансированный. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост и развитие. связь между способами использования различных факторов производства и достижением экономического роста. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда и его предпосылки, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли, основные направления. Глобальные экономические проблемы. Значение интеграции отдельного государства в мировую экономику, как фактора его экономического развития. Противоречивое влияние процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство и его причины в истории и современном обществе. Социальные группы, их типы, критерии выделения. Молодёжь как социально-демографическая группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины и последствия. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение и формы его проявления. Социальный контроль и самоконтроль, виды и санкции социального контроля. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, причины и пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. роль социальных институтов в жизни общества. Семья и брак, функции семьи. Факторы, влияющие на развитие современной семьи. Тенденции развития семьи в современном мире. Роль семьи в социализации личности. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Состояние и динамика изменений численности населения в мире и в России. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Сущность правового статуса религиозных организаций и объединений в Российской Федерации.
Политика
Политика и власть. Политическая деятельность, ее субъекты и объекты политического воздействия. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть и другие виды власти. Властные и политические отношения; политические цели и политические действия. Политическая система, ее структура и функции. Причинно-следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Принципы государства как основного института политической системы общества. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и их признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания, ее этапы. Основные принципы демократического избирательного права. Избирательная кампания в Российской Федерации. Гражданское общество и правовое государство. Ценностный смысл правового государства. Анализ информации СМИ о функциях и значении местного самоуправления. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита и политическое лидерство. Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Отличие политических партии от общественно-политических организаций. Значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс, его этапы. Непосредственное и опосредованное политическое участие. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Право и закон. Законотворческий процесс в Российской Федерации, его участники и стадии. Иерархические связи нормативно-правовых актов. Гражданство в Российской Федерации. Объём прав граждан и неграждан в конкретных ситуациях. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения, виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Субъекты и объекты гражданского права, содержание гражданских правоотношений. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав, порядок рассмотрения гражданских споров. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения, виды социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ). Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Особенности международного уголовного суда и специфику преследования за совершение международных преступлений.
Раздел 3
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Человек. Человек в системе общественных отношений | 21 |
2 | Общество как сложная динамическая система | 9 |
3 | Основы экономики | 15 |
4 | Социальные отношения | 20 |
5 | Политика | 35 |
6 | Правовое регулирование общественных отношений | 15 |
140
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию ФГОС Боголюбов
Программа составлена к УМК Боголюбов на основе программы под его же редакцией....
Рабочая программа по обществознанию ФГОС 6 класс
Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематически планированием....
Рабочая программа по обществознанию (ФГОС)
1. Пояснительная записка 1.1. Рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана в соответствии со следующими документами: ...
Рабочая программа по обществознанию ФГОС 5-9 классы
Рабочая программа составлена на основе 1.требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), 2.основной образовательной п...
Рабочая программа по обществознанию ФГОС 5 класс
Рабочая программа составлена на основе проектов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общег...
Рабочая программа по обществознанию (ФГОС)
Рабочая программа по обществознанию (ФГОС) к УМК Соболевой...
Рабочая программа по обществознанию ФГОС
Рабочая программа по обществознанию, включая модуль по ОДНКНР...