Технология 8 класс урок « Бюджет семьи»
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Федотова Маргарита Владимировна
Открытый урок технологии – учитель Федотова М.В. Предмет: Технология. Урок изучения новой темы Тема: «Бюджет семьи» Класс: 8 класс Технологии: урок разработан в технологии критического мышления Аннотация: Данный урок является уроком изучения новой темы. Урок разработан в технологии развития критического мышления. В сценарии урока продуманы действия учителя, побуждающие обучающихся проявлять имеющиеся у них знания и универсальные учебные действия. Логика изложения материала построена в логике технологии: вызов, осмысление, рефлексия. Учитывая разный уровень интеллектуальных способностей обучающихся, используются задания разные по уровню деятельности: на репродуктивном и реконструктивном уровнях (например, при составлении графической модели структуры семейного бюджета)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_byudzhet_semi.docx31.17 КБ
Файл k_uroku_8_klass.pptx466.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок  технологии – учитель  Федотова М.В.

Предмет: Технология. Урок изучения новой темы

Тема: «Бюджет семьи»

Класс: 8 класс

Технологии: урок разработан в технологии критического мышления

Аннотация:

Данный урок является уроком изучения новой темы. Урок разработан в технологии развития критического мышления. В сценарии урока продуманы действия учителя, побуждающие обучающихся проявлять имеющиеся у них знания и универсальные учебные действия. Логика изложения материала построена в логике технологии: вызов, осмысление, рефлексия.

Учитывая разный уровень интеллектуальных способностей обучающихся, используются задания разные по уровню деятельности: на репродуктивном и реконструктивном уровнях (например, при составлении графической модели структуры семейного бюджета)

Цели урока:

Формирование знаний обучающихся по теме «Бюджет семьи»

Формирование регулятивных универсальных действий на этапе постановка задач урока, при подведении итогов на этапе рефлексии.

Формирование познавательных умений при составлении графической модели семейного бюджета (преобразование информации из одного вида – в другой)

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через работу в группе, проведение опроса по заданной схеме.

В результате ученик:

Будет знать:

  • понятие «семейный бюджет» (структуру, ключевые признаки)

Научится:

  • определять понятие «семейный бюджет»
  • проводить анкетирование по заданной схеме
  • составлять бюджет своей семьи на месяц (на основе усвоенного способа составления структуры семейного бюджета, используя имеющуюся информацию)
  • взаимодействовать с группой (предлагать группе свои идеи, относиться к идеям других членов группы, выслушивать других членов группы)
  • оценивать действия партнёров

Конспект урока:

  1. Организационный момент. Приветствие 1 мин. Цветотерапия (Приложение1)

Ребята найдите глазами по классу красный квадрат, а теперь зеленый треугольник, желтый круг, синий прямоугольник.

  1. Этап «Вызов»

Накануне урока вам было выдано домашнее задание: провести опрос среди членов семьи по предложенной анкете (Приложение 2).

Исходя из содержания вопросов анкеты и полученной информации, ученикам предлагается самостоятельно сформулировать тему урока?

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задает наводящие вопросы:

О чем были вопросы анкеты?

Какую информацию вы получили, проведя анкетирование членов семьи?

Как можно озаглавить анкету одним словом?

Отвечают на вопросы:

О заработной плате родителей…

Об основных расходах семьи…

Возможно формулируют тему «Бюджет семьи»

Формулирует тему, если ученики самостоятельно не смогли ее сформулировать

3-5 минут

Тема урока «Бюджет семьи»

  1. Этап «Осмысление»

Что такое бюджет семьи?

Чаще всего, дети предполагают, что это деньги. При таком ответе можно использовать прием «коммуникативная атака».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

На стол учитель из портфеля выкладывает крупную пачку денег.

Задает вопрос: «Я от продажи личного автомобиля получил некую сумму денег. Это – бюджет?».

Пытаются дать прямой ответ на вопрос.

Выдвигают возможные варианты отличительных признаков понятия «бюджет».

Пытаются сформулировать определение понятия.

Формулируют понятие «бюджет».

Предлагает заполнить таблицу Интерактивная  стратегия  «KWL Chart»

ЗХУ (столбец «Знаю»). Что вам известно о бюджете семьи? Какую информацию вы знаете по данной теме

Предлагает заполнить таблицу ЗХУ (столбец «Хочу узнать»).

Что хочу узнать – что хотите узнать по данной теме

Формулируют личные задачи изучения темы:

«Узнать из чего складывается бюджет?»

«Узнать как увеличить доход семьи?»

«Узнать какие есть способы снижения расходов?»

Что узнали – заполните в конце нашего урока

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Из чего складывается бюджет?

Бюджет – это структура всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

На какой период составляется бюджет?

 

Как увеличить доход семьи?

Какие обязательные расходы необходимо учесть при составлении бюджета?

Какие есть способы снижения расходов?

5 минут

Вероятный список вопросов для решения на данном уроке:

«Структура бюджета семьи»

«Как уменьшить обязательные расходы семьи?»

«Как составить бюджет семьи?»

  1. Даю определение, что такое Бюджет.
  2. Скажите, что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается? (Доход – это деньги, которые поступают в семью. Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д).

Это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность. Доход всех членов семьи называют совокупным доходом.

  1. А теперь подумайте на что ваша семья тратит деньги? Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д).

Таким образом, расходы – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг. Все виды расходов можно разделить на несколько групп: Постоянные, Переменные –циклические, непредвиденные, сезонные.

  1. Давайте представим бюджет семьи как весы. На одной чаше весов находятся доходы семьи, которые поступили, а на другой чаше будим ставить гирьки расходов. Потратили на что-то деньги – ставим гирьку на весы. Если обе чаши будут в равновесии, то наши расходы не превышают доходы, тогда говорят, что такой бюджет сбалансированный. Нам хватает заработанных денег на жизнь, мы не делаем долги.

Если же расходы перетянули чашу, то наш бюджет имеет дефицит.

- Что произошло? (Мы потратили больше денег, чем заработали, пришлось занимать в долг).

А вот если перетянет чаша с доходами, тогда наш бюджет будет называться избыточным или профицитным. Такую семью можно назвать экономной.Что это означает? (Значит, мы потратили меньше денег, чем заработали).

 Таким образом, под бюджетом понимаем наличие денежных средств в семье. Дефицитный б.- расходов больше, чем доходов. Сбалансированный – если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов, Профицит –ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов.

  1. Физминутка( песенка)
  2. Практическая работа «Анализ семейного бюджета» (инструкционные карты)

А теперь переходим к выполнению практической работы. Ее цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет предполагаемой семьи с помощью компьютера:

  1. Введите следующие данные в компьютерную таблицу XL.
  2. С помощью функции fx произведите суммы всех доходов и суммы всех расходов.
  3. С помощью функции «мастер диаграмм» выполните графическое изображение данных таблицы.
  4. Сделайте вывд в тетради:

а) Какой состав семьи

б) Все ли члены семьи приносят доходы?

в) Рационально ли члены семьи тратят деньги?

г)Какой тип бюджета семьи?

д)Чтобы вы могли посоветовать данной семье

Анализ бюджета, Озвучивают результаты. Делают вывод.

- Семья Ивановых имеет профицит бюджета.

- Семья Сидоровых имеет сбалансированный бюджет.

- Семья Петровых имеет дефицит бюджета.

Озвучивают результаты. Делают вывод.

  1. Закрепление.

1.Сейчас мы с вами просмотрим мультфильм Азбука денег на тему Бюджет семьи.

2. Следующий этап урока подскажет нам « Умеете ли вы считать деньги?» и надеюсь, что  этот тест в будущей взрослой жизни поможет  вам правильно планировать семейный бюджет.

Умеете ли вы считать деньги?

Вопросы

да

нет

иногда

  1. Знаете ли вы сколько осталось  денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты?

20

5

7

  1. Вы увидели очередь за дефецитной вещью. Будете ли вы стоять в очереди?

7

20

6

  1. Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме?

25

2

11

  1. Покупаете ли вы постельное белье про запас?

1

18

8

  1. Перепродаете ли вы вещи, которые оказались вам не нужны?

9

9

0

  1. Заказываете ли вы такси?

4

16

6

  1. Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты?

2

24

12

  1. Советуются ли в вашей семье при покупке крупных вещей?

11

14

3

  1. Хотите ли иметь сбережения в банке?

17

5

6

  1. Считаете ли вы, что экономнее дома делать все в ручную?

19

15

3

  1. Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок?

14

3

5

30-40 очков. Да – в вашем доме не имеют понятия о том, что деньги любят счет и задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять энную сумму денег. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вывстречаете в штыки. Вам в жизни стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас не высока. Вы сознаете, что никто кроме вас не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы. Но как нанести порядок, не имеете понятия. Вам необходимо навести железную дисциплинув расходах.

100-170 очков. Вы так набираете курс, что ваш семейный корабль идет по житейскому морю без зигзагов, не садясь на мель, штормы его не треплют. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в каждом дне.В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни.

  1. Вернемся к нашей таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. И так, что же нового вы узнали сегодня на уроке.
  2. Спасибо за урок, Вы хорошо потрудились сегодня, всем оценка «5» за урок.
  3. Д/З будет практическая работа «Оценка бюджета своей семьи».Д/З выпоняется следующим образом : в картах вы должны заполнить таблицу доходов и расходов своей семьи, проанализировать таким же образом и построить диаграмму.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приложение 1 Анкета. ______________________________________ 1.Из скольких членов семьи состоит ваша семья? 2.Кто из членов семьи приносит доход? 3.Какие виды дохода имеет ваша семья? 4.Какие обязательные платежи в течение месяца необходимо осуществить? 5.Каков средний доход вашей семьи в месяц? 6.Сколько денег вашей семьи уходит на обязательные ежемесячные расходы? 7.ли у вашей семьи возможности уменьшения ежемесячных расходов? 8.Есть ли у вашей семьи возможность увеличения дохода? 9.Есть ли вашей семьи планы на приобретение крупной покупки?

Слайд 2

Тема урока: Бюджет семьи

Слайд 3

Интерактивная стратегия «KWL Chart » KNOW(знаю) WANT (что хочу узнать ) LEARNT(узнала) Знаю - вспомните какую информацию вы знаете по данной теме Что хочу узнать – что хотите узнать по данной теме Что узнала – заполните в конце нашего урока

Слайд 4

«Бюджет» - из ст.-франц. B ougette «сумка, кошелёк».

Слайд 5

Доход- это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность. Доходы можно получать в виде наличных (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счет в банке, чеки), а также в виде благ (сваренный обед, сшитое платье и т.д.)

Слайд 6

Потребности семьи в большинстве случаев удовлетворяются с помощью денег. Расходы - затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Слайд 7

Бюджет Доходы Расходы Структура всех доходов и расходов за определённый период времени

Слайд 8

Доходы семьи заработная плата родителей пенсии бабушки и дедушки стипендия брата, сестры средства от реализации продуктов подсобного хозяйства Материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

Слайд 9

покупка продуктов проезд в транспорте покупка одежды оплата коммунальных услуг походы в кино, театры Расходы семьи Затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Слайд 10

РАСХОДЫ СЕМЬИ ПОСТОЯННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ЦИКЛИЧЕСКИЕ НЕПРЕДВИДЕННЫЕ СЕЗОННЫЕ

Слайд 11

Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать в начале какого-либо периода, и они не изменятся к его концу. Плата за квартиру Покупка продуктов питания Подписка на газеты и журналы Проездные билеты

Слайд 12

ЦИКЛИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ ПОКУПКА ПРЕДМЕТОВ РАЗЛИЧНОГО СРОКА ПОЛЬЗОВАНИЯ Мебель- (10-12 лет), верхняя одежда – (2-3 сезона), бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и др.

Слайд 13

НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАСХОДЫ ПОКУПКА ЛЕКАРСТВ РЕМОНТ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

Слайд 14

СЕЗОННЫЕ РАСХОДЫ

Слайд 15

Доходы Расходы Сбалансированный бюджет

Слайд 16

Доходы Расходы Дефицит бюджета

Слайд 17

Доходы Расходы Избыточный бюджет

Слайд 18

Физминутка

Слайд 19

Практическая работа 1.Введите следующие данные в компьютерную таблицу XL. 2 . С помощью функции fx произведите суммы всех доходов и суммы всех расходов. 3 . С помощью функции «мастер диаграмм» выполните графическое изображение данных таблицы. 4 . Сделайте вывд в тетради: а) Какой состав семьи б ) Все ли члены семьи приносят доходы? в) Рационально ли члены семьи тратят деньги? г)Какой тип бюджета семьи? д)Чтобы вы могли посоветовать данной семье Задача №1 Оценка бюджета семьи Ивановых Задача №2 Оценка бюджета семьи Сидоровых Задача № 3 Оценка бюджета семьи Петровых

Слайд 20

Ответы: Семья Ивановых – имеет профицит бюджета Семья Сидоровых – имеет сбалансированный бюджет Семья Петровых – имеет дефицит бюджета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....

Конспект урока технологии раздела «Домашняя экономика» по теме «Бюджет семьи» (8 класс)

Цель урока: создать условия для качественного усвоения основных понятий по теме «Бюджет семьи» и формирования универсальных учебных действия через организацию групповой работы по решению познавательны...

презентация к уроку технология в 8 классе "Бюджет семьи"

презентация составлена к одному из уроков технологиии по разделу "Семейная экономика". В презентации рассматриваются виды  бюджета, понятия расходов и доходов....

Методическая разработка по технологии для учащихся 8 класса "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов".

Данная методическая разработка расширяет знания учащихся 8 классов по теме "Бюджет семьи". Разработка представлена в виде презентации....

Урок технологии в 8 классе "Бюджет семьи"

Урок технологии в 8 классе "Бюджет семьи"....

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д.Симоненко Тема : Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи». Автор: Михеева И.Н Учитель технологии МБОУ ССОШ.

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д. Симоненко Тема:"Семейная экономика. Понятие "расход","доход", "бюджет семьи". Разработка урока в презентации.разработка технологической карты по изготовлени...

Разработка урока по технологии 8 класс "Бюджет семьи"

Разработка урока составлена для универсального класса авторов  Н.В. Синица, П.С. Самородский. – М.: Вентана-Граф, 2015 г....