Урок обществознания в 9 классе "Избирательное право"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Кузнецова Наталья Викторовна

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе "Я - будущий избиратель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_budushchiy_izbiratel.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУСОШ им. С.А. Суркова с. Богословка

Пензенского района Пензенской области

Открытый урок

по обществознанию:

«Я - будущий избиратель»

(9 класс)

Разработала: Кузнецова Наталья Викторовна,

                                                          учитель истории МОБУСОШ

                                                            им С.А. Суркова с. Богословка

2015 год

Тема урока: «Я -  будущий избиратель».

Форма проведения: повторительно-обобщающий урок по теме «Избирательное право» в 9 классе.

Цель: закрепление полученных знаний по теме «Избирательное право».

Задачи:

  1. образовательные: формировать  устойчивые представления об избирательном праве РФ;
  2. развивающие: развивать умения и навыки  учащихся отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, аргументировать свой ответ, грамотно вести диалог;
  3. воспитательные: воспитывать чувство гражданственности, ответственности, сопричастности, любви к своей Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, учебник.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме «Избирательное право».

  1. Государственное устройство.
  2. Понятие «гражданин».
  3. Отличие гражданина от обывателя.
  4. Избирательное право.
  5. Избирательный процесс.

III. Итог.

IV. Домашняя работа.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Избирательное право».

Цель сегодняшнего урока закрепить полученные знания по теме «Избирательное право» (слайд 1), а тема урока звучит так  «Я будущий избиратель». Эта тема очень актуальна между выборами в Государственную Думу РФ, которые состоялись 4 декабря, и выборами в Президенты РФ.

Наш урок мне хотелось бы начать со слов Гельвеция: «Будь гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности для твоих удовольствий, для твоего благополучия» (Слайд 2).

II. Актуализация знаний.

- Ребята, кого мы называем избирателем?

(Граждан, достигших 18 лет, имеющих право избирать, т.е. обладающих активным избирательным правом)

По закону РФ вы пока не сможете участвовать в выборах, но в скором времени и вы станете избирателями.

- В процессе чего человек может реализовать свое избирательное право?

(В процессе свободных выборов и референдумов)

Проблемное задание (Слайд 3-4)

Перед вами два предложения:

«Выборы нужны?» и «Выборы нужны!»

- Как вы понимаете эти выражения?

(Первое предложение со знаком «?» означает позицию человека, который считает, что выборы ничего не значат. Второе предложение со знаком «!»  означает позицию человека, который считает, что выборы необходимы в демократическом государстве)

В конце урока вы должны выбрать ту позицию, которая вам ближе.

  1. Государственное устройство.

(Слайд 5) 

В Конституции Главе 1 статье 1 пункте 1 Россия провозглашается как демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

  1. Что значит демократическое? (Слайд 6-8)

(Это значит что, источником власти в государстве является  народ, который имеет право участвовать в решении государственных дел)

  1. Что означает федеративное? (Слайд  9-10)

( Это значит, что государство состоит из равноправных частей)

  1. Что значит правовое? (Слайд 11-12)

(Это значит что у граждан есть права и обязанности, а у государства есть законы, которые никто ни в праве нарушать, ни граждане, ни государство)

  1. Почему республика? (Слайд 13-14)

(Потому что граждане государства сами выбирают тех, кто принимает законы).

  1. А кто у нас принимает законы? (Слайд 15-16)

(Законы принимает парламент РФ  - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума)

  1. Как формируются эти палаты?

(В Совет Федерации входят по 2 представителя от субъекта Федерации, а Государственную Думу избирают граждане РФ).

  1. Кто имеют право участвовать в выборах?

(Граждане РФ, достигшие 18 лет, которые не признаны недееспособными по суду и не находятся в местах лишения свободы).

Задание 1. Знаете ли вы…

Определите функции этих органов власти.

Функции

Государственная Дума

Совет Федерации

Центральная избирательная комиссия

1.

Назначает выборы

2.

Разрабатывает и принимает законы

3.

Принимает решение о голосовании

4.

Готовит документацию о выборах.

2. Понятие «гражданин».

-Давайте выясним, кого мы называют  гражданином? (Слайд 17-18)

Составим словарь.

- Попытайтесь сами определить понятие гражданин.

(Гражданин – это человек связанный правоотношениями с государством, наделённый правами и обязанностями, закреплённых в законах, охраняемых государственной властью).

Теперь посмотрим, как трактует словарь понятие гражданин.

 

Задание 2. (слайд 19).

Вставьте пропущенные слова, которые характеризуют гражданина.

Гражданин – это человек, который

Любит_______(свою Родину)

Переживает________(ее беды и проблемы как собственные)

Действует_______(на благо своей Родины)

Требует ___________(улучшения жизни для многих людей)

Потому что активность граждан делает Родину процветающей.

Давайте проверим правильные ответы.

2. Отличие гражданина от обывателя (Слайд 20)

У избирателей бывают разные позиции выбора, она может быть активной, а может быть пассивной. Например:  Гражданин N всегда ходит на выборы, так как  считает, что его голос решает судьбу страны. Другой пример: гражданин  S не ходит на выборы, так как считает, что его голос ничего не решает.

- Как можно назвать человека с активной гражданской позицией? (гражданин)

- Как можно назвать человека с пассивной гражданской позицией? (обыватель)

                                                   

       

Задание 3. Если…

  1. Вы в день выборов не можете быть по месту жительства, по уважительной причине. Как вы сможете проголосовать в другом месте? Объясните ваши действия, которые положены в этом случаи по закону.
  2. Перед выборами вы внезапно заболели и не можете прийти на избирательный участок. Как вы в этом случаи поступите, чтобы выполнить свой конституционный долг?
  3. Ваша сестра попросила вас проголосовать за нее. Ей некогда прийти на участок в день голосования. Сумеете ли вы выполнить просьбу сестры?

3.Избирательное право (слайд 21)

- Что такое избирательное право?

 (Избирательное право – это конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления).

Задание 4.

Выберите из перечня, приведенного в первом столбце, принципы избирательного права РФ  и перенеси их во второй столбец.

Проверь себя

Общественные

Равные

Тайные

Многоступенчатые

Всеобщие

Прямые

Принципы избирательного права РФ

4. Избирательный процесс.

 - Что такое избирательный процесс?

(Избирательный процесс - один из основных элементов избирательной системы, включающий:

-1- назначение выборов;

-2- регистрацию избирателей;

-3- организацию избирательных округов, районов и т.д.;

-4- выдвижение кандидатов;

-5- проведение голосования;

-6- определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов)

Выполните следующее задание.

Задание 3.

Соотнесите термины избирательного процесса соединительными линиями. (Слайд 22).

Проверь себя

А) Главный избирательный орган страны

1.Избирательный бюллетень.

Б) Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов.

2.Центральная избирательная комиссия

В) Территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов для проведения голосования и подсчёта голосов.

3.Предвыборная агитация.

Г) Деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить избирателей к голосованию за кандидата или объединение.

4. Избирательный участок.

Задание 4.

Объявляется блиц-игра. Назовите цифру, за которой скрывается вопрос, и ответьте на него (Слайд 23-27).

1

2

4

3

 

  1. Как называют верхнюю и нижнюю палаты Российского парламента?
  2. С какого возраста граждане РФ получают право избирать?
  3. Может ли гражданин в возрасте 25 лет быть избранным на должность Президента РФ?
  4. Какой документ предоставляет избиратель, чтобы получить избирательный бюллетень?

Задание 5. Решаем тесты.

  1. На какой срок избирается Государственная Дума РФ?

А) на 4 года;

Б) на 5 лет;

В) на 6 лет;

Г) на 7 лет.

2. Почему не могут голосовать граждане, не достигшие 18 лет?

А) не имеют полной дееспособности;

Б) так принято по традиции;

В) не получили аттестат.

3. Когда была принята Конституция РФ?

А) 12 июня 1991 г.;

Б) 12 августа 1992 г.;

В) 12 декабря 1993 г.;

Г) 12 марта 1995 г.

4. Кто по Конституции РФ не может голосовать?

А) военнослужащие;

Б) слепые;

В) душевнобольные, признанные судом;

Г) инвалиды.

5. Когда у избирателей заканчивается право быть избирателем?

А) по уходу на пенсию;

Б) по выезду за границу на постоянное местожительство;

В) если он помещен в психиатрическую больницу по решению суда.

III. Итог.

А теперь давайте вернёмся к нашей проблеме (Слайд 28):

«Выборы нужны?»

«Выборы нужны!»

Если вы сделали свой выбор, аргументируйте свою позицию кратким ответом.

(возможные ответы учащихся).

Выборы нужны!

1. потому что уверен, что мой голос нужен.

2. потому что я решаю важные вопросы.

3. потому что, голосуя, я самоутверждаюсь.

4. потому что я уверен в завтрашнем дне.

5. так как после выборов жизнь станет лучше.

6. потому что я гражданин своей страны

Выборы нужны?

1. потому что за нас все решает власть.

2. потому что мой голос ничего не значит.

3. потому что выборы не принесут никакой пользы народу.

Таким образом, большая часть вас выбрала позицию гражданина, которые считают, что выборы сегодня – наше будущее завтра.

(Слайд 29) Видеоролик «Выборы сегодня – наше будущее завтра».

IV. Домашнее задание.

(Слайд 30) Нарисуйте плакат «Я – избиратель!».

(Слайд 31) Спасибо за урок. Хорошего дня и настроения!

Используемая литература.

  1. А.Ф. Никитин. Основы обществознания (учебник для общеобразовательных учреждений).
  2. Конституция РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания "Мораль и право. Добро и зло" 6 кл

Аннотация к урокуУрок «Мораль и право. Добро и зло», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Духовная сфера жизни общества». Урок предполагает изуч...

Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)

Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....

материал рабочей тетради для урока обществознания "Государственная охрана права"

Презентация к уроку обществознания "Государственная охрана права"...

презентация к уроку обществознания 9 класс "Права человека"

Данная презентация позволяет раскрыть вопрос об истории формирования прав человека, показать место, которое занимает этот вопрос в современном мире. Используя презентацию на уроке можно сформировать п...

урок обществознания 9 класс "Право"

Урок изучения нового материала на основе презентации, практической работы с Конституцией РФ...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс

Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...

Урок обществознания по теме "Право на службе человека" в 6 кл.

Урок провдится в 6 классе при изучении раздела "Прво"...