План урока - "Бюджет семьи и государства"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

План урока - "Бюджет семьи и государства", раскрывающий разные уровни бюджета. Термины - дефицит, профицит.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План урока44 КБ
Office presentation icon Презентация 3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Бюджет государства и семьи. 8 класс.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная: - познакомить учащихся с новыми понятиями

- рассмотреть уровни бюджета

- разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита бюджета

Развивающая:

 - уметь анализировать семейный бюджет

- сформировать умения работать в группах и индивидуально

- уметь анализировать текущую информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами.

Воспитательная:

- экономическое воспитание

- социализация личности

- адаптация личности в условиях экономического пространства

Оборудование урока: мультимедиа (презентация), наглядные пособия (плакаты), карточки с понятиями.

Понятия: Бюджет, профицит бюджета, дефицит бюджета, сбалансированный бюджет.

                                                                                                   

Ход урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. -Здравствуйте ребята! Готовы к уроку?

Присаживайтесь.

Повторение пройденного материала

Давайте с вами вспомним какие сферы общества существуют? Мы с вами изучаем экономическую сферу.

  1. В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?
  2. Что такое налогообложение? Каким образом с этим явлением сталкивается ваша семья?
  3. Перечислите основные виды налогообложения и дайте их характеристику.

Как вы считаете, ослабление налогов повышает интерес людей к труду или нет? Ответ аргументируйте. 

Для вас есть еще одно задание.  Слушайте внимательно, если я вдруг буду допускать ошибки – вы их себе помечайте, а мы потом разберем, итак:

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Поэтому государство должно пресекать любые виды предпринимательской деятельности, во избежание обогащения частных лиц за счет страны. (сохранение рыночной экономики)

Однако предприниматели платят большие налоги в государственную казну. Следовательно, в целях экономии государству необходимо подумать о другой, более значительной части населения: пенсионерах, учителях, врачах, служащих, студентах, детях, безработных. Содержать школы, дороги, медицинские учреждения, полицию государству очень накладно, поэтому оно должно передать эти предприятия в ведение частного бизнеса. (станет недоступным широким слоям населения)

И совсем невыгодная часть расходов – защита окружающей среды. Ежегодно  огромные суммы денег тратятся на вывоз мусора, очистку водоемов и т.д. А доходов от улучшения здоровья населения в казну не поступает. Эту статью расходов государство должно вычеркнуть из планирования бюджета на все будущие года.

Есть ли в тексте ошибки? Если да, то обоснуйте ответ.

  1. Изучение новой темы.

Слово учителя.

Сегодня мы рассмотрим с вами серьезную, но интересную

 тему «Бюджет государства и семьи».

И прежде всего познакомимся с понятием «бюджет».

Бюджет- финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени. Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи и отдельного человека.

В первом случае речь идет о государственном бюджете, во втором – о финансовом плане фирмы, в третьем – о семейном бюджете, в четвертом – об индивидуальном.

Составление бюджета обычно включает три основные фазы:

- постановка финансовых целей

- оценка доходов

- планирование расходов

Выделяется понятие «государственный бюджет».

Государственный бюджет- это финансовый план расходов и доходов за определенный период времени (за год).

Итак, нужно запомнить, что государственный бюджет

1) имеет юридическую силу;

  1. утверждается парламентом;
  2. правительство организует его исполнение

Таким образом, формируется бюджетная система РФ. В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней;

  1. Федеральный бюджет
  2. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
  3. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Итак, три ученика подготовили мини-проекты по уровням бюджета. Ваша задача послушать и определить особенности этих уровней бюджета.

Выступление учащихся с мини-проектами

1 учащийся - Федеральный бюджет

2 учащийся - Региональный бюджет

3 учащийся - Местный бюджет

Обобщение учителя:

Федеральный бюджет утверждается парламентом

Региональный бюджет – Законодательным собранием

Местный бюджет – Районным советом депутатов.

Слово учителя.

Семейный бюджет тоже является финансовым планом и состоит из доходов и расходов. Давайте поговорим с вами о том как выглядит модель бюджета вашей семьи. Какие доходы и расходы имеет ваша семья?

Посмотрите на слайд: возможны три случая:

Доходы    Расходы- положительное сальдо, профицит бюджета

Доходы = Расходы – сбалансированный бюджет

Доходы    Расходы – отрицательное сальдо, дефицит бюджета.

Ребята, как вы думаете, какой случай наиболее благоприятный для государства и семьи?

А какой наихудший вариант?

Ваша семья, ваши родители планируют свой бюджет. Однако денег не всегда хватает и может возникнуть такая ситуация, когда появляется дефицит бюджета. Давайте с вами подумаем как можно выбраться из ситуации дефицита бюджета, какие способы решения можно найти?

Предлагается метод Кластера. На доске плакат.

Способы решения проблем дефицита госбюджета:

Учащиеся должны предложить свои варианты. Один ученик выходит к доске и записывает варианты на заранее оформленном плакате.

    (возможные варианты).

  1. Сократить расход
  2. Одалживание денег у населения других стран
  3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег для покрытия расходов
  4. Привлечь дополнительные источники

А как можно решить этот вопрос на уровне государства? Как преодолеть дефицит бюджета?

Государство в данном случае поступает также, находит пути решения.

Работа по группам:

Теперь снова обратимся к бюджету семьи. На доску прикрепим кошелек, который и  будет являться бюджетом семьи. Нужно разделиться на 2 группы. Задание: распределите данные понятия: то, что относится к доходам, поместите в столбик под доходами, то, что является расходами, в столбик под расходами. Вы должны правильно распределить понятия по столбикам и будет учитываться какая команда справиться быстрее.

Рефлексия.

И чтобы закрепить пройденный материал вам нужно выполнить тесты. Они будут оцениваться.

Выставление оценок и подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Prezentacii.com

Слайд 2

План Бюджет и порядок его принятия. Составные части государственного бюджета Дефицит, профицит, сбалансированный бюджет Способы преодоления бюджетного дефицита

Слайд 5

Бюджетная система РФ Федеральный бюджет (первый уровень) Разрабатывается и утверждается в форме федерального закона Региональные бюджеты субъектов РФ (второй уровень) Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъектов РФ Бюджеты муниципальных образований, местные бюджеты (третий уровень) Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций муниципальных формирований и органов самоуправления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Бюджет семьи"

Конспект урока СБО (8 класс)по теме «Бюджет семьи» Цель: Дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.Задачи:Образовательные:Сформировать общее представление учащихся о...

тема урока: Бюджет семьи и государства 8 класс

Познакомить учащихся с понятием «бюджет» и способами его составления...

Конспект урока «Бюджет семьи» (финансовая грамотность)

Урок разаработан и проведен в рамках недели финансовой грамотности в 2016 году. Учмщиеся на уроке знакомятся с видами бюджетов семьи и пробуют средствами MS Excel составить по предолженным дохода...

Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»

Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»...

Технология 8 класс урок « Бюджет семьи»

Открытый урок технологии – учитель Федотова М.В. Предмет: Технология. Урок изучения новой темы Тема: «Бюджет семьи» Класс: 8 класс Технологии: урок разработан в технологии критического мышления...

Тема урока: «Бюджет семьи» Класс: 8

Технологическая карта урока  по обществознанию 8 классе. Тема "Бюджет семьи"...

План конспект урока "Бюджет семьи"

Урок полезен учителям технологии....